Меню Рубрики

Любовь орлова делала аборт

О связях между главной звездой советского экрана Любовью Орловой и Иосифом Сталиным при их жизни ходили легенды, однако только сейчас благодаря спасению личного архива актрисы и ее мужа, режиссера Григория Александрова, мы можем с гораздо большей точностью говорить о характере их отношений. «Газета.Ru» рассказывает, о чем актриса говорила с секретарем ЦК ВКП(б) на закрытом ужине и почему засыпала одна.

Любовь Орлова происходила из старинного дворянского рода, после революции училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени Луначарского, занималась музыкальным сопровождением немых фильмов. В 1926 году она вышла замуж за замглавы одного из управлений Наркомзема Андрея Берзина. Ее супруга арестовали по делу Трудовой крестьянской партии в 1930 году и сослали в Казахстан.

«Ее первого мужа, Андрея Берзина, чуть ли не штыками вынимали из супружеской кровати чекисты. Эта травма осталась у нее навсегда — она физически не засыпала с другим человеком. Она должна была спать одна», — записал об этом в своем дневнике ее второй муж, режиссер Григорий Александров.

После этого у Орловой случился роман с военным атташе Германии. Отношения с иностранцем могли серьезно повредить ей, и будущее актрисы оказалось бы под угрозой, если бы не вмешательство в ее судьбу знаменитого режиссера.

«Орлова была признательна Александрову за то, что тот фактически спас ее от лагерей после осуждения и ссылки первого мужа, а также после романа с иностранцем, сделав актрисой номер один в СССР. Александров держался за Орлову, потому что к ней благоволил Сталин, а ее имя было залогом успеха любого проекта», — рассказал в интервью «Аргументам и фактам» хранитель их архива Александр Добровинский.

По его словам, после ареста первого мужа у Орловой «развилась патологическая ненависть к Сталину», которому она не могла этого простить.

«Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблен в нее. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил ее на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение», — отметил Добровинский.

Во время этой встречи Орлова спросила о судьбе своего бывшего супруга, что вызвало крайнее раздражение Сталина. Больше он не предпринимал попыток ухаживания за ней.

«Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах — не более того. Хотя молва уже в 40-е года приписывала им любовную связь… Эта тема в нашей семье никогда не обсуждалась», — вспоминала племянница Орловой Нонна Голикова.

Говоря о том, как актриса относилась к главе СССР, она рассказала о случае, который произошел сразу после его смерти в 1953 году.

«Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали! А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову, и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчетливо произнесла: «Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!» — рассказала она.

В материалах киноведа Глеба Скороходова, опубликованных изданием «7 дней», на вопрос о том, была ли она любимицей Сталина, Орлова подчеркивала: «Любимицей. Но не любовницей! Чего только не сочиняли про нас, много я от этих слухов пострадала. Но ему просто нравились фильмы с моим участием».

Репрессии затронули множество людей, с которыми Орлова находилась в близких отношениях — помимо первого мужа, в ссылку были отправлены сценарист «Веселых ребят» и «Волги-Волги» Николай Эрдман и оператор этих фильмов Владимир Нильсен.

Жизнь в страхе и необходимость бороться за возможность работать нанесли Орловой множество душевных травм. В своих письмах она писала, что не может родить, так как уход за ребенком заставит ее уйти с экрана и развяжет руки ее врагам. Популярность давала ей и ее мужу безопасность.

Орлова сохранила благодарность к Александрову до конца жизни. Их брак часто называли фиктивным — ведь из-за обстоятельств ареста первого мужа даже на гастролях для них с супругом снимали два отдельных номера. Отдельные сомнения в характере их отношений вызывал и роман Александрова с Эйзенштейном.

«Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это», — сказал Добровинский.

По его словам, после свадьбы супруги хранили абсолютную верность друг другу и мало обсуждали своих предыдущих партнеров.

«Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до нее, боясь вызвать в нем комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своем прошлом», — отметил хранитель их архива.

Тем не менее, исследователи подчеркивают интимный характер совместных фотографий Орловой и Александрова, а также тон их переписки, предполагая, что ее первому мужу досталась «пылкая и страстная любовь», в то время как с режиссером великую актриса связало уже «зрелое и благодарное» чувство.

источник

29 января исполняется 100 лет со дня рождения Любови ОРЛОВОЙ. Суперзвезда советского кино была настоящей иконой для миллионов зрителей. Но родственники и друзья семьи вспоминают ее очень и очень по-разному. Для многих она была и остается «кинематографическим ангелом». Но кто-то до сих пор считает ее настоящим чудовищем…

Лада АКИМОВА

%фото.право% В канун юбилея мне удалось встретиться с двумя интереснейшими людьми. Наталья Гришина несколько лет была супругой Григория Александрова-младшего, внука знаменитого режиссера Александрова. А Иван Лукашов до сих пор с ним приятельствует. Да и самого мужа Любови Орловой, Александрова-старшего, он знал довольно хорошо. «Экспресс газете» они поведали поразительные и шокирующие факты из биографии звездных супругов. Поскольку Наталья с Иваном постоянно дополняли друг друга, у меня получилось одно интервью на двоих …

Выбросила семью из собственного дома

— Как известно, общих детей у Орловой с Александровым не было, — напомнили мне собеседники. — Первый раз Александров женился сразу после фильма «Броненосец «Потемкин«, где он работал с Эйзенштейном. Супруга Ольга к искусству отношения не имела. Она-то и родила ему сына, которого он назвал Дугласом.

— Это еще зачем?

— Дед (так звали Григория Васильевича в семье) в то время дружил с голливудским актером Дугласом Фербенксом. Когда Александров сказал американцу, что скоро станет отцом, тот начал смеяться: «Что же ты его в духе времени Трактором назовешь?» — «Как хочу, так и назову, хоть в честь тебя!» — ответил Александров. Когда Ольга умерла, Дугласа отдали в приют… %фото.лево%

— Говорят, Александров и Эйзенштейн были любовниками?

— В те времена Александров пытался все это тщательно скрывать. И Орлова ему в этом помогала. Но ведь есть мужчины, которые любят сразу и женщин, и мужчин. Кстати, у него был роман и с Гретой Гарбо! Когда Александров стажировался в Голливуде и жил под одной крышей с Эйзенштейном и оператором Тиссе, то двое последних деликатно уходили из дома, когда туда являлась Грета. Во Внуково, на даче у Александрова, стояла фотография: Грета Гарбо в профиль. А на ней губной помадой было написано: «To my love Grigoriy. Hollywood. 1930. «

— Про эту дачу ходит масса легенд.

— После «Веселых ребят» Александрову и Орловой дали гектар земли. Дачу им строили по проекту шведского архитектора. Внизу был смотровой зал, где крутили кино, стоял прекрасный рояль, в углу комнаты был красивый камин. Второй этаж был разделен как бы на две половины — женскую и мужскую. Женская — комната-будуар с камином, ванной и туалетом. Мужская — с умывальником и камином. На втором этаже была предусмотрена танцевальная терраса, но она по назначению никогда не использовалась. Весь дом был спроектирован только для двоих. Внизу располагались кухня и комната для прислуги. В доме была своя котельная и телефон. Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам — сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг где-то через час, Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все. Во время войны работники «Мосфильма» уехали в эвакуацию в Алма-Ату. Орлову с Александровым поселили в доме, где жила семья. Так она сказала: «Как это, два Героя Соцтруда будут жить еще с кем-то?» И семью выселили из собственного дома. После одного из выступлений Орловой устроили бега, и она захотела прокатиться в коляске. Села, а лошадь понесла. Выбежал какой-то лейтенант, остановил лошадь. Она его покалечила. Так Орлова, выйдя из коляски, даже не посмотрела в его сторону. %фото.право%

— А говорят, что она всем помогала, за всех хлопотала.

Гриша Александров рассказывал со слов деда. В фильме «Летят журавли» есть эпизод, когда одна дама в тяжелое военное время требует машину для увеселительной прогулки, хотя бы и медицинскую. Так вот этот эпизод «списали» с Орловой. Во время войны Орлова захотела слетать в Ленинград посмотреть на белые ночи. Было это то ли после Курской битвы, то ли после Сталинградской. И у маршала авиации затребовала под это дело самолет. Он возмутился. А она ему в ответ: «Вы хотите стать лейтенантом?!» И в итоге своего добилась.

— А как вы думаете, зачем Александрову нужна была Орлова? Ведь как женщина она его не интересовала.

— Такой брак стал для Александрова ширмой. Орлова хоть и была, как ее называет внук Григория Васильевича, «великая гадина», но Александрова она по-своему любила, стала ему другом и всячески скрывала «голубые» наклонности мужа. Хотя и он тоже по-своему любил ее.

— А почему она была «великая гадина»?

— Потому что, как только вышла замуж за Александрова, запретила ему общаться с сыном, а потом и с внуком, когда Гриша родился. Хотя о сыне Александров все-таки иногда вспоминал. Он снял его в фильме «Встреча на Эльбе» — Дуглас сыграл американского офицера. Дальнейшую его карьеру в кино блокировала Орлова. Дуглас получил специальное образование и стал очень способным оператором. Но Орлова закрыла для него вход на «Мосфильм». Александров втайне от жены устроил сына кинооператором в КГБ. Он снимал самые важные для этого ведомства действия. Например, обмен нашего разведчика Конона Молодого. Потом Дуглас женился, сменил имя на более подходящее и простое — Василий. Родил сына и назвал его Григорием. Гриша Орлову терпеть не мог. Вот эта квартира, где мы с вами сидим, принадлежала Дугласу. И когда сюда приехали Александров с Орловой, Любочка даже не соизволила подняться, она ждала Александрова в машине. Хотя писала ему трогательные открытки, но на самом деле она ненавидела детей, ненавидела себя беременной. %фото.лево%

— Как беременной? Детей-то не было… И потом, говорят, у них были разные спальни.

— Любочка беременела, это доподлинно известно. И делала аборты, потому что ненавидела себя в положении и никогда не хотела иметь детей.

— Я думала, она только пластические операции делала.

— Пластические операции ей оплачивал Чарли Чаплин. Она их делала во Франции.

— Говорят, Орлову очень любил Сталин.

— Думаю, да. Между ними возникли какие-то странные дружеские отношения. Они могли разговаривать целый час по телефону, причем в это время Сталина ждали дела. Как-то, вернувшись с одного из кремлевских приемов во Внуково, Любочка обнаружила, что потеряла в Георгиевском зале брошь. Позвонила в Кремль. Сталин распорядился включить в зале свет и найти брошь.

Одна жена на двух Александровых

— Говорят, Сталин подшучивал над Александровым: мол, если вы будете мучить Любовь Петровну, мы вас расстреляем.

— Однажды Берия арестовал Александрова. И тогда Орлова позвонила Самому и машина с Григорием Васильевичем вернулась во Внуково ровно через час. Еще был случай. Дед рассказывал. Во время войны за ним приехали. А у него наготове на всякий случай стоял чемоданчик. Дело случилось ночью, шторы в машине были опущены, и он так и не понял, куда его доставили. Заводят его в комнату, а там за столом сидят Сталин, Молотов, Берия и еще какие-то незнакомые ему люди. Сталин сказал: «Мы арестовали вас за то, что вы ведете переписку с иностранцем в военное время, а за это у нас полагается расстрел». %фото.право% У Деда похолодело в груди. Он вспомнил, как однажды Сталин пошутил во время приема с маршалом Куликом, мол, что-то ваши пушки плохо стреляют. А потом маршала арестовали и вскоре расстреляли. Через какое-то время Сталин улыбнулся и сказал: «Не бойтесь. Вам ваш друг Чарли Чаплин письмо с оказией прислал. Вот оно, читайте». Оказалось, госсекретарь США Иден приехал в Союз и привез письмо от Чарли Чаплина, адресованное Александрову.

— Как вы думаете, почему во время «железного занавеса» Орлова с Александровым постоянно выезжали за границу и даже каждый год справляли чаплинский день рождения?

— Однажды Берии пришла в голову мысль, что Александрова можно использовать в интересах дела. И во всех послевоенных поездках чету сопровождали «друзья» — люди из ведомства Берии.

— Получается, что они работали на нашу разведку?

— Про Александрова говорят, что после смерти Орловой он женился на вдове своего сына Дугласа.

— Это Галочка вышла за него замуж. Когда Дуглас умер, она поняла, что из огромного наследства ей ничего не достанется — квартира государственная, с дачей тоже могли возникнуть проблемы. И, посоветовавшись с юристами, она стала женой Александрова.

— Его, помнится, на Людмиле Гурченко молва женила.

— Была такая сплетня. Нет, он женился на невестке. Галочка сразу почувствовала себя хозяйкой во Внуково. И в отличие от Орловой очень любила принимать гостей. Она в принципе и не очень скрывала, что не будет горевать по поводу его смерти. Когда Деду стало плохо, она куда-то ушла и «скорую» ему мы вызывали. Как только умерла Орлова, сразу нацепила ее украшения, шубы, хотя до этого предпочитала спортивный стиль. Разница в возрасте у них была очень большая. Александрову года 82, а Галочке — всего 48, когда они стали мужем и женой. Но это замужество счастья Галочке не принесло, через несколько лет и ее не стало.

Тарелка Пикассо за бутылку водки

— Говорят, Орлова избаловала Александрова.

— Избалован он был страшно. Все по часам — завтрак, обед, ужин. За ним приезжала мосфильмовская «Волга». Дедушка брал портфель, выходил из дома, а вся семья должна была стоять на ступеньках и махать ему ручкой. Что мы и делали. Как же, Дедушка идет на работу! Он был одним из тех людей, кто не впускает в себя отрицательные эмоции, потому что они вредят здоровью. Он не хотел знать ни о чем плохом. В том числе о том, что Орлова тяжело больна. Он не сразу узнал, что умер его сын, не поехал на похороны. %фото.лево%

— А почему Александрова не к Орловой похоронили, а в могилу напротив?

— Потому что Галочка оставила место для себя, наивно полагая, что ее тоже похоронят на Новодевичьем. Не тут-то было. Ее похоронили на Ваганьково к Дугласу-Василию.

— Так, в итоге Галочке удалось сохранить наследство, или она, что называется, зря старалась?

— Квартира и дача во Внуково достались Грише. В квартире хотели сделать музей Орловой и Александрова — там же были уникальные вещи. Рисунки Эйзенштейна, тарелка, сделанная Пикассо, рисунки Леже, автографы знаменитостей, поздравительное письмо Чарли Чаплина, которое он прислал незадолго до своей смерти, Любочкин портрет, написанный одним из Кукрыниксов — чего там только не было.

— И где это все, насколько я знаю, музея-то нет…

— Его и не могло быть. Потому что все эти уникальные материалы бесследно исчезли. Многое из этого Гриша отдавал за бутылку коньяка или водки. Он нигде не работал, никогда. А зарабатывал деньги своеобразным способом. Когда на доме открыли мемориальную доску, к зданию привозили туристов. Что делал Гриша? Он с каждого собирал по трояку и приводил их в квартиру. Десять туристов — 30 рублей. И в ресторан — отмечать. А еще он очень любил нацепить дедовскую звезду Героя Социалистического Труда, взять удостоверение — оно же без фотографии — и пойти, например, в парикмахерскую без очереди. Или в ресторан, когда не было свободных столиков. Сейчас Гриша неплохо устроился благодаря имени своего деда. Живет в Париже, недалеко от Булонского леса. В Москве остался его старший сын — Василий. В Париже — еще два, один из которых тоже Василий. При этом он до сих пор не торопится поставить на могилу матери и отца памятник.

Читайте также:  Визит к врачу после аборта

источник

Суперзвезда советского кино была настоящей иконой для миллионов зрителей. Но родственники и друзья семьи вспоминают ее очень и очень по-разному. Для многих она была и остается «кинематографическим ангелом». Но кто-то до сих пор считает ее настоящим чудовищем.

В канун юбилея мне удалось встретиться с двумя интереснейшими людьми. Наталья Гришина несколько лет была супругой Григория Александрова-младшего, внука знаменитого режиссера Александрова. А Иван Лукашов до сих пор с ним приятельствует. Да и самого мужа Любови Орловой, Александрова-старшего, он знал довольно хорошо. Они поведали поразительные и шокирующие факты из биографии звездных супругов. Поскольку Наталья с Иваном постоянно дополняли друг друга, у меня получилось одно интервью на двоих.

Выбросила семью из собственного дома

— Как известно, общих детей у Орловой с Александровым не было, — напомнили мне собеседники. — Первый раз Александров женился сразу после фильма «Броненосец «Потемкин», где он работал с Эйзенштейном. Супруга Ольга к искусству отношения не имела. Она-то и родила ему сына, которого он назвал Дугласом.
— Это еще зачем?
— Дед (так звали Григория Васильевича в семье) в то время дружил с голливудским актером Дугласом Фербенксом. Когда Александров сказал американцу, что скоро станет отцом, тот начал смеяться: «Что же ты его в духе времени Трактором назовешь?» — «Как хочу, так и назову, хоть в честь тебя!» — ответил Александров.
Когда Ольга умерла, Дугласа отдали в приют.
— Говорят, Александров и Эйзенштейн были любовниками?
— В те времена Александров пытался все это тщательно скрывать. И Орлова ему в этом помогала. Но ведь есть мужчины, которые любят сразу и женщин, и мужчин. _— Кстати, у него был роман и с Гретой Гарбо! Когда Александров стажировался в Голливуде и жил под одной крышей с Эйзенштейном и оператором Тиссе, то двое последних деликатно уходили из дома, когда туда являлась Грета. Во Внуково, на даче у Александрова,стояла фотография: Грета Гарбо в профиль. А на ней губной помадой было написано: «То my love Grigoriy. Hollywood. 1930.»
— Про эту дачу ходит масса легенд.
— После «Веселых ребят» Александрову и Орловой дали гектар земли. Дачу им строили по проекту шведского архитектора. Внизу был смотровой зал, где крутили кино, стоял прекрасный рояль, в углу комнаты был красивый камин. Второй этаж был разделен как бы на две половины — женскую и мужскую. Женская — комната-будуар с камином, ванной и туалетом. Мужская — с умывальником и камином. На втором этаже была предусмотрена танцевальная терраса, но она по назначению никогда не использовалась. Весь дом был спроектирован только для двоих. Внизу располагались кухня и комната для прислуги. В доме была своя котельная и телефон. Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам — сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг где-то через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все.

Во время войны работники «Мосфильма» уехали в эвакуацию в Алма-Ату. Орлову с Александровым поселили в доме, где жила семья. Так она сказала: «Как это, два Героя Соцтруда будут жить еще с кем-то?» И семью выселили из собственного дома.
После одного из выступлений Орловой устроили бега, и она захотела прокатиться в коляске. Села, а лошадь понесла. Выбежал какой-то лейтенант, остановил лошадь. Она его покалечила. Так Орлова, выйдя из коляски, даже не посмотрела в его сторону.
— А говорят, что она всем помогала, за всех хлопотала.
— Гриша Александров рассказывал со слов деда. В фильме «Летят журавли» есть эпизод, когда одна дама в тяжелое военное время требует машину для увеселительной прогулки, хотя бы и медицинскую. Так вот этот эпизод «списали» с Орловой. Во время войны Орлова захотела слетать в Ленинград посмотреть на белые ночи. Было это то ли после Курской битвы, то ли после Сталинградской. И у маршала авиации затребовала под это дело самолет. Он возмутился. А она ему в ответ: «Вы хотите стать лейтенантом?!» И в итоге своего добилась.
— А как вы думаете, зачем Александрову нужна была Орлова? Ведь как женщина она его не интересовала.
— Такой брак стал для Александрова ширмой. Орлова хоть и была, как ее называет внук Григория Васильевича, «великая гадина», но Александрова она по-своему любила, стала ему другом и всячески скрывала «голубые» наклонности мужа. Хотя и он тоже по-своему любил ее.
— А почему она была «великая гадина»?
— Потому что, как только вышла замуж за Александрова, запретила ему общаться с сыном, а потом и с внуком, когда Гриша родился. Хотя о сыне Александров все-таки иногда вспоминал. Он снял его в фильме «Встреча на Эльбе» — Дуглас сыграл американского офицера. Дальнейшую его карьеру в кино блокировала Орлова. Дуглас получил специальное образование и стал очень способным оператором. Но Орлова закрыла для него дорогу на «Мосфильм». Александров втайне от жены устроил сына кинооператором в КГБ. Он снимал самые важные для этого ведомства действия. Например, обмен нашего разведчика Конона Молодого. Потом Дуглас женился, сменил имя на более подходящее и простое — Василий. Родил сына и назвал его Григорием.

Гриша Орлову терпеть не мог. Вот эта квартира, где мы с вами сидим, принадлежала Дугласу. И когда сюда приехали Александров с Орловой, Любочка даже не соизволила подняться, она ждала Александрова в машине. Хотя писала ему трогательные открытки, но на самом деле она ненавидела детей, ненавидела себя беременной.
— Как беременной? Детей-то не было. И потом, говорят, у них были разные спальни.
— Любочка беременела, это доподлинно известно. И делала аборты, потому что ненавидела себя в положении и никогда не хотела иметь детей.
— Я думала, она только пластические операции делала.
— Пластические операции ей оплачивал Чарли Чаплин. Она их делала во Франции.
— Говорят, Орлову очень любил Сталин.
— Думаю, да. Между ними возникли какие-то странные дружеские отношения. Они могли разговаривать целый час по телефону, причем в это время Сталина ждали дела.
Как-то, вернувшись с одного из кремлевских приемов во Внуково, Любочка обнаружила, что потеряла в Георгиевском зале брошь. Позвонила в Кремль. Сталин распорядился включить в зале свет и найти брошь.

Одна жена на двух Александровых

— Говорят, Сталин подшучивал над Александровым: мол, если вы будете мучить Любовь Петровну, мы вас расстреляем.
— Однажды Берия арестовал Александрова. И тогда Орлова позвонила Самому, и машина с Григорнем Васильевичем вернулась во Внуково ровно через час.
Еще был случай. Дед рассказывал. Во время войны за ним приехали. А у него наготове на всякий случай стоял чемоданчик. Дело случилось ночью, шторы в машине были опущены, и он так и не понял, куда его доставили. Заводят его в комнату, а там за столом сидят Сталин, Молотов, Берия и еще какие-то незнакомые ему люди. Сталин сказал: «Мы арестовали вас за то, что вы ведете переписку с иностранцем в военное время, а за это у нас полагается расстрел». У Деда похолодело в груди. Он вспомнил, как однажды Сталин пошутил во время приема с маршалом Куликом, мол, что-то ваши пушки плохо стреляют. A потом маршала арестовали и вскоре расстреляли. Через какое-то время Сталин улыбнулся и сказал: «Не бойтесь. Вам ваш друг Чарли Чаплин письмо с оказией прислал. Вот оно, читайте». Оказалось, госсекретарь США Идеи приехал в Союз и привез письмо от Чарли Чаплина, адресованное Александрову.
— Как вы думаете, почему во время «железного занавеса» Орлова с Александровым постоянно выезжали за границу и даже каждый год справляли чаплинский день рождения?

— Однажды Берии пришла в голову мысль, что Александрова можно использовать в интересах дела. И во всех послевоенных поездках чету сопровождали «друзья» — люди из ведомства Берии.
— Получается, что они работали на нашу разведку?
— Получается, так.
— Про Александрова говорят, что после смерти Орловой он женился на вдове своего сына Дугласа.
— Это Галочка вышла за него замуж. Когда Дуглас умер, она поняла, что из с огромного наследства ей ничего не достанется — квартира государственная, с дачей тоже могли возникнуть проблемы. И, посоветовавшись с юристами, она стала женой Александрова.
— Его, помнится, на Людмиле Гурченко молва женила.
— Была такая сплетня. Нет, он женился на снохе. Галочка сразу почувствовала себя хозяйкой во Внуково. И в отличие от Орловой очень любила принимать гостей. Она в принципе и не очень скрывала, что не будет горевать по поводу его смерти. Когда Деду стало плохо, она куда-то ушла и «скорую» ему мы вызывали. Как только умерла Opлова, сразу нацепила ее крашения, шубы, хотя до этого предпочитала спортивный стиль. Разница в возрасте у них была очень большая. Александрову года 82, а Галочке — всего 48, когда они стали мужем и женой. Но это замужество счастья Галочке не принесло, через несколько лет и ее не стало

Тарелка Пикассо за бутылку водки

— Говорят, Орлова избаловала Александрова.
— Избалован он был страшно. Все по часам — завтрак, обед, ужин. За ним приезжала мосфильмовская «Волга». Дедушка брал портфель, выходил из дома, а вся семья должна была стоять на ступеньках и махать ему ручкой. Что мы и делали. Как же, Дедушка идет на работу! Он был одним из тех людей, кто не впускает в себя отрицательные эмоции, потому что они вредят здоровью. Он не хотел знать ни о чем плохом. В том числе о том, что Орлова тяжело больна. Он не сразу узнал, что умер его сын, не поехал на похороны.
— А почему Александрова не к Орловой похоронили, а в могилу напротив?
— Потому что Галочка оставила место для себя, наивно полагая, что ее тоже похоронят на Новодевичьем. Не тут-то было. Ее похоронили на Ваганьково к Дугласу-Василию.
— Так в итоге Галочке удалось сохранить наследство или она, что называется, зря старалась?
— Квартира и дача во Внуково достались Грише. В квартире хотели сделать музей Орловой и Александрова — там же были уникальные вещи. Рисунки Эйзенштейна, тарелка, сделанная Пикассо, рисунки Леже, автографы знаменитостей, поздравительное письмо Чарли Чаплина, которое он прислал незадолго до своей смерти, Любочкин портрет, написанный одним из Кукрыниксов, — чего там только не было.
— И где это все, насколько я знаю, музея-то нет.
— Его и не могло быть. Потому что все эти уникальные материалы бесследно исчезли. Многое из этого Гриша отдавал за бутылку коньяка или водки. Он нигде не работал, никогда. А зарабатывал деньги своеобразным способом. Когда на доме открыли мемориальную доску, к зданию привозили туристов. Что делал Гриша? Он с каждого собирал по трояку и приводил их в квартиру. Десять туристов — 30 рублей. И в ресторан — отмечать. А еще он очень любил нацепить дедовскую звезду Героя Социалистического Труда, взять удостоверение — оно же без фотографии — и пойти, например, в парикмахерскую без очереди. Или в ресторан, когда не было свободных столиков.
Сейчас Гриша неплохо устроился благодаря имени своего деда. Живет в Париже, недалеко от Булонского леса. В Москве остался его старший сын — Василий. В Париже — еще два, один из которых тоже Василий. При этом он до сих пор не торопится поставить на могилу матери и отца памятник.

Практически всю свою кинокарьеру Орлова боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. С годами это превратилось чуть ли не в маниакальную болезнь. Орлова, наверное, одна из первых советских киноактрис, которая стала прибегать к пластическим операциям. Из своих поездок за границу она привозила специальный крем для лица и рук. Именно из страха показаться некрасивой Орлова панически боялась фотографироваться, всегда скрывала и свой истинный возраст.

Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде в семье интеллигентов. Отец будущей советской кинозвезды — Петр Федорович Орлов — был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать — Евгения Николаевна Сухотина — происходила из старинного дворянского рода. В родстве с Сухотиными был Лев Толстой, книга которого («Кавказский пленник») с дарственной надписью хранилась как реликвия в доме Орловых.

Орловы — один из двенадцати старейших русских дворянских родов. Среди славных сынов этой семьи был тот самый Григорий Орлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II и принимал участие в убийстве двух императоров, Петра III и Павла II. Императрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. В роду Любови Петровны был герой 1812 года декабрист Михаил Орлов, женатый на старшей дочери генерала Раевского Екатерине, в которую был безнадежно влюблен Пушкин. Более двадцати портретов Екатерины Николаевны оставил Пушкин на полях рукописи «Бориса Годунова»! Она стоит в ряду обворожительных, женских персонажей, который столетие спустя логически завершился образом Любови Орловой.

Отец, Любови Петровны, Петр Федорович Орлов, был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район). Имение это было скромнее легендарных Кочетов, где частенько собирались семьи Толстых и Сухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и ее сестры Нонны не умерли с голоду.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. По одному из семейных преданий, однажды в их доме гостил Ф. И. Шаляпин, которому показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром. В этом спектакле маленькая Любочка Орлова исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин вдруг поднял Любу на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!» Чтобы эти слова великого певца сбылись, Л. Орловой понадобилось ровно двадцать пять лет.

В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года (1919-1922). Закончив консерваторию, Орлова следующие три года училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В. Немировича-Данченко.

Замуж Орлова вышла довольно рано — в 1926 году она связала свою судьбу с видным партийным чиновником 29-летним Андреем Берзиным (он служил в Наркомземе и руководил отделом производственного кредитования). Этот брак Орловой можно смело назвать карьерным, вынудила 24-летнюю девушку на это беспросветная нужда. Их знакомство произошло банально: Берзин пришел в театр, и кто-то из друзей после спектакля привел его за кулисы и познакомил с молодой актрисой. Они начали встречаться, и вскоре Берзин был представлен родителям актрисы (Орловы тогда только переехали из коммуналки в проезде Художественного театра в отдельную квартиру в Гагаринском переулке). Симпатичный и, главное, при солидной должности, Берзин понравился родителям Орловой, и они посоветовали дочери не тянуть со свадьбой. Вскоре молодые люди поженились, и Орлова переехала в квартиру мужа в Колпачном переулке.

Читайте также:  Узи при беременности и аборт

Их совместная жизнь была довольно ровной главным образом благодаря стараниям Орловой, которая день ото дня все больше привязывалась к мужу. Тогда ей, видимо, казалось, что впереди их ожидает долгая семейная жизнь. Однако сам А. Берзин в своем выборе между семьей и политикой выбрал последнее. Став в конце 20-х годов заместителем наркома земледелия, он вступил в ряды оппозиции и стал одним из ярких ее представителей. В конце концов это стоило ему свободы. 4 февраля 1930 года Берзин был арестован по «делу Чаянова» (нарком земледелия) и приговорен к длительному сроку тюремного заключения. Так что первый брак будущей звезды советского экрана оказался скоротечным и несчастливым. Сразу после ареста мужа Орлова вернулась к своим родителям в Гагаринский переулок.

Между тем несчастливая семейная жизнь совсем не отразилась на творческой активности актрисы. Более того, может быть, именно это обстоятельство и активизировало желание Орловой найти и утвердить себя на сцене.
Будучи артисткой хора и корд:)ета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант ее многим бросался в глаза. С каждым годом Орлова все увереннее шла к тому, чтобы стать примой.

Роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой. Это случилось в 1932 году. Успех актрисы был ошеломляющим.
По одной из версий, стремительному взлету Орловой к вершинам славы немало способствовал увлекшийся ею руководитель театра Михаил Немирович-Данченко (сын прославленного режиссера). Многим тогда казалось, что эта связь в конце концов придет к своему логическому концу — свадьбе. Однако этого так и не произошло. Вскоре у Орловой появился новый возлюбленный. Им оказался некий австрийский бизнесмен, который воспылал любовью к красивой и талантливой актрисе. Начался их короткий, но пылкий роман, о котором тогда многие судачили. Почти каждый вечер после спектакля австриец увозил Орлову на своем «Мерседесе» в ресторан, и только поздно ночью они возвращались к дому актрисы в Гагаринском переулке. Сегодня трудно понять, какие надежды возлагала Орлова на своего возлюбленного (может быть, мечтала уехать с ним за границу?), тем не менее, несмотря на упреки родителей, она в течение нескольких месяцев продолжала встречаться с австрийцем.

Что касается творческих устремлений Орловой в те годы, то, видимо, полного удовлетворения от работы она не испытывала. В стенах театра ей становилось тесно, и она искала иных выходов своей артистической натуры. Ей вдруг захотелось сняться в кино. Однако, когда она попыталась это осуществить, ее ждало разочарование. Вот что рассказывала об этом сама Орлова: «В киностудии попала в длинную очередь: был объявлен набор молодых исполнителей для очередной картины. С трудом скрывая свою робость, я очутилась перед режиссером — человеком со взглядом решительным и всезнающим. Когда он обратил на меня свой испытующий и пронзительный взор, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа.
— Что это у вас? — строго спросил режиссер, указывая на мой нос.
Быстро взглянула я в зеркало и увидела маленькую родинку, о которой совершенно забыла, — она никогда не причиняла мне никаких огорчений.
— Ро. родинка, — пролепетала я.
— Не годится! — решительно сказал режиссер.
— Но ведь. — попыталась я возразить. Однако он перебил меня:
— Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино — это вам не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!
Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а поэтому надо поскорее убраться из студии и больше никогда здесь не показываться. И я дала себе клятву именно так поступить».

К счастью, вскоре Орлова все-таки нарушила клятву: в 1933 году режиссер Борис Юрцев пригласил ее на роль миссис Эллен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены» (этот фильм до наших дней не сохранился). Затем последовала роль Грушеньки в звуковом фильме «Петербургская ночь». Оба фильма вышли на экраны страны в 1934 году, однако того успеха, который Л. Орлова имела на театральных подмостках, они ей не принесли. И лишь в конце декабря 1934 года, когда на экраны вышел фильм «Веселые ребята», к Орловой пришла настоящая кинослава.
Этот фильм снял 31-летний Григорий Александров (Мормоненко). В кино он пришел в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном, с которым они вместе сняли легендарный «Броненосец «Потемкин» (1925).
Александров в середине 20-х годов женился на молодой актрисе, которая вскоре родила ему сына. Мальчика назвали сначала Василием, однако затем по желанию отца переименовали в Дугласа — в честь знаменитого в те годы американского артиста Дугласа Фербенкса.

Тем временем в 1927 году на экраны страны вышел еще один этапный фильм двух молодых режиссеров — «Октябрь». В 1929-1932 годах оба режиссера находились в служебной командировке в США, где постигали премудрости кинематографического ремесла в Голливуде.

Вернувшись из Америки, Александров был полон идей и мечтал снять фильм, непохожий на то, что он снимал до этого. Так появилась мысль о первой советской музыкальной кинокомедии. Сценаристами Н. Эрдманом и В. Массом в течение двух месяцев был написан сценарий «Веселых ребят», и режиссер приступил к поискам исполнителей главных ролей. Эта работа была не из легких. Если с исполнителем главной мужской роли (Кости Потехина) дело быстро разрешилось (им стал солист ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов), то актрису на главную женскую роль (Анюты) найти долго не удавалось. Пробовалось несколько девушек, среди которых были не только актрисы, но и люди, не имеющие никакого отношения к кино.

В один из весенних дней 1933 года художник Петр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 30-летняя Любовь Орлова. Режиссер последовал этому совету, пришел на спектакль и сразу же был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось. В тот же день они познакомились, а уже следующим вечером вместе отправились в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л. В. Собинова. Вот как вспоминает об этом сам Г. Александров:
«Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям.
Иронические реплики в адрес гигантов оперной сцены, воспоминания о пролеткультовских аттракционах не вызывали особых симпатий у моей спутницы, получившей классическое музыкальное воспитание и начинавшей работу в театре под руководством Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Но я не отступал от своего и во время концерта и на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего нашего фильма «Веселые ребята». Она с ужасом и нескрываемым сомнением в реальности моих планов слушала. Я говорил и говорил, потому что на мое предложение сниматься она сказала: «Нет».
Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве. Любовь Петровна рассказывала о себе. В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила:
— Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?
Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость:
— В спорах рождается истина».
Между тем существует несколько версий о том, каким образом Орлова познакомилась с Александровым. Согласно одной из легенд, инициатива знакомства с молодым талантливым режиссером принадлежала самой Орловой. Однажды она пришла на киностудию и смело предложила себя на роль Анюты. Тут же была сделана кинопроба, которая Александрову совершенно не понравилась — Орлова его не впечатлила.

Однако, потерпев неудачу, актриса не собиралась отступать. Имея богатый опыт в соблазнении мужчин с солидным положением (вспомним, что в числе ее возлюбленных успели побывать видный политик, бизнесмен-иностранец, театральный режиссер), Орлова предприняла новую попытку обратить на себя внимание Александрова. Причем на этот раз она воспользовалась услугами своей близкой знакомой — режиссера студии документальных фильмов Лидии Степановой. Та хорошо знала Александрова и как-то раз пригласила его к себе на чашку чая. Естественно, в тот же вечер к ней зашла и Орлова. Дальнейшие события развивались по классической схеме. Степановой вдруг понадобилось срочно куда-то уйти, актриса и режиссер остались наедине. О том, что произошло тогда между ними, можно только догадываться, однако уже через несколько дней после этой встречи Орлова была утверждена на роль Анюты.

Натурные съемки «Веселых ребят» проходили летом в Гаграх. Именно там роман Орловой и Александрова обрел свои окончательные очертания, и за его развитием затаив дыхание наблюдал весь съемочный коллектив. Стоит отметить, что на съемках у Александрова появился соперник — оператор Владимир Нильсен, который тоже увлекся Орловой. Однако из этих ухаживаний оператора ничего не вышло — Орлова безоговорочно отдала предпочтение Александрову. И тот ответил ей тем же. Несмотря на то что рядом с ним находились жена и маленький сын, он не скрывал своих симпатий к Орловой и делал все, чтобы она чувствовала себя на площадке не дебютанткой, а настоящей хозяйкой. В частности, первоначально эпизодов с участием Утесова в фильме было задумано больше, чем с Орловой, однако режиссер изменил сценарий в пользу своей новой привязанности. Короче, все шло к тому, чтобы в советском кинематографе состоялась новая семейная пара. Так в конце концов и произошло: сразу после того, как картина была снята, Орлова и Александров поженились.

Между тем съемки «Веселых ребят» были полны самых разнообразных курьезов, недоразумений и даже несчастий. Во время знаменитого «набега животных» на усадьбу Орлова должна была вскочить на спину быка и проехать на нем несколько метров. Первоначально в роли «укротителя» должен был выступить Утесов, но он от этого трюка наотрез отказался. И тогда на спину быка вскочила Орлова. Бык воспринял это крайне агрессивно и сбросил с себя наездницу. Актриса сильно ушибла спину и около месяца пролежала в больнице.

После триумфа «Веселых ребят» Орлова кометой ворвалась в тогдашний советский кинематограф. К 15-летию советского кинематографа, которое отмечалось в январе 1935 года, ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Это было тем более удивительно, что рядом с нею в списке награжденных стояли признанные мэтры кино: Я. Протазанов, С. Юткевич, Л. Кулешов. Однако Орлова чрезвычайно понравилась Сталину, и он лично распорядился наградить актрису-дебютантку столь высоким званием. После этого вождь пригласил Орлову на торжественный прием в Кремль. Там они и познакомились. Сталин изъявил желание побеседовать с актрисой, ее подвели к нему, и он спросил у нее, есть ли у нее какая-нибудь просьба к нему. Будучи в хорошем настроении, он пообещал: «Выполню любую». В такие моменты молодые звезды обычно просили у вождя квартиры, звания или еще что-то в этом роде. Орлова же произнесла нечто неожиданное: «Иосиф Виссарионович, шесть лет назад арестовали моего первого мужа — Андрея Берзина. Я ничего не знаю о его судьбе. Не могли бы вы помочь мне связаться с ним?» Сталин удивился, но помочь обещал. Вскоре Орлову вызвали на Лубянку, и один из чекистских начальников сообщил ей, что ее бывший муж жив и, если у нее есть такое желание, она хоть сегодня может с ним воссоединиться. То есть ей предлагали разделить с ним его судьбу. Она ничего не ответила, встала и молча покинула кабинет. Ей было довольно и того, что она узнала — ее бывший муж жив. (В конце 40-х годов его все-таки выпустят на свободу, но в Москву приехать не разрешат. Он уедет к матери в Литву, где вскоре умрет от рака).
Между тем в конце 30-х годов Орлова вознеслась на вершину кинематографического Олимпа. Один за другим выходят фильмы Александрова с ее участием, и каждый из них становится шедевром: «Цирк» (роль Марион Диксон, 1936), «Волга-Волга» (Стрелка, 1938).

Сталин продолжал оставаться горячим поклонником актрисы. Особенно нравился ему фильм «Волга-Волга». Г. Александров в связи с этим рассказывал: «Однажды по окончании приема в Георгиевском зале Кремля в честь участников декады украинского искусства И. В. Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал. Там были Немирович-Данченко, Москвин, Качалов, Корнейчук и многие другие видные деятели искусства. Сталин не первый раз смотрел «Волгу-Волгу». Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел В. И. Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, делясь с нами своим знанием комедии, своими чувствами, обращаясь то ко мне, то к Немировичу-Данченко, полушепотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет: «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой». Произнося это, он смеялся, увлеченный игрой Ильинского, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии».

Однако даже расположение Сталина не спасло Орлову от того, чтобы однажды не оказаться «распятой» на страницах газеты «Советское искусство». Случилось это в июне 1938 года. Причем предшествовали тому не менее драматичные события.
Став завсегдатаем богемных пиршеств, славившихся разнообразием снеди и выпивки, Орлова вскоре утратила чувство меры. Она настолько пристрастилась к алкоголю, что к возвращению Александрова с работы бывала уже пьяна, в одиночку осушив несколько рюмок вина. Именно тогда их брак дал первую трещину.
Каким образом Александрову удалось спасти жену от пагубного пристрастия, остается загадкой. Скорее всего он просто пригрозил ей загубленной карьерой, которая для Орловой всегда была превыше всего. Короче, с возлияниями она покончила. Однако вскоре случилась новая беда.

Летом 1938 года «звездная» чета решила построить себе дачу во Внукове, а это строительство стоило больших денег. Надо было зарабатывать, причем как можно быстрее. И Орлова нашла выход. В те годы она часто гастролировала по стране с творческими вечерами; ее концертная ставка по сравнению с другими артистами была довольно высокой — 750 рублей. Однако в создавшейся ситуации этих денег актрисе не хватало. Поэтому в апреле того года, устраивая свои гастроли в Киеве, она потребовала платить ей за концерт. 3300 рублей. Сумма была астрономическая, но Орловой пошли навстречу. И ей это понравилось. В следующем месяце она должна была приехать с концертами в Одессу и установила новую цену на свои выступления — 3000 рублей, не считая проездных, суточных и т. д. Однако здесь ее ждало разочарование. Руководство Одесской филармонии отказалось работать с Орловой на таких условиях, сославшись на нехватку денег. Но Орлова нашла выход и из этой ситуации. Она связалась с председателем месткома филармонии и договорилась о проведении концертов с ним. В результате за восемь концертов ей должны были заплатить 24 тысячи рублей.

Пускаясь во все тяжкие ради строительства дачи, Орлова, видимо, была уверена в том, что подобное «левачество» сойдет ей с рук. Но ей не повезло. Эта история дошла до ЦК, и было принято решение знаменитую артистку осадить. 10 июня в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение». После чего Орлова ушла в тень, а Александрову, несмотря на его связи, стоило большого труда защитить свою супругу от дальнейших нападок. В конце концов эта история благополучно забылась. «Звездная» чета достроила свою двухэтажную дачу, а в 1939 году приступила к очередным съемкам.
Основой для нового фильма стала пьеса В. Ардова «Золушка», в которой рассказывалось о том, как неграмотная, но трудолюбивая девушка Таня, приехав из деревни в город, сумела дорасти сначала до знатной ткачихи, а затем и до депутата Верховного Совета. Картина должна была называться как и пьеса, однако Сталин это название забраковал. Он сам составил список из двенадцати приемлемых, на его взгляд, названий и отослал Александрову. Тот выбрал «Светлый путь». «Главкинопрокат» это огорчило: там уже заранее приготовили рекламные духи и спички с названием «Золушка».

Приступая к съемкам каждого своего фильма, Орлова пыталась как можно глубже войти в образ персонажа. Для этого она на некоторое время буквально перевоплощалась в него. Так, перед съемками «Волги-Волги» Орлова несколько дней ходила по городу с сумкой письмоносицы и разносила по домам почту. Перед съемками «Светлого пути» актриса три месяца проработала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи О. Орловой.

Читайте также:  Забеременела на 4 месяц после медикаментозного аборта

В отличие от других тогдашних звезд советского кино (М. Ладыниной или Т. Макаровой), Орлова даже в ролях простых советских тружениц несла в себе «голливудское» начало, была кукольно красива (ее рост был 1 м 58 см, талия — 43 см) и музыкальна. Несмотря на то что часть зрителей именно за эту чужеродность не любили Орлову, однако число горячих поклонников актрисы было значительно больше. Среди женского населения тогдашнего СССР даже появилась душевная болезнь, которую медики нарекли синдромом Орловой. Она выражалась в маниакальном желании во всем походить на знаменитую актрису (для этого поклонницы специально высветляли себе волосы) и причислении себя к ее близким родственникам — сестрам, дочерям и т. д.
Мало кто знает, но в конце 30-х годов Орлова снялась и в одном из первых советских кинодетективов. В 1939 году на экраны страны вышел фильм режиссера А. Мачерета «Ошибка инженера Кочина», в котором Орловой досталась отрицательная роль Ксении Лебедевой.

Успешной карьере Орловой способствовало то, что к ней восторженно относился сам Сталин.
В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: «Волга-Волга» и «Светлый путь». А затем началась война. Ее начало застало актрису и ее мужа в Риге. Оттуда они трое суток под бомбежками добирались сначала до Минска, затем до Москвы. Здесь «звездная» пара не сидела сложа руки. Александров, как и многие мужчины, записался в отряд противовоздушной обороны, дежурил на крышах. Во время одного такого дежурства, в августе, он едва не погиб: взрывной волной его перебросило с одной секции крыши на другую. Александров получил контузию и серьезное повреждение позвоночника.

Как режиссер он снял тогда «Боевой киносборник © 4», в котором Орлова выступила в качестве ведущей. Когда фашисты подошли к самым подступам столицы и в городе началась паника (16 октября), кому-то из высоких начальников пришла в голову мысль: чтобы успокоить жителей, надо расклеить на стенах гастрольные афиши Орловой. И действительно, на многих эти плакаты подействовали отрезвляюще — если сама Орлова в городе, город не сдадут, бояться нечего.

И все же осенью 1941 года Орловой и Александрову пришлось покинуть Москву. Хотя «Мосфильму» было предписано эвакуироваться в Алма-Ату, они отправились в Баку, где Александров стал директором и художественным руководителем местной киностудии. Вскоре он приступил к съемкам фильма под названием «Одна семья». Однако на экраны он тогда так и не вышел. Приемочная комиссия, просмотревшая его, вынесла безжалостное резюме: «фильм слабо отражает борьбу советского народа с немецкими оккупантами». И картину положили на полку. Единственный случай подобного рода в карьере известного режиссера и его не менее прославленной жены.

В 1942 году Орлова с гастролями посетила Тегеран, где имела оглушительный успех. Она стала первой советской актрисой, которую признали на Востоке.
После войны карьера «звездной» пары успешно продолжилась. В 1946 году супруги уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» сняли новую комедию — «Весна». Орлова сыграла в ней сразу две роли — ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Однако съемки картины едва не закончились печально. Однажды Александров, Орлова и актер Н. Черкасов (он также играл в фильме одну из центральных ролей) возвращались на машине со съемок. Дорога была мокрой, и на одном из поворотов автомобиль выбросило в кювет. В результате Александров получил перелом ключицы, у Черкасова было поране

источник

Знаменитая актриса Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Еще в детстве сам Шаляпин предсказал ей , что на станет знаменитой артисткой, но тогда она не предала эти словам значение.

Предсказание сбылось . Она стала Главной актрисой Советского Союза, но в ее жизни были не только овации, награды, любовь и все блага, которые тогда были доступны советской элите, но и много тяжелых моментов, о которых зрители, как правило, не знали, да и не знают.

А было многое — и травмы, и травля, зависть коллег, и осознанный отказ от материнства..

Несмотря на ужасную боль, она доиграла дубль..

Во время картины «Цирк» актриса получила травму. Несчастный случай произошел во время работы над ставшей знаменитой сценой, когда героиня Орловой — Марион Диксон танцует на пушке.

В ствол четырехметрового бутафорского орудия поместили мощный осветительный прибор, а на жерло поставили платформу из закаленного стекла. Исполнив чечетку на стекле и песенку со словами «Я из пушки в небо уйду, диги-диги-ду», актриса должна была сесть на эту платформу. Но никто не догадался о том, что стекло, если включить прожектор, станет сильно горячим!

Ей пришлось садиться в тонком прозрачном трико на пышущую жаром платформу. Как только дубль был снят, актриса закричала о невыносимой боли! С ожогом третьей степени бедер ее срочно увезли в больницу.

Вторая неприятность случилась во время съъмок эпизода, когда Диксон, спасаясь большой толпы расистов, бежит со своим чернокожим ребенком к уезжающему поезду.

Орлова должна была вскочить на ступеньку вагона в самый последний момент. Но она споткнулась и растянулась на земле. Кукла-ребенок отлетел на несколько метров в сторону. Актрисе помогли подняться. Коленки ободраны, чулки в лохмотья, платье порвано. Орлова оборачивается: «Ну что, ребенок-то хоть жив?!»

Своих детей у актрисы не было. Как тог раз она сказала подруге на эту тему так.

»Знаешь, дети — это постоянное чувство страха. Поначалу опасаешься, нормально ли проходит беременность, затем боишься родов, и всю жизнь — за ребенка. Мне этого не нужно»».

У Орловой не было » звездной брлезни».Как то разв в театре имени Моссовета, в котором и служила актриса, один рабочий сцены отмечал юбилей, он накрыл стол в репетиционном зале, созвал своих родственников из других городов. Пригласил и работников театра. Из народных артистов к нему пришла только Любовь Орлова.

Она со всеми вела себя просто и без пафоса. Много кому помогала.

Не случайно Фаина Раневская характеризовала ее так: »Сказать об Орловой, что она добрая, — это все равно что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей»».

Это была настоящая любовь

Любовь Орлова прожила со своим супругом режиссером — Григорием Александровым 42 года. Но мало кто знает, что было такое, что она и уходила от него.

По рассказам ее подруги, Нонны Голиковой, однажды Любовь Петровна пришла к ним с чемоданом и заявила, что не вернется к мужу, пока он не напишет для нее сценарий нового фильма. Конечно, сценарий был написан, и актриса вернулась к мужу. Речь идет о сценарии последнего фильма Орловой под названием «Скворец и Лира».

Накануне смерти актриса позвонила мужу домой, куда он недавно вернулся из больницы и попросила приехать снова. Как мог быстро, он собрался, помчался в ЦКБ, но когда вошел в палату, Орлова сказала только: «Как вы долго. » И, впав в кому, уже не пришла в себя. «Это был единственный упрек, который я от нее услышал за почти сорок два года нашей жизни, — вздыхал Александров. — А все эти сорок два года были годами непрерывного счастья. »

В октябре, когда немцы были уже под Моск­вой, в городе начиналась паника. И тогда градо­начальникам пришла в голову отличная мысль. Они распечатали огромные афиши с портретом Орловой и анонсом ее предстоящих в Москве выступлений. Разумеется, это была не главная причина того, что паника в городе прекратилась, но многих граждан такое объявление, конечно, успокоило: ведь если назначены концерты, то, стало быть, положение не настолько ужасное.

После премьеры «Цирка» к актрисе пришла всесоюзная слава. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки. Появился даже медицинский диагноз — «синдром Орловой». Женщины меняли внешность и представлялись именем кинозвезды.

Мода, расовое неравенство и молодежные организации – советская эпоха в «Цирке»

В то время Орлова не только снималась в кино, но и давала концерты. После одного такого выступления в Ленинграде для артистки пришлось сделать коридор из 90 мужчин, чтобы она смогла добраться до машины.

Недостойное поведение актрисы.

В 1938 году Иосиф Сталин подарил Григорию Александрову участок земли во Внукове. Чтобы хватило денег на строительство, за один концерт Любовь Орлова стала просить 3000 рублей (для сравнения: средняя ежемесячная зарплата в Советском Союзе была 339 рублей). И вскоре в газете «Советское искусство» появилась заметка «Недостойное поведение»:

Л.П. Орлова пользуется широкой популярностью у аудитории, ценящей ее как отличную исполнительницу советских массовых песен. Казалось бы, и звание заслуженной артистки и эта популярность обязывают Л.П. Орлову к особой щепетильности в денежных вопросах. Однако артистка, видимо, считает возможным по-иному использовать выгоды своего положения.

Концерты после этой заметки Орлова стала давать реже.

Умерла Любовь Петровна 26 января 1975 года, не дожив всего нескольких дней до своего 73-го дня рождения. После её смерти Григорий Александров неожиданно для всех снова женился – на жене своего погибшего сына. Говорили, что такой шаг Александрова вовсе не был осознанным и добровольным. Режиссёр страдал болезнью Альцгеймера и вряд ли понимал, что происходит. Хорошо, что Любовь Петровна об этом так и не узнала..

источник

Если бы актриса не гналась так отчаянно за красотой и молодостью, не делала столько пластических операций,не изнуряла себя жесткими диетами — возможно, прожила бы гораздо дольше.

В ее роду было много долгожителей, но не только этим он был славен. Знаменитая советская актриса, игравшая домработниц, почтальонок и ткачих, была потомственной дворянкой, родственницей Льва Толстого и графов Орловых.

Барышня-крестьянка

Любу готовили к легкой жизни светской барышни, но грянула революция, семья осталась ни с чем. От голодной смерти спасла корова. В 15 лет Любе приходилось в мороз таскать огромные бидоны с молоком, возить их на продажу в город. Тогда она и отморозила руки, что вызвало болезнь суставов. Всю жизнь Орлова ходила в перчатках, чтобы скрыть сморщенную красную кожу и деформированные пальцы.

Из нищеты ее вытащил замнаркома земледелия Андрей Берзин. Хрупкая красавица свела его с ума. Берзин перевез молодую супругу в свою шикарную квартиру, баловал подарками, предоставил возможность заниматься музыкой и хореографией. Но в 1930 году его арестовали как врага народа. Любе пришлось переехать в убогую коммуналку.

Пигмалтон и Галатея

Орловой было уже 30, она играла второстепенные роли в театре, немного снималась в кино и страстно хотела большего. Как раз в то время режиссер Григорий Александров задумал снять музыкальную комедию и искал актрису, похожую на Марлен Дитрих. Люба пришла на пробы, но он ее отверг. Однако сдаваться она не собиралась! Устроила «случайную» встречу, обрушила на режиссера все свое обаяние — и добилась своего.

Присмотревшись к актрисе повнимательнее, оценив ее утонченную красоту, шарм и аристократичность, Александров понял: Любовь Орлова может стать кумиром миллионов. Заставил ее перекраситься в блондинку, подобрал грим, но главное — он умел снимать ее так, что на экране Орлова выглядела сказочной красавицей.

Еще во время работы над «Веселыми ребятами» у них разгорелся страстный роман, хотя Александров был женат и имел сына. После съемок он развелся и предложил своей Галатее руку и сердце.

От косметики — к хирургии

На момент выхода «Веселых ребят» Орловой было 32 года. А играла она юную домработницу. В тот момент Любовь действительно выглядела моложе своих лет. Но твердо решила: она останется молодой навсегда и будет играть только юных девушек. И действительно, у нее нет ни одной возрастной роли.

Еще во время занятий хореографией у Орловой появилась веревочка длиной 43 см — с ее помощью актриса измеряла свою талию. Каждый лишний сантиметр изгоняла жестокими диетами. Могла неделями сидеть на одном кофе! О том, как это скажется на здоровье, она не думала.

Орлова всю жизнь держала себя в ежовых рукавицах. Ежедневно по несколько часов занималась у балетного станка, не позволяла себе ничего лишнего: ни съесть, ни выпить, ни повеселиться до утра. Уход за лицом тоже требовал немалых усилий: скрабы, маски, профессиональная косметика, которая доставлялась актрисе самолетом из Парижа.

Вскоре этого стало недостаточно. Любовь Орлова стала одной из первых советских звезд, кто обратился к пластическим хирургам.

Негуманные методы

В те времена технологии пластической хирургии были далеки от сегодняшних: вместо специальных скальпелей использовались бритвенные лезвия, операции были травматичными и требовали долгого восстановления. Наркоз изнашивает сердце, отрицательно влияет на работу мозга. А Любовь Орлова провела под наркозом десятки часов! Как и другая звезда советского кино — Людмила Гурченко. Обе делали множество пластических операций, не в силах остановиться и принять свой возраст. И этим нанесли непоправимый вред своему здоровью.

После каждой операции в течение нескольких месяцев Орлова не выходила из дома, не снималась, не ездила на гастроли, никому не показывалась на глаза и даже в присутствии мужа носила вуаль.

Был у Любови Петровны и еще один сомнительный способ омоложения. Она свято верила, что беременность обновляет организм. Но детей иметь категорически не хотела. Поэтому беременела и делала аборты, которые в то время были подпольными и опасными для жизни. Естественно, это тоже не прибавляло ей здоровья.

«Я устала жить…»

Перед съемками в своих последних фильмах Орлову гримировали по несколько часов, а на камеры ставили специальные фильтры. В 72 года она сыграла юную разведчицу. Однако, увидев себя на экране, актриса попросила не выпускать картину в прокат: пленка беспощадно показывала ее возраст.

Как раз в то время у нее резко ухудшилось самочувствие, и Любовь Петровна легла в больницу. После проведенной операции главврач вызвал к себе Александрова и сообщил неутешительную новость: у Орловой рак поджелудочной железы в последней стадии, вылечить ее невозможно. Сказались постоянные голодовки, изнурительные диеты, разрушающие пищеварение. Красота оказалась смертельной…

Режиссер решил скрыть от жены диагноз. По его просьбе врачи сказали звездной пациентке, что удалили ей камни в почках, и теперь все будет хорошо. Та поверила и даже попросила установить в палате балетный станок. Всего через несколько дней после операции 72-летняя умирающая женщина приступила к занятиям. Ей было больно, она не могла сдерживать стоны и слезы, бывало, даже теряла сознание, однако продолжала истязать себя упражнениями. Артистка хотела быть красивой несмотря ни на что.

Ей становилось все хуже, и, хотя окружающие по-прежнему скрывали правду, она стала догадываться о своей болезни. «Я устала жить и не боюсь умирать», — однажды призналась актриса племяннице. Но перед мужем крепилась: наносила макияж, встречала его с неизменной улыбкой.

23 января 1975 года, в день рождения Александрова, Любовь Петровна попросила медсестер позвонить ему и передать, чтобы он поскорее приехал. Муж тотчас примчался. Орлова открыла глаза, улыбнулась ему в последний раз и произнесла: «Как вы долго, Гриша…» Затем потеряла сознание и впала в кому.

Скончалась Любовь Орлова 26 января 1975 года. Хоронили ее в закрытом гробу: она пожелала, чтобы ее запомнили молодой и красивой.

Память на помойке

Через два года Григорий Васильевич потерял сына. После чего совершил странный поступок — женился на его вдове. Объяснял это так: «Хочу, чтобы наследство досталось единственному внуку». А наследовать было что: квартира в Москве, роскошная дача во Внуково, драгоценности, антиквариат. Но больше всего режиссер беспокоился о памяти своей любимой жены и музы — не хотел, чтобы письма, фотографии и памятные вещи попали в руки чужих людей. Если бы он только знал, что все они окажутся на помойке.

В свое время Александров перестал общаться с сыном: на этом настояла Любовь Орлова. Неудивительно, что невестка ненавидела актрису. Когда Григорий Васильевич умер, она первых делом избавилась от всего «хлама»…

Дача во Внуково, стоившая Любови Петровне стольких сил и здоровья, ныне продана. В столичной квартире располагается офис иностранной фирмы. А единственный наследник Орловой и Александрова, его внук от первого брака Григорий Александров-младший, живет во Франции.

источник