Меню Рубрики

Какой грех кто сделал аборт в исламе

Согласно официальной статистике, ежегодно в России проводится порядка полутора миллионов абортов. По этому показателю наша страна занимает первое место в мире. По неофициальным же данным, количество произведённых абортов – от 5 до 12 миллионов. А каждый 5-й аборт делается подростками, то есть девушками младше 18 лет. Тогда как количество детей, рождаемых в нашей стране за год, не доходит даже до двух миллионов! Так, например, в 2009 году в России было произведено 1 млн 292,4 тыс. абортов (заметьте, это всего лишь официальные данные), то есть на 100 родов в том году приходилось 73,7 абортов – только вдумайтесь в эту цифру! Для сравнения, в США в 2008 году на 100 родов приходилось всего 23,4 аборта, в Белоруссии в 2012 году было выполнено всего 28600 абортов, то есть 24,9 аборта на 100 родов.

Как правило, от 10% до 15% абортов заканчиваются различного характера осложнениями, порядка 7–10% женщин после них навсегда теряют возможность иметь детей. Ежегодно около четверти миллиона женщин становятся бесплодными по причине прерывания ими беременности.

Аборт с точки зрения Ислама

Мусульманские богословы единогласны в запретности прерывания беременности после вселения души в зародыш, то есть после достижения плодом 120 дней. По их мнению, это уже преступление, совершение которого недопустимо, ибо это преступление против живого и полноценного человека.

Что же касается аборта, проводимого до срока, когда в зародыш вселяется душа, то и он запретен, по мнению большинства богословов. Доводом запретности прерывания беременности являются достоверные хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в которых говорится, что формирование человека начинается после попадания семени в матку, а это происходит уже на 42-й день. В хадисе, приводимом имамом Муслимом от Хузайфы бин Асида аль-Гивари, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По прошествии 42 дней после зачатия (в другой версии этого хадиса сказано: «сорока с лишним дней») Аллах посылает ангела, который придаёт облик зародышу, наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и скелетом» («Сахиху Муслим», №4783).

إِذَا مَرَّ بِالنُّطْفَةِ ثِنْتَانِ وَأَرْبَعُونَ لَيْلَةً بَعَثَ اللَّهُ إِلَيْهَا مَلَكًا فَصَوَّرَهَا وَخَلَقَ سَمْعَهَا وَبَصَرَهَا وَجِلْدَهَا وَلَحْمَهَا وَعِظَامَهَا

Современной наукой уже изучено и доказано, что в момент оплодотворения из двух клеток (мужской и женской) образуется новая, единая клетка, которая содержит сложный генетический план, определяющий каждую деталь человеческого развития: пол ребёнка, цвет волос, рост, цвет глаз…

На 19–21-й день начинает биться сердце. 6 недель: фиксируется работа мозга (мозговые импульсы), что является юридическим доказательством, что человек живой. Прошу обратить внимание, что мозг активизируется именно на этом сроке, на 6-й неделе, что является 42-м днём с момента зачатия, и, следовательно, аборт после этого срока не что иное, как убийство! Кстати, в этом есть и знамение для всех нас, поскольку не будь Мухаммад сын Абдуллы (мир ему и благословение) Посланником Божьим, откуда он мог бы знать, когда именно формируется человек?

В книге «Джамиуль-улюми валь-хикам», автором которой является Ибну Раджаб аль-Ханбали, пишется: «Часть богословов считает дозволенным прерывать беременность до вселения души в плод, сравнив это с контрацептивами, однако это сомнительное утверждение. Потому что плод – это уже ребёнок, который в какой-то степени сформировался, а при применении контрацептивов ребёнка как такового вообще нет, потому что их (контрацептивов) применение в корне препятствует зачатию. Порой даже их применение не гарантирует отсутствия нежелательной беременности, если на это будет воля Всевышнего».

Имам аль-Газали в книге «Ихьяу улюми-д-дин» пишет следующее: «Контрацепция, аборт или захоронение ребёнка заживо не равны на весах Шариата, поскольку это (аборт или захоронение) преступление в отношении уже существующего. У существования есть свои стадии, и первой его стадией является зачатие и готовность сгустка принять жизнь, и его уничтожение – грех! А когда сгусток трансформируется в кусок плоти – грех будет ещё больше. Когда же в плод будет вселена душа – грех станет ещё более тяжким. А пределом тяжести греха является убийство ребёнка после его рождения».

Аборт при патологии плода

Если зародыш достиг 120-го дня после зачатия, то аборт проводить нельзя, даже если медицинское исследование будет говорить о его инвалидности. Аборт допускается, только если его рекомендуют авторитетные в этой области специалисты, когда рождение ребёнка имеет реальную угрозу для жизни матери. В этом случае выбирается меньшее из зол – независимо от того, является зародыш инвалидом или нет, аборт делать разрешается.

Если же стало известно, что зародыш, не достигший 120-го дня после зачатия, родившись, будет инвалидом (это установили вызывающие доверие специалисты, тщательно обследовавшие его всеми возможными методами), то по просьбе родителей можно сделать аборт («Мугниль-мухтадж», аль-Хатыб аш-Ширбини).

Кроме того, можно прерывать беременность, если точно известно, что ребёнок не родится живым, например если у него нет мозга или вовсе головы («Аль-усра аль-муслима филь-алям аль-муасара», доктор Вахба аз-Зухайли).

К большому сожалению, аборты в мусульманских семьях тоже имеют место. Поэтому хочу обратиться ко всем мусульманам: аборт – тяжкий грех, сторонитесь его. Ребёнок – чудо Всевышнего, подарок от Него, и если вы будете «благодарить» Аллаха вот таким образом, надеяться на Его довольство и баракат в жизни не стоит! Есть миллионы семей, которые живут одной лишь мечтой завести ребёнка, но…

Хочется также довести до сведения врачей, что они тоже разделят грех родителей, если возьмутся проводить эту операцию, когда прибегать к ней по нормам Ислама нельзя.

источник

Аборт – это убийство беззащитного ребенка, находящегося в утробе матери, которая призвана любить и защищать свое дитя, а не убивать его. Аборт – это самое жестокое и циничное убийство. Аллах дал нам жизнь, и ни у кого нет права отнимать ее.

Почему же современные женщины, врачи и остальные соучастники этой ужасной операции возомнили себя вершителями жизней?! Люди лишились милосердия. Большинство абортов происходит по причине того, что люди хотят жить свободно, не хотят обременять себя никакими обязанностями. Людям нравится бездарно прожигать свою жизнь. «Жить для себя» – лозунг большинства современных людей.

Согласно официальной статистикев России за год проводится более 1 000 000 абортов. Реальное же число абортов в России – от 5 до 12 миллионов за год. При рождаемости в 1 миллиона 700 тысяч детей в год, количество абортов в три раза превышает количество детей, появившихся на свет.

Только по официальной статистике в России абортами заканчивается сейчас около 60% всех беременностей. Незарегистрированных абортов, по мнению некоторых врачей, совершается примерно столько же. После аборта около 8% женщин становятся бесплодными. В настоящее время около 15% семей не способны зачать ребенка. Бесплодие, таким образом, уже стало социальной проблемой в России.

В исламе аборт является запрещенным действием, кроме некоторых случаев о которых подробно рассказано статье учёного-шахида Курамухаммада-хаджи Рамазанова.

Женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, прерывать беременность не греховно, а порицательно (карахат). Если же плоду более сорока дней, то это делать греховно. Но для того, чтобы аборт не был греховным и до сорока дней, есть три условия: согласие мужа; согласие жены; разрешение специалиста (врача), что этим не будет нанесён вред здоровью матери.

Если не соблюдается хотя бы одно из этих трёх условий, то прерывать беременность греховно. Если плоду более сорока дней, то совершать аборт греховно, и грех этот будет возрастать с каждым прожитым днём. Врач, который совершил аборт и тот, кто разрешил это, будут равны в грехе. Если даже муж и жена согласились на аборт, всё равно врач будет иметь грех за умерщвление ребёнка.

Если два богобоязненных врача-специалиста дают точное заключение, что от продолжения беременности существует опасность здоровью или жизни матери, или же ребёнок может умереть, то позволяется совершать аборт до достижения плода 120 дней (т.е. до того, как он будет шевелиться). Из-за разговоров врачей, что мать может похудеть или ребёнок может быть не здоровым, никак нельзя прерывать беременность после сорока дней. Если плоду более 120 дней, то не разрешается совершать аборт, что бы врачи не говорили. Единственное, если при родах возникли осложнения, и опытные врачи дают заключение, что возможно спасти только одного из них: либо мать, либо дитя, то тогда нужно стараться спасти одну жизнь. При этом они (врачи) должны рассмотреть, кого можно спасать, ориентируясь на степень опасности. Спасение матери, по Шариату, должно быть первостепенным.

Прерывать беременность (последствие прелюбодеяния (зина)) нельзя ни до сорока дней, ни после этого. Врачи, совершающие аборт, имеют грех равное греху женщины, имеющей этот плод. Если от продолжения беременности существует опасность жизни этой женщины, и её грех (прелюбодеяние) доказан четырьмя свидетелями (или она сама в этом призналась), то врачи должны (как ранее сказано) думать над спасением или ребёнка, или матери.

– Если плоду более сорока дней, то жена не имеет право прерывать беременность, даже если она тоже этого захочет. В хадисе сказано, что нельзя подчиняться людям в неподчинении Всевышнему. Аборт является непослушанием Ему, поэтому, жена по требованию мужа, отца, матери, врача и т.д., не должна этого делать (вышеперечисленными способами). В противном же случае, она должна выплатить кафарат и г‘уррат (искупление за кровь).

– Г‘уррат — это искупление за кровь. Он равен пяти верблюдам или их стоимости. Выплачивать же его нужно опекуну ребёнка.

Например, если мать, употребив таблетки или другие запрещённые методы, прервала беременность, то она должна выплатить г‘уррат отцу ребёнка. Если отец потребует сделать аборт, то г‘уррат нужно выплатить братьям и сёстрам того ребёнка.

– Нет. Потому что, если даже его простят родители, с него снимается только г‘уррат. Но перед Всевышним он останется детоубийцей. Тогда он обязан выплатить кафарат (соблюдать непрерывный пост в течение двух месяцев).

Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Аборт и его осложнения

Искусственное прерывание беременности, даже если оно произведено в медицинском учреждении квалифицированным специалистом и в благоприятный срок (7-9 недель), не может пройти совершенно бесследно для здоровья. Эта операция, как и всякая другая, представляет известный риск.

У женщин, перенёсших аборт, нередко наблюдается повышенная нервозность, раздражительность, плаксивость, чувство опустошённости, а иногда – апатия и подавленность.

К числу осложнений, возникающих непосредственно в процессе искусственного прерывания беременности, относятся, прежде всего, механические повреждения шейки и тела матки. Каким бы способом операция не производилась, повреждение матки в той или иной мере фактически неизбежно. Да иначе и быть не может. Производя аборт, врач не видит операционного поля, не может визуально следить за точностью выполнения всех манипуляций. Он вынужден полностью полагаться на осязание. Именно в этом заключается существенное отличие данной операции от любой другой: её особая сложность и опасность.

У нерожавших женщин серьёзные повреждения тканей встречаются при аборте чаще, чем у рожавших, что приводит к более частому возникновению послеабортных воспалительных заболеваний. Острое течение воспалительного процесса может сопровождаться ухудшением общего состояния больной (повышение температуры тела, боли внизу живота и в области крестца и др.), однако, так бывает далеко не всегда. Часто больные не придают значения своему недомоганию, не обращаются к врачу, и процесс постепенно переходит в хроническую стадию. Хронически протекающие с частыми обострениями воспалительные процессы внутренних половых органов (вне зависимости от их локализации) способствуют развитию местных необратимых изменений (рубцы, спайки и др.), неизбежно приводящих к ухудшению здоровья.

По статистическим данным, в половине всех случаев бесплодия повинно искусственное прерывание беременности. Распространённой причиной, обуславливающей бесплодие после произведённого аборта, являются воспалительные процессы половых органов, протекающие, в основном, хронически – шейки матки, её тела, маточных труб, яичников. Врачи нередко встречаются с трубным бесплодием после, так называемых, благополучных абортов, когда клинически совершенно не было признаков воспалительного процесса. К этому можно добавить, что ощущаемое женщиной «благополучие» после аборта довольно часто является обманчивым.

Также нередко молодые женщины после прерывания беременности, особенно первой, отмечают наступившее у них изменение ритма менструаций, нерегулярность их появления, а иногда их отсутствие в течение длительного времени. Спустя некоторое время после аборта, женщины начинают жаловаться на повышенную утомляемость и раздражительность, появление излишней полноты, ослабления полового чувства.

Прерывание первой беременности всегда нежелательно. Искусственный аборт всегда представляет определённую потенциальную опасность для течения и исхода последующей беременности как для матери, так и для плода.

Патимат Магомедова, практикующий врач

Один аборт может оставить след на всей вашей дальнейшей жизни. Одна ошибка может стоить несчастного, бездетного и безрадостного будущего. Многие молодые пары, не задумываясь, идут на этот шаг, думая, что все еще впереди. Но Аллах все видит, и если вас не постигнет наказание в этом мире, то в мире ином вы уж точно поплатитесь за убийство вашего маленького ребеночка, который очень хотел жить.

источник

Вначале младенца разрезают на кусочки острыми ножницами, а потом вынимают по частям. Из-за того, что извлечь головку младенца целиком не представляется возможным, сначала его мнут и дробят щипцами, и только потом вытаскивают. Затем, внимательно собрав воедино все окровавленные части тела младенца, проверяют, все ли части тела (ножки, ручки и прочее) были извлечены…

Так происходит уничтожение живого младенца – посредством аборта — зверства, иногда двулично называемого «искусственным прерыванием беременности».

Аборт – это зверское, преднамеренное убийство живого человека. Да, именно преднамеренного убийства и именно человека, созданного АЛЛАХОМ!

Сегодня с научной точки зрения неопровержимо доказано, что человеческая жизнь зарождается от слияния двух половых клеток – мужской и женской. В результате этого слияния появляется совершенно новая клетка с отличающимся набором генов. В этой чрезмерной маленькой клетке собрана вся информация о новом организме (про его пол, группу крови, цвет глаз и волос и прочее).

Таким образом, каждая такая клетка – это человек – единственный и неповторимый. И все, что нужно для превращения этой маленькой клетки в большого человека — это пища, кислород и время.

Потому, независимо от времени создания зародыша клетки, делать аборт в любом случае означает совершить убийство! И другого названия этому нет! Только двуличные и умственно неполноценные люди могут сказать, что пока зародыш находится в чреве матери, он и не человек вовсе и его можно убить. Он уже человек с момента зарождения и его нельзя убивать.

В этих мыслях нет ни логики, ни человечности, ни смысла! Разве от того, где находится человек, кто-то вправе решить его убить? Тогда получается так, что если человек находится в кладовке, его можно убить, а если он вышел из кладовки, убивать его нельзя? Что за чушь!

В наш с вами современный период женщины больше всего делают мини-аборты. Многие кратко называют его «мини» и с такой холодностью говорят: «Пошла, сделала мини». Так ведут себя, словно речь идет об удалении какого-то гнилого зуба. Часто, идя к стоматологу, они испытывают больше чувства страха, чем идя на аборт.

Во время «мини-аборта» в матку женщины вводится что-то наподобие пластмассовой трубы с острыми краями, присоединенное с другой стороны к устройству, напоминающее пылесос. Под давлением тело младенца членится на маленькие части и в виде кровавой массы всасывается в специальный мешок.

Если аборт делается после 12-ти недельного срока беременности, для этого требуется еще один медицинский инструмент, похожий на щипцы, называемый «аборсанг», поскольку в это время у младенца уже формируются ручки, ножки, его кости начинают крепчать.

Этим инструментом врач захватывает ручку, ножку, головку или другие части тела младенца и вращательными движениями начинает отрывать от тела. Этот вандализм продолжается до тех пор, пока ребенок не будет полностью расчленен и извлечен… Чтобы извлечь позвоночник младенца, его делят на несколько частей, чтобы извлечь головку – ее дробят на части. Одна из обязанностей медсестры заключается в том, чтобы после аборта собрать вместе все расчлененные части младенца и убедиться, что наружу извлечены все части тела…

Самое ужасное, что еще больше утяжеляет аборт, заключается в том, что находящийся в материнском чреве ребенок …чувствует боль. Это уже принятый и доказанный факт. Уже на 7-ой неделе беременности ребенок отодвигает головку от той стороны, где ему больно или переворачивает на бок (так, как в последующие периоды жизни)…

Ничем и никогда нельзя оправдать аборт! Этого невозможно сделать ни перед человечеством, ни перед Аллахом! В это время грех за смерть младенца одинаково ложится и на женщину, и на мужчину, позволившим или заставившим женщину поступить так, и, конечно же, на врача и других медицинских работников, участвующих в этом зверстве.

Кто–то может спросить, что же делать, если находящийся в материнской утробе ребенок болен? В таком случае, мы ответим так. Если женщина родит на свет вполне здорового ребенка, но потом ребенок в годик, в 2, 5 или 10 лет станет инвалидом, вы, также как и во время аборта, начнете членить ребенка на части и убьете? Конечно же, нет. Для того, чтобы поднять ребенка на ноги, вы будете готовы претерпеть тысячи трудностей, будете служить ему, обратитесь к врачам, потратите значительные средства на лечение, только чтобы ребенок выздоровел. Много ли разницы между беззащитным крохотным тельцем, находящимся в материнской утробе и этим больным ребенком? В таком случае, почему вы с таким зверством убиваете находящегося в утробе матери младенца?

Очень важно отметить и то, что во многих случаях рожденный на свет с помощью Аллаха больной ребенок выздоравливает спустя какое-то время, и это приводит к безграничной радости родителей, которые когда-то отказались взять на себя непростительный грех за убийство младенца в утробе матери.

С другой стороны, иногда бывает так, что врачи ставят неправильный диагноз ребенку, находящемуся в утробе матери. Вы когда-нибудь думали об этом?

А для тех, кто оправдывает аборт, говоря, «Если содержать ребенка нет возможности, что тогда делать?», мы приводим ниспосланный Аллахом нижеследующий аят из Корана: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете» (Анам, 151).

Читайте также:  Сколько времени после аборта держится хгч

А женщинам, которые восклицают, «Это третья ( четвертая, пятая) девочка в семье, а муж требует, чтобы я родила мальчика, что мне делать?», мы приводим нижеследующий аят из Священного Корана: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского» (Шура, 49).

«Аллаху известно, что носит (в утробе) каждая самка (мальчика или девочку), насколько сжимается или расширяется каждая утроба (разрешится ли преждевременными родами или родит вовремя, родится больным или здоровым младенец, и сколько ему предстоит жить) . Всякая вещь у Него имеет меру (Аллаху ведомо,)» (Ар-Раад, 8).

Больная женщина может спросить: «Если у женщины слабое здоровье, которое не позволяет ей вынашивать ребенка, что же ей делать тогда?». А кто говорит об этом? Врачи? Но ведь врачи могут только высказать свое мнение об этом. Только Аллах, а не врачи, может вынести решение в отношении жизни или смерти каждого из нас! Еще при рождении Аллах предопределил для нас час и день нашей смерти. То есть, если пришло время умирать, никто не в силах его отдалить. Или же, наоборот, если время вашей смерти еще не наступило, вы не можете умереть.

Таким образом, ни один аргумент не может послужить оправданием для аборта. Нет сомнения, что все мы смертны, и умрем, когда придет наш черед. Несомненно, и то, что рано или поздно каждый из нас предстанет перед Создателем и ответит за совершенные в земном мире деяния. Готовы ли вы понести тяжкое наказание за жестокое убийство невинного младенца?

«… кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям…» (Маида, 32).

Среди наших читателей есть и такие женщины, которые может быть, ни разу в жизни не задумывались над тем, какой большой грех они совершили перед Аллахом, сделав аборт хотя бы раз в жизни. Им еще не поздно покаяться перед Аллахом! Путь прощения Аллахом проходить через искреннее покаяние!

«О, Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушиваться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Мумтахана, 12).

В период с 18-ый по 25-ый день беременности у младенца начинает биться сердце (на 3-ей – 4-ой неделе беременности). На 20-ый день беременности формируется основа нервной системы. На 43-ий день беременности можно снять энцефалограмму мозга младенца. На 9-ой – 10-ой неделе младенец уже начинает двигать глазами, глотать, шевелить языком, икать, спать или бодрствовать. На 11-ой неделе ребенок сосет большой палец, реагирует на звуки окружающей среды, даже доносящийся снаружи звук может разбудить его. На 10-ой – 11-ой неделе беременности работают все сформированные органы и системы ребенка.

источник

1.Ассаляму алейкум! Незадолго до беременности моя сестра переболела корью. Наша тетя, врач по профессии, сказала, что в связи с перенесенной болезнью велика вероятность рождения малыша с врожденным уродством, и, посоветовала прервать беременность. Как относится Ислам к преждевременному прерыванию беременности (аборту) по медицинским показаниям? А.Ж.

2. Ассаляму алейкум! В каких случаях в Исламе разрешено прерывать беременность, если разрешено вообще? А.М.

Валейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух!

В Шариате эмбрион, имеющий выраженные признаки жизни, называют «жанин». Право на жизнь «жанину», зародившемуся в чреве, дает Всевышний. Поэтому, никто, и родители в том числе не имеют права лишать его права на жизнь.

Согласно правилам шариата, человек, ставший причиной гибели плода – «жанина», обязан выплатить «гурра» — своеобразный выкуп. Размер выплаты гурра равен 50 золотым динарам ( примерно 212,5 грамм золота ) или 500 серебряным монетам ( примерно 1500 грамм серебра ).

То есть, прерывать беременность после того, как плод примет очертания человеческого тела, а в плоть его, по воле Всевышнего, вдохнут жизнь, запрещено и является «харамом».

1. Относительно абортов до указанного срока, когда плод еще не является «жанин» — имеющим дух, ученые Ханафитского мазхаба высказали два мнения:

  • Первая группа ранних ученых считали, что прерывать беременность до того, как плод обретает дух и очертания человеческого тела – можно. Описанные признаки эмбрион обретает за срок, равный примерно 120 дням.
  • Ученые второй группы придерживались мнения, что делать аборт, то есть искусственно прерывать беременность, нельзя, даже если очертания плода еще не похожи на человеческое тело. При этом ученые делали исключение лишь для особых случаев, отмечая, что прерывать зародившуюся жизнь нельзя ни на каком сроке, кроме тех, когда для жизни матери есть риск.[3].

2. Большинство же ученых мазхаба Малики, считают, что делать прерывание беременности нельзя, независимо от того, сколько недель или дней эмбриону и на каком этапе он развития. Пусть ему нет и сорока дней от зачатия, и в его плоть еще не вдохнули жизнь. С момента своего зачатия эмбрион, по их мнению уже «жанин», то есть имеющий дух и плоть. Совершивший без веских причин аборт человек или же способствовавший этому, обязаны выплатить «гурру».

3. Группа ученых мазхаба Шафиги считают, что до сорока дней у эмбриона нет души. Поэтому, до сорока дней прерывать беременность можно. Представители же другой группы ученых этого мазхаба убеждены, что с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским семенем, эмбрион готов принять дух. И, мешать превращению эмбриона в плод, а затем в ребенка – грех, следовательно, делать аборт даже на этом маленьком сроке запрещено. [4].

То есть по расчетам древних ученых Ханафитского мазхаба, в плод входит душа по истечении 120 дней, а согласно мазхабу Шафиги, это происходит за сорок дней.

С медицинской точки зрения:

Современной медициной установлено, что за первый месяц (примерно 18 дней) эмбрион вырастает на 1 мм. За это время очертания плода не похожи на человеческое тело, и напоминают вытянутую запятую. Несмотря на то, что внутренних органов у эмбриона нет, уже функционирует сердце. Исходя из этого, некоторые современные религиоведы считают, что лишать права на жизнь живой организм, имеющее сердце, нельзя.

В наше время в медицинских учреждениях по желанию женщины беременность прерывают на сроке до 12 недель. На сроках же от 12 до 28 недель беременность прерывают лишь по рекомендации и под наблюдением квалифицированных специалистов — врачей.

Основываясь на фетвах древних ученых разных мазхабов, изложенных исходя из хадисов и аятов Священного Корана, современные ученые делают следующие выводы:

  1. Если с момента зачатия прошло 120 (сто двадцать) дней, прерывать беременность является харамом. Если со дня, как оплодотворенная женская яйцеклетка закрепилась в матке, прошло 120 дней, делать аборт – харам. Исключение составляют лишь случаи, когда жизни матери угрожает опасность.
  2. 40 дней. При совместном решении супругов разрешено делать аборт до достижения эмбриона 40 дней.
  3. Промежуток между 40 и 120 днями. Прерывать беременность в сроке между 40 и 120 днями (со дня зачатия), разрешено лишь в следующих двух случаях:
  • Если дальнейшее вынашивание и рождение ребенка несет опасность жизни и здоровью матери, и это подтверждено квалифицированными врачами.
  • В случае подтверждения специалистами (врачами) рождения неполноценного ребенка. [5].

Вышесказанное заключение основано на постановлений от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта. Однако, стоит отметить, что ряд современных религиоведов, ученых-теологов категорически против абортов.

Мнения всех ученых объединяет одно – прерывать беременность после того, как эмбрион обрел дух, является харамом. При этом искусственное вмешательство в течение беременности разрешено при угрожающей опасности жизни и здоровью матери, а также при авторитетном мнении врачей о врожденном уродстве и неполноценности плода.

Кроме того, основываясь на мнении ученых, выступающих против абортов вообще, хотим отметить, что за исключением редких случаев, описанных выше, прерывание беременности является нежелательным и неправильным.

Использованная литература:
1) Бахрур Раик, Китабун Никах. Бабу никахир ракик;
2) Ибн Габидин Аль-Һадияту Алаия – 205 стр.
3) Мажаллату мажмаъил Фикһил Ислами.
4) Основано на указе, от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта.
5) Собрание фетв Кудус Ислами http://www.fatawah.com/Questions/11968.aspx
6) Доктор Хусайни Сулейман Жад, Уасика
7) Профессор, Доктор Али Карадаги, «аль-Кадая ат-Тыббия».
8) http://euro-medicina.ru/

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

источник

В настоящее время искусственное прерывание, подобно заразной болезни, поразило наше общество. Некоторые наши соотечественницы даже не задумываются, насколько это вредно для здоровья и крайне отрицательно воспринимается общественностью. Совершение этого деяния является тягчайшим грехом среди представителей различных конфессий. Аборт по Шариату также неприемлем, потому что искусственное избавление от плода рассматривается как преступление против человечности, антигуманный акт.

Интересно, на какой стадии своего развития плод обретает душу? Ответ на этот вопрос можно найти в Священном Коране. Аллах Та’аля упоминает стадии развития плода – вновь нарождающейся жизни в материнском чреве. После соития мужчины и женщины плод представляет из себя каплю влаги. Затем эта капля превращается в сгусток крови, а затем из нее возникает плод. Через 120 дней, то есть примерно через четыре месяца, ангелы вдыхают в плод душу и начинается формирование младенца и его органов.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) мирно беседовал в окружении своих сподвижников. К ним подошел человек, который недавно принял Ислам, и сказал, что желает поведать историю, произошедшую с ним.

— До того, как стать мусульманином, у меня была дочь, — начал свой рассказ этот человек. – И вот как-то, придя домой, я сказал жене, чтобы она накормила ее, принарядила и передала мне, чтобы я отвел ее родственникам. Жена почувствовала что-то недоброе в моей затее, но перечить не стала. Она сделала все, как я просил. Только не смогла удержать слез, когда я с ребенком перешагнул порог нашего жилища. На окраине Мекки было множество глубоких ям, подойдя к одной из них, я своими руками столкнул девочку в канаву, однако она успела схватить за полу моего чапана и произнесла: «Отец, постой, твоя одежда запылилась, дай я стряхну пыль…». Однако я сделал вид, что не расслышал ее слов, пинком отбросил ее вниз,завалил землей и как ни в чем не бывало вернулся домой».

Услышав этот рассказ, сподвижники повскакивали с мест с возгласами: «Хватит, прекрати говорить! Своей историей ты огорчил Посланника Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха), не видишь, на его глаза навернулись слезы». После чего Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) поднял руку, остановил разгоряченных людей и попросил этого человека вновь повторить свой рассказ. Тем самым он напомнил собравшимся о том, как вера – Ислам уберегла людей от дикости и зверства.

По Шариату убийство ребенка — величайший грех. Ставить это под сомнение даже не приходится. Из истории известно, что до принятия Ислама среди арабов был широко распространен обычай заживо хоронить новорожденных. Они поступали подобным образом ввиду острой нехватки еды.

Аллах Та’аля в Священном Коране говорит, что в Судный день младенец, погибший от рук своих родителей, предстанет перед ними с вопросом: «Из-за каких грехов и ошибок, допущенных мной, вы меня лишили жизни?».Совершение аборта или искусственного прерывания беременности равнозначно закапыванию живого ребенка в землю, ведь по своей сути это является тем же самым убийством человека. В настоящее время люди опустились даже ниже животных. Ни один зверь или животное не лишает жизни ине выбрасывает в мусорный бак только что появившееся на свет дитя. Чего не скажешь сегодня о роде человеческом. Среди людей это варварство — весьма распространенное явление, и по своим масштабам напоминает ту эпоху, как это было принято у арабов в доисламские времена.

В чем же причина того, что наше общество докатилось до подобной дикости? Возможно все связано с тем, что наши чувства и души очерствели…Некоторые женщины ссылаются на материальные затруднения или находят тысячу иных причин, чтобы лишить жизни дорогое существо, выношенное под своим сердцем. Аллах Та’аля в Коране сказал: «Не следует бояться, что не прокормишь своего ребенка, ибо на этот свет каждое дитя нарождается со своей долей пищи. Мы вас всех обеспечим съестным».
Однако современных женщин волнуют и другие вопросы, связанные с искусственным прерыванием беременности. Рассмотрим некоторые из них.

А прерывание беременности до того, как в плод вдыхается душа, также греховно или нет? Совершение аборта до четырех месяцев также является грехом. Здесь надо не забывать и то обстоятельство, что после обретения души и по мере роста плода возрастает не только греховность прерывания беременности, но и риск для здоровья роженицы. Совершение аборта приравнивается к убийству человека. Аллах Та’аля в Священном Коране сказал: «Если один из вас лишит жизни себе подобного, это будет равнозначно тому, что он совершил убийство всего человеческого рода, обитающего во Вселенной». Тем самым Он указывает насколько тяжкий грех ложится на убийцу.

Как быть в том случае, когда роды усложняются патологиями,существуетреальная угроза здоровью роженицы или имеются явные признаки того, что ребенок родится калекой, а потому медики рекомендуют искусственно прервать беременность? Прислушаться к этой рекомендации нужно только тогда, когда решение будет принимать врач-мусульманин, который определит, что имеются серьезный повод для беспокойства за жизнь и здоровье роженицы. Следует подчеркнуть, что это решение должен принять правоверный специалист в области медицины. К счастью, такие медики в Казани имеются. А обращение к акушерам с намерением искусственно прервать беременность без видимых на то оснований является тяжким грехом.

К сожалению, многие из тех, кто собирается сделать аборт, во многих случаях сами еще едва достигли совершеннолетия. Пока не поздно, им можнотолько посоветовать покаяться и быть разумными. Следует сказать, что наше общество можно уберечь от этой болезни, но не одними только усилиями муллы или религиозной деятельницы. Все наши сегодняшние беды происходят от ущербности воспитания. Большинство сегодняшнихродителей понимают воспитание весьма примитивно и превратно. Они рассуждают примерно так: мол, наше дело накормить досыта, одеть покрасивее своих чад, а затем при поддержке друзей и знакомых устроить в престижный вуз, на хорошую должность и т.д. А внутренним миром, душой ребенка, его духовными ценностями никто не занимается. Случись что — все валят на детский сад, а также на школу, вуз и воспитателей, педагогов. Однако нельзя забывать о том, что основная задача школы и вуза – научить читать-писать, работать на компьютере, дать основы научных знаний по предметам, учить языкам и т.п. Научить ребенка уверовать во Всевышнего, уважать Ислам, каноны Шариата, знать свой долг перед родителями и родственниками, воспитать любовь к родному языку, стране – это прямая обязанность родителей. Именно поэтому к этим словам должны прислушаться прежде всего родители. По данному поводу вспоминается хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) о том, как к нему явилась женщина и обратилась с вопросом: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)! Моему ребенку исполнилось три годика, с какого возраста мне начать его воспитывать?». На что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), не задумываясь, ответил: «Вы опоздали равно на три года и девять месяцев!».Иными словами воспитание должно начинать с того самого момента, когда произошло зачатие. Будущая мать должна совершить ду’а с упоминанием имени Аллаха, с мольбами к Нему, о том, чтобы ребенок рос с верой в душе, мягкосердечным и чутким. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в одном из хадисов сказал: «Не оскверняйте своего тела харамом-недозволенной пищей и напитками». Ведь, в конечном счете, все, что потребляет мать, поступает в организм ребенка. И если она будет есть харам и утолять жажду недозволенными напитками, все это будет отрицательно сказываться на его росте и развитии.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывал по достижению половой зрелости поторапливаться с совершением никаха- обряда бракосочетания по Шариату. Известно, что в эту пору юноши и девушки испытывают страстное желание, им хочется веселья и праздника. Некоторые из них ведут беспорядочный образ жизни, а предотвратить это помогает никах. В том случае, когда человек желает достичь истинного счастья (здесь имеется в виду душевное спокойствие и здоровье), необходимо следовать наставлениям свыше и остерегаться всего, что запретно. Только тогда человек достигнет благости как в этом бренном мире, так и мире потустороннем. Всегда надо помнить о том, что все наши деяния находят отражение в нашей судьбе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Ваши грехи способны навлечь на ваши головы беду. Покаяние отвратит греховное и тем самым избавит вас от проклятия свыше».

источник

Ислам глобально осуждает аборты, но многие мусульманские правоведы согласны с тем, что в некоторых случаях аборт допустим. Таким исключительным случаем все школы исламского права признают угрозу жизни женщины. Многие правоведы допускают также другие значительные основания для абортов, но единого мнения об этом нет. Статус плода в исламе рассматривается в зависимости от его возраста, поэтому аборты при их необходимости допускаются на ранних сроках. Общепринято, что аборт абсолютно запрещен после 120 дней с момента зачатия, но в случае угрозы жизни женщины часть правоведов допускают аборт на более поздних сроках. Большинство правоведов допускают аборты по обоснованным причинам на сроках до 40 дней и многие — на сроках до 120 дней от зачатия, а о сроках между 40 до 120 днями преобладающие мнения правоведов внутри разных школ исламского права различаются. В разных школах исламского права взгляды на допустимость абортов складываются по-разному и ислам не представляет какое-либо монолитное мнение.

Читайте также:  Сделала аборт тест показывает беременна

Страны с мусульманским большинством населения имеют неодинаковые законодательства об абортах. Ни одна страна ислама не запрещает аборт в случае угрозы жизни женщины. Часть стран ислама разрешает аборты в некоторых других исключительных случаях, но власти каждой страны определяют такие случаи самостоятельно. В целом большинство мусульманских стран имеют жесткие консервативные законы об абортах. Исключение составляют семь постсоциалистических стран с мусульманским большинством населения, а также Бахрейн, Тунис и Турция, где разрешен аборт по требованию или по многим причинам. Несмотря на жесткие законодательные запреты большинства стран ислама, в этих странах совершаются нелегальные аборты. Часто такие аборты делаются без помощи квалифицированных специалистов и приводят к заболеваниям и даже смертям женщин.

Первостепенным духовным руководством в исламе является Коран. Коран не содержит каких-либо прямых упоминаний абортов, но содержит аяты, запрещающие несправедливые убийства (Коран 17:33, 25:68) и убийства детей (6:137, 6:140, 6:151, 17:31, 81:8-9)[1][2][3]. Особенно релевантным теме абортов рассматривается запрет убивать детей. В историческом контексте эти запреты были направлены против убийства новорожденных, поскольку среди аравийских племен до принятия ислама была распространена практика убивать ненужных детей, особенно девочек. Однако, богословы ислама нередко распространяют запрет убивать детей и на нерожденных. Среди таких текстов содержится запрет убивать детей из-за страха бедности (6:151, 17:31), что по традиции часто применяется в исламе к абортам по экономическим причинам.

Коран утверждает, что творение человека в некоторый момент времени включает получение телом души от Бога (15:29, 32:9). Этот момент применительно к размножению людей рассматривается как граница, после которой аборт особенно недопустим. Однако, в исламе существует представление о нескольких критически важных периодах, разделяющих этапы творения человека в утробе матери. Коран содержит текст, который интерпретируется знатоками ислама как описание этапов творения человека[2][3][4][5]: «И уже Мы создали человека [Адама] из эссенции глины [из глины, взятой от всех земель]. Потом поместили Мы его [потомка Адама] каплей [мужским семенем] в надежное место [в матку матери]. Потом Мы создали из (этой) капли сгусток крови, и (затем) создали Мы из (этого) сгустка крови кусочек плоти, и (затем) создали Мы из (этого) кусочка плоти кости, и (затем) облекли Мы (эти) кости мясом. Потом Мы вырастили его как другое [новое] создание (вдохнув в него дух). Благословен же Аллах, лучший из творцов!» (Коран 23:12-14, цит. перевод с комментариями Абу Аделя).

Широким признанием в исламе пользуются хадисы (предания о жизни Пророка Мухаммеда), в которых этапы творения человека описаны с указанием сроков: «. что касается вашего творения, каждый из вас собран в матке матери в течение первых сорока дней, а затем стал сгустком в течение других сорока дней, а затем — куском плоти в течение других сорока дней. Тогда Аллах посылает ангела написать четыре слова: он пишет его дела, время смерти, средства к существованию, и, будет ли он несчастен или благословен. Затем душа вдыхается в его тело . » (Сахих аль-Бухари, том 4, книга 55, номер 549)[3][6][7][8].

Основываясь на этих хадисах, знатоки ислама выделяют четыре этапа внутриутробного творения человека или развития эмбриона[2]:

1. Нуфта (капля) — объединение спермы с яйцеклеткой и проникновение в матку (от зачатия до 40 дней),

2. Алака (сгусток крови) — развитие кроветворного сгустка (от 40 до 80 дней после зачатия),

3. Мудга (эмбрион) — сгусток формируется в группы плоти (от 80 до 120 дней после зачатия),

4. Халкан Ахар (душа вдохнута в тело) — «одушевление» плода и развитие «одушевленного» плода (от 120 дней до рождения).

В соответствии с таким представлением о творении человека в исламе распространена вера, что человек получает душу от Бога около 120 дня после зачатия[3][4][9], и все школы ислама согласны с особой недопустимостью абортов после этого срока[1][2][7]. Часть правоведов допускает как исключение после 120 дня аборт только ради спасения жизни женщины[3][6][7]. Аборт в случае угрозы жизни женщины понимается в исламе как «меньшее из двух зол» — принцип, содержащийся в законах шариата[4][8]. Жизнь женщины в исламе считается более ценной, чем жизнь плода: «Когда две запретные вещи придут [на человека] вместе, тогда меньшее будет принесено в жертву большему»[5].

Однако, не все правоведы ислама считают, что именно 120 дней после зачатия являются той границей, после которой аборт недопустим. Некоторые авторитеты ислама в средние века считали, что тело человека почти завершило развитие уже на 40 или 42 день после зачатия[7]. Существует другой хадис, в котором говорится: «Когда нуфта входит в матку и пребывает там в течение 42 ночей, Бог посылает ангела, чтоб дать ей форму и создать слух, зрение, кожу, кости и плоть. Затем ангел спрашивает: «Боже, это мальчик или девочка?» и Бог определяет все, что вознамеревается. Затем спрашивает, каковы его средства к существованию, и Бог определяет» (Сахих Муслим, Китаб аль-Кадар)[3]. Исходя из этого хадиса, некоторые авторитеты ислама считают, что душа дается человеку уже на 40 день после зачатия[9]. Однако, это мнение менее распространено, нежели то, что душа дается на 120 день.

Некоторые современные мусульманские авторы отмечают, что на 42 день после зачатия органогенез эмбриона достигает зенита, когда гонада начинает дифференцироваться в яички или яичник (в зависимости от пола эмбриона), а также формируется и начинает функционировать мозговой ствол. Высшие функции мозга в это время все еще формируются, и кора головного мозга не имеет синапсов с низшими центрами до начала 20-й акушерской недели, вычисленной от последнего менструального цикла. Это, по мнению некоторых мусульманских авторов, эквивалентно сроку около 120 дней после оплодотворения. Но более точно 120 дней от момента зачатия соответствуют 19 акушерским неделям, исчисляемым от последнего менструального цикла. Такие сопоставления традиционных взглядов ислама с научными представлениями о сроках эмбрионального развития приводят некоторых современных авторов к выводу, что хадисы указывают на этапы формирования центральной нервной системы[3].

В исламе существует также ряд хадисов, которые показывают, что статус эмбриона возрастает со сроком беременности. С этим представлением в исламе связано мнение, что чем позднее делается аборт, тем грех тяжелее[3]. Большинство правоведов ислама допускают аборт при наличии достаточно обоснованной причины на сроке до 40 дней от зачатия. Некоторые правоведы допускают аборт до 80 дней и многие допускают аборт до 120 дней от зачатия. Но в отношении сроков между 40 и 120 днями правоведы не имеют единого мнения[2][7]. Мнения правоведов о допустимости абортов и о сроках, когда аборт может быть допустим, часто различаются в зависимости от школы, к которой они принадлежат, хотя разные мнения присутствуют и в рамках одной и той же школы.

Ислам не является совершенно однородной религией и делится на течения. Основными течениями в исламе являются суннизм, последователи которого составляют подавляющее большинство мусульман (по разным данным 75% — 90% общего числа мусульман), и шиизм, последователи которого составляют меньшинство (10% — 20% мусульман). Кроме того, существует небольшое число мусульман, отколовшихся от основных направлений (5% — 10%). Сунниты, в свою очередь, делятся на четыре основные школы исламского права — мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский (названные в честь их основателей). Каждая суннитская школа исламского права понимает хадисы отчасти несколько иначе, чем другие, но все они признают правомерность друг друга. Суннит может выбрать какую-либо из равных ортодоксальных мазхабов[2].

Шииты отвергают мазхабы суннитов. Большинство шиитов имеют отдельный джафаритский мазхаб. Существуют также более мелкие шиитские школы: зейдиты и исмаилиты. В шиизме, в отличии от суннизма, особое место занимает авторитет аятолл, которые имеют право единолично принимать решения на основе джафаритского мазхаба после того, как достигли уровня «иджтихада», как верят шииты этой школы[10].

Правоведы внутри каждого мазхаба могут иметь разные мнения, но существуют доминирующие точки зрения внутри школ.

Некоторые правоведы ханафитского мазхаба считают, что до получения плодом души аборты могут быть допустимы даже без какой-либо особой разрешительной причины. Однако, большинство ханафитских правоведов учат, что аборты допустимы лишь при наличии обоснованной причины[5][9]. Ханафитский мазхаб в целом выглядит наименее строгой школой исламского права в отношении допустимости аборта по сравнению с другими школами исламского права. Доминирующее мнение правоведов этого мазхаба разрешает аборт при наличии обоснованной причины на сроке до 120 дней с момента зачатия[1][2][6][7]. Некоторые авторитеты даже допускают, что женщина может не спрашивать разрешения мужа на аборт[5][7]. Традиционно ислам запрещает мужу лишать жену права иметь детей, поэтому муж не может заставить женщину сделать аборт. Но большинство правоведов считают, что этот же принцип прав на детей распространяется на мужчину, откуда следует, что жена не должна делать аборт без его согласия и не может требовать аборт без достаточно уважительной причины.

В отличии от ханафитского мазхаба, маликитский мазхаб придерживается очень жесткого запрета на аборт[7]. Маликиты традиционно практически не допускают аборты, хотя аборты на сроках до 120 дней от зачатия рассматривают как менее тяжелое нарушение (нежелательное действие, называемое макрух), чем аборты после 120 дней от зачатия (запрещенное действие, называемое харам)[6]. Более строгая позиция в маликитском мазхабе рассматривает как тяжелое нарушение (харам) аборт уже после 40 дней от зачатия[9]. Многие правоведы маликитского мазхаба верят, что человек получает душу во время зачатия и запрещают аборт в любое время после зачатия, приближаясь в этом отношении к позиции католической церкви[1][2][5]. Маликиты выступают против любых медицинских методов контроля рождаемости, а некоторые — даже против простых попыток удаления спермы после полового акта[7].

В шафиитском мазхабе существуют две точки зрения о допустимости абортов до срока получения человеком души[9]. Шафиитский авторитет рубежа XI-XII вв. Абу Хамид аль-Газали, который был также суфийским мистиком, считал аборт тяжелым нарушением (харам), но менее тяжелым, чем убийство новорожденного. Аль-Газали рассматривал различные степени тяжести аборта внутри «континуума морального позора»[2], где тяжесть нарушения на сроке до 40 дней от зачатия меньше, чем на сроке от 40 до 80, а на сроке от 40 до 80 дней — меньше, чем на сроке от 80 до 120. Однако, хотя аль-Газали рассматривал аборты неодинаково тяжелым грехом в зависимости от срока беременности, он, тем не менее, считал аборт недопустимым на любом сроке, за исключением случая необходимости спасения жизни беременной женщины[3]. Но некоторые шафииты считали аборт до 120 дня от зачатия не столь тяжелым нарушением (макрух), как аборт после 120 дня, который полностью запрещен как злодеяние (харам)[9]. Большинство современных шафиитов допускают аборты по достаточно обоснованной причине на сроке до 40 дней от зачатия и некоторые (немногие) допускают аборты до 120 дней от зачатия[2].

Ханбалитский мазхаб имеет строгое отношение к аборту. Многие ханбалитские авторитеты считают аборт запрещенным на любом сроке беременности[5]. Только небольшое число ханбалитских правоведов считают аборт допустимым в определенных обстоятельствах до срока, когда плод получает душу[9]. Некоторые ханбалиты определяют границу допустимого аборта на сроке 120 дней от зачатия, а некоторые — на сроке 40 дней[2].

В шиизме большинство правоведов не допускают аборты без серьезной причины на любом сроке беременности, но допускают аборты по достаточно обоснованным причинам до 120 дня беременности[2], причем отчет производится от момента имплантации яйца в матку. В шиизме, начиная с VII в., беременность исчисляется от имплантации, а не от оплодотворения. Такой взгляд разработал в классической практике правоведения (фикхе) шиитов Шахр аль Лам, а в современную эпоху аятолла Хомейни[10].

Хотя в шиизме доминирует строгое отношение к запрету абортов, существует отдельная школа зейдитов, известная широким допущением абортов[3], которое некоторые авторы сравнивают даже с абортом по требованию[5].

Большинство авторитетов ислама считают, что аборт может быть произведен только при наличии серьезных оснований. Исторически таким основанием мог рассматриваться, к примеру, случай, когда забеременевшая женщина уже имела младенца, которого кормила грудью[2][5], и у ее мужа не было возможности нанять другую кормилицу[9]. В этом случае после исчезновения у женщины молока из-за новой беременности младенец мог умереть от голода, поскольку никаких искусственных заменителей молока матери не было. В такой ситуации женщине разрешалось прервать вторую беременность ради спасения уже рожденного младенца[2][5] на сроке, когда зачатый эмбрион считался еще не получившим душу от Бога. Ряд правоведов по аналогии из этого прецедентного случая вывели допустимость прервать беременность по другим причинам, таким как необходимость сохранения здоровья женщины[9].

В истории народов ислама аборты по медицинским показаниям были известны со времен «золотого века» расцвета культуры ислама (VIII-XIII вв.). К примеру, врач мусульманин Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (известный как Разес) (854-925) в книге Китаб аль-Мансури («Книга по медицине, посвященная аль-Мансуру») и энциклопедическом труде Китаб аль-Хави («Всеобъемлющая книга по медицине») упоминал множество лекарственных средств и методов, служивших для прерывания беременности, которые использовались в случаях, когда продолжение беременности угрожало здоровью или жизни женщины. Аналогичным образом Ибн Сина (Авиценна) (980 — 1037) в знаменитой медицинской энциклопедии Китаб аль-Канун фи-т-тибб («Канон медицины») писал о медицинских показаниях к абортам и о том, как их совершить[3]. В более поздние времена сирийский врач XVIII в. Ибрагим Хакки писал о том, что сохранение физического здоровья женщины может оправдывать аборт[2], и в качестве медицинских показаний указывал, например, заболевания сердца, рвоту беременных (токсикоз, по-видимому, в тяжелой форме), aльбуминурию (выделение белка с мочой в следствие почечных нарушений), почечную недостаточность и другие заболевания[11].

Все современные школы исламского права рассматривают в качестве допустимой причины аборта угрозу жизни женщины[2][8] и многие современные правоведы допускают аборт для сохранения здоровья женщины. Однако, необходимость аборта из-за серьезной угрозы здоровью должны засвидетельствовать три (иногда два) богобоязненных врача. В 1990 году Исламский совет правоведов Мекки (административного округа Makkah Al-Mukarramah) большинством голосов принял решение и издал фетву, разрешающую аборты после заключения троих врачей. Многие исламские правоведы допускают аборты для сохранения физического здоровья женщины в течение 40 дней от зачатия. Так было принято делать в Саудовской Аравии, пока Исламский совет правоведов Мекки в 1990 году ни продлил этот срок до 120 дней[3].

Тем не менее, более консервативные правоведы, такие как маликиты и шафииты школы аль-Газали, не допускают аборты для сохранения здоровья женщины, а делают исключение из запрета абортов только в том случае, когда существует угроза жизни. В то же время другие авторитеты ислама разрешают делать аборты ради сохранения не только физического, но и психического здоровья женщины. В шиизме правоведы школы зейдитов допускают аборты по незначительным медицинским показаниям[3], что резко отличает эту школу от доминирующей в шиизме жесткой позиции.

Другим основанием для аборта на сроках, когда эмбрион считается еще «неодушевленным», по мнению ряда правоведов ислама, могут служить серьезные аномалии плода[8]. Международный исламский совет фикха, учреждение Всемирной мусульманской лиги, основанной в Мекке и объединяющей представителей разных стран ислама, постановил, что, если два компетентных медицинских специалиста на основании обследования выявили серьезные аномалии плода, то по просьбе родителей разрешается сделать аборт до 120 дней от зачатия. Однако, если 120 дней истекли, то аборт считается формой убийства и подвергается судебному преследованию, за исключением случая угрозы жизни беременной женщины[12]. В Египте некоторые муфтии допускают аборты на основании патологии плода до 120 дней от зачатия, но некоторые — только до 40 дней от зачатия[2].

По поводу того, какие патологии плода могут рассматриваться основанием для аборта, в исламе происходят споры. Многие исламские правоведы считают, что основанием для аборта на сроке до 120 дней от зачатия может быть такой порок развития плода, который вызовет большое страдание для ребенка. Второй взгляд правоведов заключается в том, что основанием для аборта может быть нарушение развития, которое лишит ребенка нормальной жизни, но это мнение оспаривается другими правоведами[8].

В Иране, где господствующей формой ислама является шиизм, духовные авторитеты считают допустимым аборт при патологии плода только в редких чрезвычайных случаях. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи допустил аборты на сроке до 10 недель в случае талассемии, заболевания, связанного с генетическим расстройством крови[8]. По мнению более прогрессивного аятоллы Юсефа Саанеи, аборты могут быть допустимы в случае генетического расстройства плода[2][4]. Аятолла Юсеф Саанея даже считает, что аборт может быть допустим «при любом состоянии матери или плода, которое приносит чрезвычайные трудности для матери или семьи»[10]. В 2005 году иранские законодатели предприняли попытку некоторой либерализации запрета абортов, разрешив аборты на основании патологии плода в случае, если такая патология ляжет финансовым бременем для семьи. Законопроект был одобрен более половиной парламента, но заблокирован консервативным Советом стражей конституции с обоснованием, что это противоречит закону шариата[13].

В случае изнасилования женщины аборты в исламе традиционно не разрешались, поскольку ребенок, рожденный после изнасилования, считался законным. Однако, в недавнем времени произошло несколько прецедентных случаев разрешений абортов после изнасилования, связанных прежде всего с ситуацией массовых изнасилований во время войн. Существуют данные, что такие разрешения делались исламскими духовными лицами в 1990-х годах во время вторжения Ирака в Кувейт и во время войны в Боснии[6][8], когда многие мусульманские женщины подвергались изнасилованию солдатами вражеской стороны[11]. Однако, большинство правоведов остались на позиции, что аборты после изнасилования в исламе не допускаются. Правоведы, допускающие аборты после изнасилования, ограничили возможность прервать беременность сроком 120 дней от зачатия[2].

В 1998 году Высший исламский совет Алжира издал фетву, разрешающую аборты после изнасилования, объясняя это тем, что религиозные экстремисты могут использовать изнасилования как орудие войны[2][4][8]. Также в 1998 году великий шейх аль-Азхара, крупного мусульманского центра в Египте, Мухаммад Саид Тантави издал фетву, разрешающую аборт незамужним женщинам, которые подверглись изнасилованию[2][4], хотя по закону аборт в Египте допускается лишь в случае угрозы жизни женщины. В 2004 году Мухаммад Саид Тантави одобрил законопроект, легализующий аборт после изнасилования[6][8], однако, закон не был принят. Мухаммад Саид Тантави считал, вопреки традиции, что аборт после изнасилования может совершаться даже спустя 120 дней от зачатия. Такое мнение вызвало возражения других знатоков ислама. В частности, муфтий Египта Али Гомаа осудил это как нарушение запрета Корана «убивать невинные души», указав, что младенец после 120 дней от зачатия уже получил душу[6].

Читайте также:  Средства сокращающие матку после аборта

В 1999 году великий муфтий Палестины Икрима Саид Сабри постановил, что мусульманские женщины, изнасилованные во время войны в Косово, могут принимать медикаменты, прерывающие беременность[2], объясняя это тем, что в противном случае дети, рожденные этими женщинами, могут в будущем стать врагами мусульман[11]. В современной культуре ислама прецеденты разрешений абортов после изнасилования не вполне мотивированы интересами самих женщин. Великий египетский шейх Наср Фарид Вазел утверждал, что вместе с правом доступа к аборту изнасилованные женщины должны иметь доступ к хирургии, восстанавливающей девственную плевру, чтобы вернуть брачную правоспособность[2], поскольку в культуре народов ислама заложен традиционный взгляд, что женщина, вступающая в брак, должна быть девственной. По мнению некоторых защитников прав женщин, современные фетвы об абортах необязательно направлены на увеличение свободы женщин, но могут служить для поддержки патриархальных устоев[4].

Большинство правоведов ислама считают, что аборт может разрешаться только по медицинским причинам и отвергают допустимость абортов по социальным и экономическим. Аборт по экономическим причинам традиционно считается недопустимым в исламе на основании аятов Корана, запрещающих убивать детей из-за опасения бедности. Хотя эмбрион на ранних сроках не приравнивается к человеку, запрет убивать детей по экономическим причинам широко применяется в исламе к нерожденным детям[2][6]. Исключения из этого принципа в исламе встречаются нечасто. Некоторые исследователи отмечают, что исключение из запрета абортов по экономическим причинам сделал Шейх Ахмед Харид, который разрешил делать аборт в случаях, когда семья не может нанять няню для кормления младенца[2][4]. Однако, отсутствие деталей не позволяет понять смысл такого решения (возможно, это касается случая, когда младенца не может кормить мать).

Шиитская школа зейдитов выделяется среди других школ ислама разрешением абортов по социальным причинам[3], однако, она не является крупной. Некоторые современные правоведы других школ поддерживают аборты по социально-экономическим причинам в контексте быстрого роста населения в странах мусульманского большинства, проблем перенаселения и нищеты. Иранский аятолла Юсеф Саанеи, известный реформизмом, сделал в этом отношении наиболее смелое заявление. Признав, что ислам в целом запрещает аборт, он сообщил: «Но ислам также является религией сострадания и, если имеются серьезные проблемы, Бог иногда не требует, чтобы его творение применяло его закон. Так, в некоторых условиях, таких как нищета родителей или перенаселение, аборт допустим». Такой подход аятолла Саанеи объяснил переосмыслением законов ислама в свете достижений науки и реалий времени[8][14].

К странам мусульманского большинства относятся страны, в которых мусульмане составляют более половины населения. На основании ряда исследований к таким странам можно отнести 47 государств, если не учитывать спорные территории, такие как Западная Сахара и Майотта, и частично признанное государство Палестина с территориями военного конфликта в секторе Газа и Западном берегу Иордана[2]. Многие страны с подавляющим большинством мусульман имеют очень консервативные законы об абортах, но ни в одной мусульманской стране нет полного запрета абортов (в отличии от нескольких стран католического большинства в мире).

Согласно данным Отдела народонаселения ООН на 2013 год, в пятнадцати странах мусульманского большинства аборты разрешены только в случае угрозы жизни женщины. Такими странами являются: Афганистан, Бангладеш, Бруней, Джибути, Египет, Гвинея-Бисау, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, Мавритания, Сенегал, Сомали, Сирия, Йемен[15].

Согласно этим же данным ООН на 2013 год, в четырех странах мусульманского большинства аборты допускаются только по двум причинам: в случаях угрозы жизни женщины и ее физического здоровья, либо серьезной патологии плода, либо изнасилования или инцеста (в законах об абортах и их исследованиях эти два случая объединяются). В Мальвидах аборты легализованы в случае угрозы физическому здоровью женщины, в Омане — в случае патологии плода, в Мали и Индонезии — в случаях изнасилования или инцеста, помимо случаев угрозы жизни женщины[15].

В одиннадцати странах мусульманского большинства по тем же данным на 2013 год аборты легализованы по трем причинам: в девяти из этих стран к случаю угрозы жизни женщины добавлены случаи угрозы ее физическому и психическому здоровью, но в двух странах — другие исключения. Угроза физическому или психическому здоровью женщины, помимо угрозы жизни, являются основанием для абортов в Гамбии, Малайзии, Нигерии, Сьерра-Леоне, Объединенных Арабских Эмиратах, Коморских островах, Морокко, Пакестане, Саудовской Аравии. В Чаде аборты легализованы в случаях угрозы жизни женщины, ее физическому здоровью и патологии плода. В Судане аборты легализованы в случаях угрозы жизни женщины, патологии плода и изнасилования или инцеста[15].

В четырех странах мусульманского большинства по тем же данным на 2013 год аборты легализованы по четырем причинам. В Иордании, Кувейте, Нигере, Катаре аборты разрешены в случаях угрозы жизни женщины, ее физическому или психическому здоровью, а также патологии плода. В двух странах, Буркино-Фако и Гвинее, аборты разрешены в пяти случаях: к случаям угрозы жизни женщины, ее физическому или психическому здоровью и патологии плода добавлен случай изнасилования или инцеста[15].

В девяти странах мусульманского большинства приняты либеральные законодательства об абортах: аборты легализованы по требованию без объяснения причин или по большому числу причин или с незначительными ограничениями. Большинство этих стран являются постсоветскими: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан (Киргизия), Таджикистан, Туркменистан (Туркмения), Узбекистан. К ним отчасти примыкает Албания, которая входила в число стран социалистического лагеря (которая, к тому же, хотя преимущественно мусульманская, но имеет значительное христианское население). Однако, есть три страны ислама, не имевшие отношения к социалистическому блоку, в которых разрешен аборт по требованию: Тунис, Бахрейн, Турция[15] (но в Бахрейне перед абортом требуется пройти консультацию, а в Турции на аборт необходимо согласие мужа для замужних женщин и родителей/опекунов для несовершеннолетних). При этом в Тунисе аборт был легализован достаточно давно: еще в 1973 году, что раньше, чем в таких западных странах, как Франция, Германия и США[2].

Существует некоторая динамика расширения случаев легализации абортов в странах мусульманского большинства. Так, согласно исследованию, опубликованному в академическом журнале Оксфордского университета Health Policy and Planning в 2011 году, на момент выхода этой публикации в Индонезии, Нигерии, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах аборт разрешался только в случае угрозы жизни женщины. На Коморских островах, в Иордании, Морокко, Пакистане, Саудовской Аравии аборт разрешался только в двух случаях: угрозы жизни и физическому здоровью женщины, также в Судане — только в случаях угрозы жизни женщины и изнасилования. В Кувейте, Нигере и Катаре аборт был разрешен в трех случаях: угрозы жизни и физическому здоровью женщины и патологии слода. В Буркино-Фако и Гвинее аборт, помимо этого, был также разрешен в случае изнасилования[2]. Во всех перечисленных странах на момент проведения исследования ООН, опубликованного в 2013 году, число исключений из запрета абортов увеличилось, хотя ни одна новая страна не добавилась в список стран, где разрешен аборт по требованию. Во всех мусульманских странах, в которых аборты разрешены лишь в строго ограниченных случаях, не разрешен аборт по социальным или экономическим причинам[15].

За нарушение запрета аборта современные законодательства стран ислама карают тюремным заключением или крупными штрафами как врачей и других лиц, способствующих проведению аборта, так и совершающих аборт женщин. В то же время традиционные законы шариата предписывают в случае аборта только выплату выкупа за утрату ребенка («выкуп за кровь», называемый гурра или гуррат), и его размер зависит от срока беременности, либо совершать строгий пост (каффарат). Косвенно это указывает на то, что статус плода в исламе не эквивалентен статусу человека. Даже тогда, когда плод считается получившим душу, аборт в исламе не приравнивается к обычному убийству[9][11].

В странах мусульманского большинства с либеральными законами об абортах духовные авторитеты ислама сохраняют строгое осуждение абортов, совершенных после 120 дней от зачатия, кроме случаев угрозы жизни женщины, но об абортах на более ранних сроках могут иметь разные, в том числе достаточно мягкие мнения. К примеру, национальный духовно-просветительский постал об исламе в Казахстане сообщает, что аборты до 40 дней от зачатия нежелательны, но разрешаются при условии совместного желания супругов, а после 40 дней до 120 допустимо делать аборты только по медицинским показаниям: в случаях угрозы здоровью женщины или патологии плода[16].

Несмотря на то, что аборты в странах ислама в большинстве случаев запрещены, они совершаются в этих странах и не являются очень редкими, напротив, их численность увеличивается в течение последних лет. Хотя культура мусульманских народов достаточно консервативна, общественное мнение в странах мусульманского большинства подвергается некоторым изменениям, и аборт в том числе меньше табуируется. Например, в одном из опросов, результаты которого были опубликованы международным проектом изучения общественного мнения World Public Opinion, выяснилось, что 53% египтян, 55% иранцев и 57% палестинцев выступают против жесткой политики в отношении абортов, проводимой властями их стран[17].

В течение последних лет в большинстве стран Ближнего Востока значительно возросло число молодых людей. Пропорциональная доля молодежи в возрате от 15 до 24 лет достигает в этих странах до трети населения, но число ранних браков снижается. Поскольку молодые люди часто не вступают в ранние браки, они все чаще вступают во внебрачный секс[17][18]. При этом распространенность применения контрацепции варьирует в разных странах ислама. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2005 год, в некоторых странах, таких как Иран или Тунис, уровень распространенности контрацепции достаточно высок (63% и 74% соответственно), но в ряде стран, таких как Судан или Мавритания, достаточно низок (менее 10%)[18]. В целом молодежь подросткового возраста ближневосточного региона часто мало информирована о контроле рождаемости и это становится фактором роста числа абортов, которые из-за законодательных запретов в большинстве случаев проводятся нелегально[17].

По данным ООН, примерно один из десяти случаев беременности в ближневосточном регионе заканчивается абортом[17][18]. Однако, точная статистика нелегальных абортов неизвестна. Согласно исследованиям Международной федерации планируемого родительства, с 1995 по 2000 год в арабском мире было совершено 7 миллионов абортов[17]. По подсчетам той же организации, число абортов составляет половину нежелательных беременностей в регионе[4].

В ряде случаев нелегальные аборты совершаются врачами, но чаще, особенно, в сельской местности, совершаются без помощи квалифицированных медицинских специалистов. Статистика таких абортов скудна, но некоторые исследования все же проводились. Например, Бюро справок народонаселения, американская исследовательная организация, опубликовала в 2008 году данные, согласно которым Демографический центр Каира зафиксировал, что треть из 1300 египетских беременных женщин пытались совершить аборт[19]. Другое исследование, результаты которого опубликованы в издании Общественного здравоохранения США (Public health) в 2000 году, показало, что 41% женщин сельской местности Верхнего Египта сделали по крайней мере один аборт, а у 25% абортов было больше одного[20][21].

Почти все такие аборты совершаются без помощи профессиональных врачей: женщины обращаются к народным повитухам, традиционным целителям или родственникам. Даже для принятия родов далеко не все женщины имеют возможность обратиться к квалифицированным специалистам. По данным Бюро справок народонаселения на 2005 год, только 33% женщин из бедной среды в Египте и Морокко и всего 7% таких женщин в Йемене имели доступ к квалифицированной акушерке. В результате отсутствия профессиональных услуг в странах, в которых нет доступа к безопасным абортам, высок уровень осложнений после абортов, которые фиксируются в случаях попадания женщин в больницы. Например, в Египте, по данным Совета народонаселения Каира, в 1998 году каждое пятое обращение в кабинет акушера было связано с последствиями абортов[18].

Некоторые женщины умирают от осложнений после абортов. По данным министерства здравоохранения Египта, в 2006 году доля материнской смертности из-за абортов составила 1,9%[21]. По данным ВОЗ, в 2003 году около 1,3 миллиона абортов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) были совершены в антисанитарных условиях или неквалифицированными лицами (или то и другое вместе). Осложнения от таких абортов привели к 11% материнской смертности в регионе. По данным Международной федерации планируемого родительства, около 5% всех материнских смертей в регионе MENA связаны с осложнениями после абортов, причем число таких смертей превысило половину всех материнских смертей в некоторых мусульманских странах[4]. По данным ВОЗ на 2000 год, материнская смертность после небезопасных абортов в регионе составляет не менее 6%[18].

Количество абортов и материнская смертность варьируют в различных странах ислама. Согласно ряду опубликованных данных, с 1995 по 2000 год наибольшее число абортов было сделано в Иране (2.590.681), Турции (2.301.966) и Египте (2.079.216), немало абортов также зафиксировано в Ираке (893.285), Алжире (718.670), Морокко (699.692), Саудовской Аравии (699.405), Сирии (653.965), Йемене (606.339). Наибольшее число материнских смертей после небезопасных абортов обнаружено в Иране (5697), далее по убыванию располагаются показатели Египта (2542), Судана (1893), Турции (1536), Морокко (1084), Алжира (1076) и других стран ислама[18]. Однако, реальные цифры могут оказаться больше, чем те, которые попали в поле зрения статистики.

Исследователи также обнаружили связь между отсутствием доступа к аборту, нежелательными беременностями и самоубийствами молодых женщин. К примеру, алжирская психиатрическая служба зафиксировала, что 30% попыток самоубийств были совершены по причине нежелательной беременности, согласно публикации 1998 года. Аналогичные выводы были сделаны в других странах арабского мира[18].

По мнению исследователей и специалистов, которое зафиксировано на международной конференции, посвященной небезопасным абортам и сексуальному здоровью в Дамаске в 1992 году, небезопасный аборт является одной из основных проблем здравоохранения во всех странах Ближнего Востока и Северной Африки. Эта проблема, по мнению участников конференции, может быть решена путем пересмотров законов об абортах, где это возможно, и обеспечения женщин эффективными средствами контрацепции[18].

В настоящее время отношение к абортам в странах ислама продолжает меняться. Некоторые религиозные лидеры издали фетвы, расширяющие возможности делать аборты в рамках ограничений. Однако, фетвы не имеют обязательного характера исполнения и их издание не всегда приводит к изменениям в государственных законах. Но это способствует дискуссиям о проблеме абортов с религиозной точки зрения. Недостатком таких дискуссий, однако, является то, что в патриархальной культуре ислама обсуждение толкований религиозных законов ведут только мужчины. Хотя даже в мусульманском обществе начинают появляться женские организации, как, например, «Женщины и форум памяти» (Women and Memory Forum) в Египте, которые заявляют о своем праве переосмысливать религиозные тексты и историю в свете современных реалий и с феминистской точки зрения. Мусульманские женщины-исследовательницы также пишут работы о репродуктивных правах женщин в исламе, стремясь подчеркнуть принципы справедливости и равенства, а также право женщин на жизнь, здоровье и безопасность[18].

[1] Juan Eduardo Campo. Encyclopedia of Islam. — Facts on File, 2009. P. 7 [2] Gilla K. Shapiro. Abortion law in Muslim-majority countries: an overview of the Islamic discourse with policy implications. — Health Policy and Planning, Volume 29, Issue 4, 1 July 2014, Pages 483–494 [3] Mohammed Ali Albar. Induced abortion from an islamic perspective: Is it criminal or just elective? — Journal of Family & Community Medicine, 2001 Sep-Dec; 8(3): 25–35 [4] Naureen Shameem. The Future of Abortion Rights in Islam (Open Democracy, 2 September 2013) [5] Ibrahim B. Syed (President Islamic Research Foundation International, Inc.). Abortion in Islam [6] Cyril Glasse,‎ Huston Smith. New Encyclopedia of Islam: A Revised Edition of the Concise Encyclopedia of Islam. — AltaMira Press, 2001. P. 18-19 [7] Imam Omar Suleiman (Founder and President of the Yaqeen Institute for Islamic Research). Islam and the Abortion Debate [8] Islamic teachings on abortion (BBC — Religions) [9] Cenap Çakmak (Editor). Islam [4 volumes]: A Worldwide Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2017. Volume 1. P. 22-25 [10] K. M. Hedayat, P. Shooshtarizadeh, M. Raza. Therapeutic abortion in Islam: contemporary views of Muslim Shiite scholars and effect of recent Iranian legislation. — Journal of Medical Ethics, 2006 Nov; 32(11): 652–657 [11] Jonathan E. Brockopp. Islamic Ethics of Life: Abortion, War, and Euthanasia. — University of South Carolina Press, 2003. P. 64 (Respect for life). P. 87-88 (The fetus of rape) [12] Abdulrahman Al-Matary, Jaffar Ali. Controversies and considerations regarding the termination of pregnancy for Foetal Anomalies in Islam. — BMC Medical Ethics, 2014; 15:10 [13] Iran Rejects Easing of Abortion Law (Life Site News com, May 9, 2005) [14] Robin Wright. Iran Now a Hotbed of Islamic Reforms (Los Angeles Times, December 29, 2000) [15] Worldwide Abortion Policies (Pew Research Center, October 5, 2015). Data and designations from the United Nations Population Division as of 2013 [16] В каких случаях в Исламе разрешен аборт? (Islam.kz — национальный, духовно-просветительский портал) [17] Borzou Daragahi (Times Staff Writer). Abortions on the rise in Mideast. (Los Angeles Times, June 29, 2008) [18] Leila Hessini. Abortion and Islam: Policies and Practice in the Middle East and North Africa. — Journal Reproductive Health Matters (An international journal on sexual and reproductive health and rights). Volume 15, 2007 [19] Rasha Dabash and Farzaneh Roudi-Fahimi. Abortion in the Middle East and North Africa. — Population Reference Bureau, 2009 [20] Yassin K. M. Incidence and socioeconomic determinants of abortion in rural Upper Egypt. — Public Health. 2000 Jul;114(4):269-272 [21] Aswat Masriya. The reality of getting an abortion in Egypt (Egyptian Streets, June 1, 2014)

источник