Меню Рубрики

Тема абортов в этике

Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т.д.

Ученые, занимающиеся волной генетикой, считают, что после аборта в матке остается информационный след – память о ребенке, который был «удален» до рождения, и этот след влияет на психику последующих детей и на их отношения с родителями. Женщины, которые сделали аборт, имеют намного большие проблемы со своим следующим ребенком, часто не готовы кормить их грудью [14].

К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде [10].

2.2 Морально-этические проблемы искусственного прерывания беременности

Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: “Аборт — это медицинская проблема”. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом — сложнейшая. Ведь прежде, чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства [8].

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: «Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?»[7]

Противники абортов считают совершенно несостоятельной концепцию жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во-первых, с их точки зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во-вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия «жизнеспособность». В-третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 420, 360 гр.

Так же они анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, сделавших аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства[7].

На основании подобных аргументов противники искусственного прерывания беременности как морального допустимого вмешательства настаивают, что аборт – это жестокое убийство невинного человеческого существа.

В современном мире существуют три основные позиции, которых придерживаются люди в отношении к искусственному аборту:

· Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тел матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

· Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

· Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода.

Однозначно вопросы о недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают противниками аборта [14].

Читайте также:  Молитва аборт 40 дней

В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выносит своего ребенка».

Согласно, буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии».

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание [7].

В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.

Аборт (от лат. Abortus – выкидыш), как репродуктивные технологии, является проблемой биомедицинской этики. Абортом называют всякое (в том числе и естественное) прерывание беременности. В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона [14].

· Естественные, называемые выкидышами;

· Криминальные, проводимые вне стен медицинского учреждения и дающие наибольшее число серьезных осложнений;

· Медицинские – искусственное прерывание беременности на разных сроках:

1. мини-аборты (вакуум-аспрация) – в сроки до трех недель задержки менструации;

2. инструментальные аборты – до 12 недель беременности;

3. на сроке 22-24 недели производят искусственные роды в соответствии с медицинскими или социальными показаниями;

· Фармакологический аборт на сроке до 42 дней аменореи с применением мифепристона, являющийся перспективным методом относительно безопасного прерывания беременности.

Методы искусственного прерывания беременности являются причиной бесплодия, невынашивания и других осложнений беременности и родов, высоких показателей материнской и младенческой смертности. Аборт ни в коем случае не должен быть средством регулирования репродуктивной функции женщины и рассматриваться как метод планирования семьи [16].

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. С точки зрения морали аборт – это всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина, решающаяся на искусственное прерывание беременности, всякий раз стремится избежать «большего зла».

Традиционно выделяют три позиции отношения людей к абортам:

Показатель числа абортов в России на 1000 женщин фертильного возраста в 2002 году составил 45,8, в США – 21,3, в Финляндии – 11,7. и хотя в России в последние годы отмечается некоторое снижение количества абортов и повышение рождаемости, демографическая ситуация в стране остается критической [16].

1. Антология гендерной теории [Текст]: сборник / сост. и коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – 384 с. [С. 141-146]

2. Антуфьева, Н.М. Кровь абортов залила Россию [Текст] / Надежда Антуфьева // Центр Азия газ. – 2002. – 11 ноября – с. 13

3. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг / перевод с англ. – М.: Мир, 1997 – 368 с. [С. 103-110]

4. Блиев, Ю. Высвобождая женщину от народного хозяйства…[Текст] / Юрий Блиев // Медицинская газ. – 2009. – 25 сентября – с. 20

5. Запрет на плод [Текст] // АиФ газ. – 2008. – 13 февраля – с. 14

6. Зима, Т. Ахиллесова пята России [Текст] / Татьяна Зима // РФ сегодня жур. – 2007 – 15 февраля – с. 5-6.

7. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику [Текст]: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. – М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 384 с. [С. 197-201, 205-215]

8. Коновалова, Л.В. Прикладная этика [Текст]: по материалам западной литературы/ Л.В. Коновалова. РАН; Ин-т философии. – М.; 1998. – 216 с. [С. 103-119]

9. Куприянова, Е. Минздравсоцразвития приняло меры по ужесточению правил проведения абортов [Интернет] / Елена Куприянова // Жить долго и счастливо жур.сет. – 2004. – 5 февраля

10. Марданов, Р.А. Скажи абортам «нет» [Текст] / Рафаэль Марданов // Женское здоровье жур. – 2006.- 24 июня – 17 с.

Читайте также:  Сделала аборт при отрицательном резус факторе

11. Новая иллюстрированная энциклопедия, Кн. 1, Аа-Ар [Текст] – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 255 с. [С. 14-15]

12. Соколова, Н.А. Аборту — приоритет? [Текст]/ Н.А. Соколова, Ю.С. Массина // Дуэль газ. – 2009. – 27 января – с. 10

13. Ужегов, Г.Н. Большая семейная энциклопедия народной медицины от доктора Ужегова [Текст]/ Г.Н. Ужегов.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 1200 с. [С. 337-339]

14. Шурыгина, Ю.Ю. Научные концепции здорового образа жизни [Текст] / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 – С. 148-155.

15. Шурыгина, Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы (с региональным компонентом) [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004 – 124 с. [С. 40-41]

16. Шурыгина, Ю.Ю. Социально-медицинская работа в РБ [Текст]: Монография / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 – 214 с. [С. 128-130]

источник

  • Севитова Надежда Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • «МАРКЕР НРАВСТВЕННОСТИ»
  • ДОПУСТИМОСТЬ АБОРТОВ
  • ПРАВО НА ЖИЗНЬ
  • НЕРОЖДЕННЫЙ

Проблема абортов давно интересует общество, уже написано множество статей, научных исследований, книг, снято много фильмов и социальных роликов. В подобных работах приведены доказательства того, что аборт, несомненно, является убийством нерождённого человека со всеми вытекающими последствиями.

В современном мире допустимость абортов и её приделы – остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе.

С таким вопросом как: «Вы за аборты или против?», сталкивается каждый человек, возможно не всегда лично по отношению к себе, но все же сталкивается. Из этого вопроса вытекает главная проблема, проблема отношения людей к статусу зародыша, считается ли «нерождённый младенец» полноценным человеком, имеющим неотъемлемое право на жизнь?

Общественная дискуссия о том, прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь, и в данный момент является актуальной, и не оставляет равнодушным современное общество. Моральный вопрос, касающийся приоритета интересов «нерождённого младенца» над интересами женщины или наоборот, является обратной стороной этой монеты.

На данный момент общество не может поставить человека в строгие рамки, вынести единое категоричное решение по отношению к правильности или безрассудности аборта. Рассуждать, дискутировать, спорить или осуждать – это одно, а столкнутся с этим, и принять действительно правильное решение – это совсем другое.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что такое аборт, с научной точки зрения, — это искусственное прерывание беременности. В настоящее время нормы, касающиеся аборта, имеются в законодательстве всех без исключения стран мира. Однако уголовная политика в отношении абортов и конкретный состав наказуемых деяний в современных странах чрезвычайно различаются в зависимости от отношения данного государства и общества к проблеме искусственного прерывания беременности.

Согласно международным нормам, каждый человек обладает правом иметь детей, быть здоровым и самостоятельно принимать решения по этим вопросам. Если рассматривать проблему нравственности аборта с научной точки зрения, прежде всего, биоэтики, то в приоритет исследователи ставят вопрос о статусе эмбриона.

[2]В своей работе Л.Ф. Курило «Право родиться» рассказывает о том, с какого момента отсчитывается начало жизни человека, с какого момента эмбрион человека приобретает способность чувствовать, на каком этапе внутриутробного развития можно рассматривать эмбрион как личность, находящуюся под защитой закона, с определенными правами.[2]

Также, естественно, существует несколько позиций, связанных с историей отношения общества к абортам. Медицинский аспект проблемы абортов имеет свою историю и логику среди врачей и медицинский сообществ.

Опираясь на работу Л.В. Коноваловой «Правила и исключения: Дискуссии об этических проблемах аборта», можно выделить несколько исторических позиций. Первая позиция выражена в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных врачебных манипуляций Гиппократ специально выделяет процесс абортов и обещает: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Так, Гиппократ фиксирует позицию врачебного сословия об этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша. Однако эта позиция идет вразрез с мнением, великих моралистов и законодателей Древней Греции, о естественной целесообразности аборта. Их взгляды обобщает и выражает Аристотель, который писал в «Политике»: «Если же у состоящих в супружеском сожитии, должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь».[1]

В качестве еще одной позиции можно считать мнение, которое выразил в 1900 г. доктор Э. Катунский: «У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом». В 1911 г. доктор Т. Шабад констатирует, что аборт – «это социальное зло». В тоже время он практически один из первых ставит вопрос о «праве матери распоряжаться функцией своего тела», особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь найти аргументы против господствующего принципа, который, например, в католицизме был выражен так: «Вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери». При этом он ссылается на принцип иудейского врача и богослова Маймонида: «Не следует щадить нападающего», который он трактует как разрешение на убийство ребенка в утробе матери, совершаемое врачом для спасения жизни матери. Такое действие, по мнению Шабада, не является аморальным поступком, и не должно осуждаться обществом.

Читайте также:  После аборта похудела что пить

Позже в арсенале либеральной идеологии появляется принцип «право женщины на собственное тело», или «право женщины распоряжаться функцией своего тела». Метафизическим основанием либерального сознания является натуралистически-материалистическая антропология. Ф. Ницше, как один из ее представителей, говорил, что человек – это «психоматериальная телесность», «осознающая сама себя материя» и даже «тело и только тело». [1]

Принять решение в сторону аборта очень сложно, особенно для человека, истинно духовного. Различные религии по своему трактуют мнение об этой проблеме. Но нужно отметить, что большинство религий осуждают аборты и считают их убийством.

Большая часть населения России исповедует православие. С его точки зрения, проблема нравственности аборта не так проста, как может показаться. Однако четко ясно, что в христианском библейском писании говорится, «убивая нерождённых еще детей, женщины срывают замысел Бога о сотворении мира».

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон был возмущен тем, что врачи уже без стыда гордятся тем, что они детоубийцы, и даже публикуют свои имена для привлечения клиентов. В своем интервью они выразили мнение о том, что аборты это личный грех женщины, а не нации. По их мнению, Россия стремительно катится в демографическую пропасть, исполнительная власть беспокоится об увеличение рождаемости, однако не уделяет должного внимания нравственному восприятию общества, а напротив открыто рекламирует детоубийство.

Демографическое положение страны, как и экономический фактор, конечно же, тоже является еще одним пунктом в оценке нравственности проблемы абортов. Впервые аборты были разрешены в стране в 1920-х, Россия была и оставляет за собой титул первой и единственной страной в мире, имевшей настолько свободное законодательство об абортах.

В связи с усугубившейся демографической ситуацией в России, правительство страны прилагает все усилия по повышению рождаемости, однако не достаточно спокойное экономическое положение страны создает неблагоприятные условия для полноценного содержания ребенка, и часто, женщины вынуждены пойти на этот шаг, лишь из-за своего материального положения.

В России социальное обеспечение населения находится лишь на начальном этапе становления, существует лишь минимальная поддержка матерей, из-за чего, статус семьи часто приобретает неблагоприятный характер. Данные социологических исследований еще раз подтверждают вывод о проблемах бедности в России, которые заключают, что «самая массовая группа бедного населения – семьи с детьми; …они составляют 50-60% от общего числа бедных семей». Все это является, еще одной причиной, столь спокойного отношения современного общества к производству абортов, рамки в которые ставит людей современная экономика, приводит их к безнравственному алчному мышлению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общество не подготовлено к категоричному вердикту в отношении моральной составляющей проблемы абортов, слишком много факторов, смягчающих обстоятельств, которые покрывают аморальную сторону вопроса. Аборт – может быть, и является «маркером нравственности», как сказал Владимир Романович Легойда, но это сугубо личный вопрос, каждого человека, который, прежде всего, будет в ответе не перед обществом, а перед собой.

  1. Статья Л.В. Коноваловой «Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта» // Человек. 1995. № 1. С. 107-112
  2. Статья Л.Ф. Курило «Право родиться» Человек 1995;4: С. 112-119
  3. Книга Б.Г. Юдина (Ред.) «Биоэтика: принципы, правила, проблемы» Изд.: Эдиториал УPCC г. Москва 1998 г. – 472 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Этические проблемы аборта,контрацепции и стерилизации.

1/Temp/moz-screenshot-23.png» />1/Temp/moz-screenshot-24.png» />источник