Меню Рубрики

Как избавится от чувства вины после аборта

Добрый день! Недавно перенесла операцию по прерыванию беременности. Мне 24 года, замужем. С мужем все ровно, есть сын 5 лет. Недавно узнала о том, что снова жду ребенка. Это не было нами запланировано, как и первая беременность. Муж категорично заявил, что мы сейчас не можем себе этого позволить: нет своей квартиры, стабильной работы у него, у меня в самом разгаре карьерный рост. сын еще не самостоятельный, ему нужно много внимания. и вообще сказал, что он не хочет снова рожать «вот так»-потому что получилось. «Давай подождем еще три-четыре года, а потом обязательно родим». В общем, я сделала аборт. Сидя в очереди поликлиники, до последнего ждала от него звонка, что он передумал. Но он не позвонил. Врач сказала, что вышла ошибка со сроком и было не 7 недель, а 9. Проревела 3 ночи в подушку. Это же был здоровый полноценный мальчик или девочка. ненавижу себя за то, что сделала. сын очень хочет братика или сестренку, постоянно спрашивает об этом. Вот уже 3 месяца мне снятся дети. Не могу себя простить за, что сделала. Смалодушничала, побоялась потерять хорошую работу. послушала мужа. противно оттого, что человек, с которым прожила 6 лет, говорил об этом, как о покупке дивана: подождем пару лет. Страшно оттого, что ничего нельзя исправить. Часто разговариваю со своим неродившимся ребенком, прошу у него прощения. Хотела сходить в церковь, но у ворот развернулась и пошла обратно. Мучаюсь от чувства вины и отвращения к себе.

Здравствуйте, Ирина. Вы сейчас переживаете горе, потерю. Чувство вины, которое вы испытываете сейчас — нормально в такой ситуации. Очень жаль, что вы так мучаетесь. То, что вы так жалеете о неродившемся ребенке говорит о том, что вы -хорошая мама. Ситуации в жизни всякие бывают и только вам решать, имели вы право делать то, что сделали. Если вы верующая — решитесь сходить в церковь на исповедь. Любую вину можно простить и искупить.

Анна, спасибо за понимание. Я действительно очень люблю своего сына и детей в принципе. Не знаю, о чем я думала. это было помутнение рассудка какое-то. Не знаю, как жить с этим.

не могу. мне стыдно. мне кажется, что если об этой ситуации никто не знает, ее как будто нет. и держать в себе тоже не могу. Хочу уйти от мужа. Он мне стал противен. Но понимаю в то же время, что виновата только я-ведь я мать и я молгла принять другое решение.

Как мужчина-на уровне физическом. И как человек в принципе. И самое ужасное, что я не могу проявлять свою любовь к ребенку. Постоянно срываюсь на него, перестала уделять внимание. Когда на работе, скучаю, думаю, вот приду домой и буду проводить время с ним. Прихожу, и ничего не хочу. Лежу в ванной по часу или пропадаю на кухне, вся в своих мыслях. Я очень люблю своего сына, но как будто боюсь приближаться к нему, потому что мне все напоминает о моем неродившимся ребенке.

Я считаю, что брать всю вину на себя — слишком тяжкий груз. есть еще ваш муж и он тоже несет свою ответственность за ребенка и за вас. Если бы вы могли принять другое решение — вы бы его приняли. Вы говорили с мужем о своих переживаниях?

Какие чувства испытываете к своему папе?

Я пыталась, но он отмахивается. Я вижу, что это защитная реакция и он просто не хочет поговорить откровенно. И я если честно тоже не хочу с ним говорить на эту тему. Зачем? Если он тогда не смог меня понять, зная, насколько мне тяжело дается это решение, то о чем мне говорить с этим человеком?

То, что вы описываете, Ирина, называется постабортным синдромом. Он «догоняет» практически любую женщину, сделавшую аборт, только всех в разное время и разной интенсивности. У вас он начался немедленно, потому что вы не хотели этого, понимали, что избавляетесь от своего родного, живого ребенка. Что сейчас делать?
Конечно, ответственность и последствия в большей степени ваши. Но половина решения — вашего мужа. То, что он защищается и не хочет говорить на эту тему, показывает, что и он переживает,понимает, что произошло нечто ужасное. Разговор и взаимный обмен чувствами вам бы помог. Иначе, действительно, вы можете отдалиться друг от друга. Может, стоит воспринимать его сейчас, не как соучастника преступления, а как жертву, такую же, как и вы? Вы ведь оба потеряли ребенка, пусть даже по своей вине, вы совершили трагическую ошибку, вам обоим тяжело и больно, каждому — по-своему.
Про церковь и покаяние — лучше переломать этот лже — стыд и прийти туда. У меня были на приеме женщины с такими переживаниями, которые после покаяния смогли «оправиться», пойти дальше и не рушить семью и жизнь уже родившегося ребенка своим чувством вины. Покаяние — это первое дело в искуплении своей вины. Поверьте, что в церковь приходят грешники, а не святые. Есть специальные молитвы, которые священник дает читать женщине, совершившей аборт. У нас в центре есть проект «круглосуточной молитвы», который пришел к нам с Запада. Женщины. которые хотят искупить грех аборта, читают определенные молитвы в определенное время, и поскольку желающих очень много, она продолжается круглосуточно. К ней можно присоединиться.
Искупить вину, пережить и родить еще не одного ребенка можно и нужно. Ваш нерожденный малыш останется в вашей душе, в вашей памяти, в вашей жизни. Вы не предадите его, если сможете дальше жить нормальной жизнью. Подумайте, чем вы можете еще искупить свою вину. Вместе с мужем. Можете помочь какой-нибудь женщине, находящейся в тяжелой, кризисной беременности и думающей об аборте. Можете помочь деткам — сиротам. Можете сделать любое благое дело, которое будет для вас, как искупление. Помните, что даже в суде, где наказывают самых тяжелых преступников, есть своя мера. Вы себя уже наказали. Наказание не может быть вечным. Вашему сынуле и будущим детям не нужна истеричная, больная мама, они ведь не виноваты в том, что произошло. Поэтому ради них вы должны пережить, искупить, запомнить и пойти дальше. Сил вам для преодоления вашего горя! Ирина, добрый вечер. Я полностью присоединяюсь к словам Екатерины Николаевны.
Да, сейчас в Вас слишком много боли, которая через раздражение, гнев хочет прорваться наружу к сыну и мужу, а вовнутрь направлена виной.
В этой боли много энергии, а вина требует искупления, тех реальных и конкретных действиях, о которых говорила Екатерина Николаевна.
Непрожитая в действиях вина становится токсичной, она разрушает своей силой и бессмысленными душевными терзаниями. Вина нам дана, как маркер, как голос Совести, который зовет нас и справить то что можно, так как мы можем в тех или иных обстоятельствах.
Если вы в силах, обратите свою боль в любовь и раздайте ее нуждающимся людям уже любовью, добрыми по ступками, своей заботой.
Берегите себя.

Так или иначе, он отказался от вас.( И свою непрожитую боль и обиду Вы спроецировали сейчас на мужа. И сами себя поставили на место ребенка, от которого отказались. Потому так и больно. Как он мог?((( Чувство вины вторично.

Пришло время познакомиться с папой.

Ирина, мне так много хочется написать Вам,
но это все личное, а главное вот что:

Вы не можете исправить прошлое, но можете формировать свое настоящее и будущее. Так сделайте его хорошим — для себя самой, для своего сыночка, для своих будущих детей.
Вы сейчас снова и снова задаете себе вопрос «Почему? Как я могла? Как он мог?» и не находите ответа. Не надо, лучше не станет от этого.
Лучше дайте Вашему нерожденному ребенку шанс вернуться к Вам. Он не нашел себе других родителей, он к Вам придёт, Вы только должны создать ему возможность для этого — сохранить свое здоровье душевное и физическое. Он ждет Вас, так не тратьте время на бесполезные терзания — восстановите здоровье, подготовьтесь и запланируйте беременность. И сыночку Вашему будет хорошо рядом со счастливой мамой и долгожданным братиком. Смотрите вперед. То, что сделано, уже не исправить, а вот что у Вас впереди — зависит от Вас. Все будет хорошо!

P.S. Я знаю, как нелегко Вам сейчас поднять голову и начать действовать, когда НИЧЕГО не хочется, но надо — кроме Вас самой Вам никто не сможет помочь. Сама через это прошла. Если хотите — напишите мне: [email protected]

Добрый день, Ирина!
Из практики (как личного опыта, так и профессионального) знаю точно, что самый лучший способ избавится от чувства вины, это попросить прощение, и возможно не один раз.
очень вам сочувствую, но этот опыт, пусть и болезненный, Вам обязательно надо прожить целиком!

Здравствуйте, Ирина!
Представьте себе образ вашего не родившегося малыша и скажите ему: «Я тебя очень люблю и никогда не брошу, я буду заботиться о тебе как о своем сыне, Я принимаю тебя». Повторите не спеша три раза. Что вы при этом почувствуете?

Психолог, Экзистенциальный консультант

Ирина, в вашем чувстве собственной вины есть как вина, так и ошибка. Но и простая, очень понятная человечечская слабость.
Вина: у меня было чувство, как правильно, но я отклонила его, ориентируясь на цель (в вашем случае — карьера, бытовые обстоятельства, мнение мужа и пр.)
Самая тяжелая часть вины — перед самой собой. Вина возникает тогда, когда действие не соответствует моей сущности и поэтому по сути несогласованно со мной.Вы поступили не так, как было бы свойственно вашей сути, пошли против себя.
Ошибка: я в принципе не знала, как правильно — вы сами говорите о том, что в тот момент вы не понимали себя, не знали, как будет правильно, ждали «отмашки» и поддержки извне, от мужа.
Слабость: В тот момент у вас не хватило ни собственных сил ни, к сожалению, поддержки извне для того, чтобы распознать свои истинные ценности и защитить их. Вы почувствовали, что вам в это ситуации не на что и не на кого опереться и принятое решение явилось для вас способом сохранить стабильность жизни вашей и вашей семьи. Да, конечно, «так получилось» — это вроде слабый аргумент для рождения ребенка. Но ведь можно сказать «незапланированный сбой в программе жизни», а можно сказать — «нечаянная радость, подарок». И теперь вы это знаете.
Не увидела в тексте — когда все это произошло? Нужно понимать, что в л юбом случае вам нужно время для того, чтобы просто прожить эту боль и это горе и набраться сил для осмысления произошедшего. Возможно, все, что будет сказано вам сейчас здесь на форуме, или кем-то еще — просто преждевременно.
Но, по сути, то, что вы чувствуете сейчас — это раскаяние. А это и есть первый шаг в обхождении с виной перед собой.
Вам важно сейчас увидеть те свои ценности, которые проявились через эту боль. Теперь вы лучше знаете себя и то, что для вас важно, на что у вас есть силы.
Для того чтобы с этим багажом вернуться к нормальной жизни, вам необходимо простить саму себя. Так же крайне значима фигура вашего мужа и в произошедшем и в вашей сегодняшнем состоянии. Ведь, в глубине души вы и его считаете виноватым и его вам тоже нужно простить. В формате он-лайн можно дать толькосоответствующую схему:

1. Честно вспомнить, как все было, все факты, чёткое понимание фактического даёт внутреннюю почву для осмысления ситуации и прощения.
Какие были чувства, какой момент стал переломным. Что, какие чувства, слова оказались роковой ошибкой.

2. Почувствовать эмоцию. Дать пространство чувствам. К себе и . к мужу. Просто необходимо донести до него — да и перед самой собой — ВСЕ, что вы чувствуете, через что вы прошли. Вашу боль , гнев, злость,отчаяние.

3.Принять решение, т.е. внутренне отойти на дистанцию, осмыслить и плностью принять ситуацию. В этот момент вы увидите, что больше ничего не хотите требовать от мужа, потому что чувствуете свою силу и возможность в дальнейшем стоять за себя, поступать так. как чувствую.. Задать себе вопросы: что теперь? что я вынесла? Что поняла? Может быть, я изменилась? Какие смыслы и ценности появились в моей жизни? Представить себе, подумать о своей будущей жизни после этогих переживаний.

источник

В этой теме мы не станем призывать читателей к дискуссии о моральной стороне тех женщин, которые решились на аборт. К тому же, некоторые жизненные моменты показывают, что нередко искусственное прерывание беременности становится вынужденной мерой для представительницы прекрасного пола. Если такое все же произошло с вами, то рекомендуем ознакомиться с советами, которые помогут пережить период после аборта и возвратить вкус к жизни.

На самом деле существует большое количество причин из-за которых женщина решает прервать беременность. Наиболее распространенные: юный возраст, когда представительница прекрасного пола находится в «зените» учебы.

Также этому способствует отказ партнера принимать участие в ее жизни и судьбе будущего ребенка. Боязнь женщины не справиться с финансовыми проблемами из-за отсутствия поддержки.

На аборт идут взрослые женщины, которые уже имеют детей, находясь в паре с мужем. Они объясняют свое решение тем, что это «незапланированная» беременность и считают, что у них нет возможности и желания произвести на свет еще одно чадо.

Известны случаи, когда врач рекомендует пациентке рекомендует аборт по медицинским показаниям. В любом случае эта операция расценивается, как смертельный приговор новой жизни.

После прерывания беременности физическое восстановление женского организма происходит в течение нескольких недель. Но в основном период восстановления зависит от срока беременности.

При этом некоторое время сохраняется гормональный дисбаланс, норма которого регулируется на протяжении 6-7 недель. Психологи вынуждены признать, что , как при спонтанном, так и при запланированном прерывании беременности у женщины присутствуют эмоциональные проблемы.

На первый план выходит чувство вины. Правда это в большей степени характерно для тех женщин, у которых случился произвольный самоаборт. Они могут упрекать себя в том, что недостаточно внимательно отнеслись к своему здоровью.

Дамы, которые запланировали прерывание беременности обычно преодолевают чувство вины раньше, при обсуждении этой проблемы с врачом или партнером. Но в этом случае они ощущают эмоциональный дискомфорт за принятие самого решения.

Следующий фактор после аборта – это страх за свое будущее. Например, этому может способствовать консультация гинеколога, который в силу своей профессии обязательно подчеркнет пагубность аборта, в том случае если он первый.

Физическое и психическое состояние женщины

Чем больше был срок прерванной беременности, тем болезненней эмоциональная травма. Так как, между плодом и матерью устанавливается психологическая связь. Труднее всего приходится женщинам, у которых еще нет детей и им просто не на кого переключить свое внимание.

К тому же могут одолевать мысли: «А будут ли у меня вообще дети после этого аборта?» Особенно сложно это воспринимают женщины после 30 лет. К сожалению, если психологическая боль преследует представительницу прекрасного пола более месяца и не стихает, то она перерождается в депрессию.

Специалисты-психологи считают, что душевное состояние личности оказывают следующие факторы – срок беременности, мотивация аборта, отношения с партнером, или его отсутствие, влияние родственников и друзей. Безусловно, в этот непростой период психологическое состояние женщины неустойчивое и ранимое.

Чтобы преодолеть душевные эмоциональные проблемы ей важна помощь близкого человека. К сожалению, аборт может существенно повлиять и на партнера женщины. На почве прерванной беременности могут возникать конфликты в паре или отстраненность. Поэтому обвинения и ссоры в этот период лишь усугубят ситуацию, накалив психологическую атмосферу до предела.

Давайте разберемся, почему во многих парах складываются непростые отношения после сделанного аборта. Нередки случаи, когда мужчина и женщина не сумевшие пережить этот сложный момент – разрывают связи друг с другом.

Мужское предназначение — это оплодотворение, оберегание беременной женщины, радость от рождения ребенка, защита своей семьи. Когда представитель сильного пола соглашается на прерывание беременности или даже требует этого, то он идет наперекор своим природным функциям.

Мужчина оплодотворяя яйцеклетку женщины, несет жизнь. Но когда его сексуальная активность приводит не к появлению ребенка, а его смерти, то его мужественность в какой-то мере уничтожается. Вот так может ощущать себя партнер женщины, что сделала аборт. В таком случае, мужчина может стать злым, агрессивным, начать употреблять алкогольные напитки. Подобная ситуация требует квалифицированную психологическую помощь обоим партнерам.

Не секрет, что лишь немногое индивиды соглашаются на консультации с психологами и психотерапевтами. В первую очередь к ним скептически настроена мужская половина. Согласитесь, что существуют стрессовые ситуации, когда промедление допускать нельзя.

В таком случае необходимо вмешательство старшего поколения: родителей или родственников, которые смогли бы временно изолировать подрастающее поколение из неблагоприятной обстановки.

источник

Просмотров: 4 679 | Авг 4, 2017 | 1 коммент.

Сегодня я хочу поговорить о том, о чём не принято говорить вслух. О том, что лежит тяжёлым грузом на сердце каждой третьей женщины в России, если верить статистике – об абортах.

Аборт – это травмирующая операция. И если физически женщина обычно восстанавливается быстро, то эмоционально и психически может так и не восстановиться.

Эмоциональная травма после аборта сопоставима с посттравматическими расстройствами. Исследования, которые проводили учёные в 80-х годах в США, показали, что 100% женщин, перенёсших аборт, испытывают чувство утраты и скорбь. А 92% – чувство вины. Представьте, практически все, пережившие аборт, переживают и эмоциональную травму.

  1. Постоянно возвращающиеся воспоминания: сны, навязчивые мысли. Женщина мысленно проживает этот момент снова и снова. Тем самым ещё больше усугубляя ситуацию.
  2. Психологическая боль при посещении больницы, повторной беременности или в других ситуациях, напоминающих о пережитом. Любое упоминание, картинка или запах может вызвать волну болезненных воспоминаний.
  3. Избегание воспоминаний об аборте. Женщине так больно, что организм начинает защищать её, старается оградить от грустных мыслей. Но всё это остаётся внутри.
  4. Депрессивное состояние в годовщину аборта или дату возможных родов. Даже спустя много лет, когда кажется, что всё позади. Воспоминания могут возвращаться в «особые» для женщины дни.
  5. Апатия, потеря интереса к происходящим событиям. Женщина неосознанно замыкается в своём горе. Она не обращает внимания на жизнь вокруг. Все эти события кажутся неважными.
  6. Недоверие к людям и отказ от общения с ними. И как итог – замкнутость и ещё большие переживания. Ведь никто не отвлекает от тяжёлых мыслей.
  7. Чувство одиночества. Даже если рядом есть близкие, женщине кажется, что она одна в своём горе. И никто не может её понять.
Читайте также:  Социальные ролики про аборт

Чувство одиночества и «я одна против целого мира» — частые спутники женщины после аборта.

  • Бессонницу
  • Раздражительность и вспышки гнева
  • Нарушение концентрации внимания
  • Чувство вины и неспособность простить себя
  • Злоупотребление «притупляющими боль» средствами: алкоголем, успокоительными и т. д.
  • Нарушение аппетита и сексуальности
  • И даже суицидальные мысли

Но при этом они ещё сложнее.

Это обусловлено сразу несколькими факторами:

Женщина — заложница своих эмоций и мыслей.

  1. Женщина не разрешает себе горевать, ведь она сама приняла это решение. В результате возникает душевный диссонанс между тем, что она испытывает, и тем, что, как она считает, должна испытывать.
  2. Женщина не может поделиться своим горем. Она думает, что не имеет на него права. А вы знаете, что держать всё в себе – лишь усугубить ситуацию.
  3. Женщина испытывает чувство вины, от которого, как ей кажется, не освободиться.
  4. Она чувствует общественное порицание, даже если нет его проявлений. Всё из-за того же чувства вины. Поэтому ей может казаться, что все против неё.

Женщина внутри себя переживает эту утрату раз за разом. Она может ругать и обзывать себя. Это очень сильно влияет на энергетику, делая её ещё тяжёлее.

Так как все мысли о пережитом – негативные, то женщина посылает вселенной негативную информацию. Которая может вернуться таким же негативом.

Если не отпустить от себя эту ситуацию, то переживания могут привести к повторению истории. И женщина застрянет в этом порочном круге.

Обычно женщины, чтобы освободиться от чувства вины, начинают придумывать себе оправдания:

  • «Была молодая».
  • «Нет мужа».
  • «Нет денег на воспитание».
  • «Сейчас надо отучиться, построить карьеру».

Но это не помогает. Мы убеждаем себя с помощью нашего сознания – мозга. Но чувство вины может остаться в бессознательном. И если вина там, то никакие увещевания не помогут.

Ещё одна ловушка чувства вины

Кроме того, если женщина чувствует вину, то эта вина может перерасти в убеждение, что она всем должна. Должна мужу, детям, родителям. Ведь она считает, что виновата.

Да, конечно, сильнее всего переживает женщина, которая пережила аборт. Но, кроме неё, эту травму могут испытывать муж/отец нерождённого ребёнка, родители и другие близкие люди.

У мужчин тоже могут быть эмоциональные травмы после абортов.

Ведь они тоже перенесли утрату и имеют право на переживания. Но общество и стереотипы «не разрешают» им эти переживания.

Если вы столкнулись с подобным, помните – это нормально.

Первое, что надо сделать – понять, что вы не должны оправдываться ни перед кем: мужем, детьми, подругами, родителями. И даже перед собой.

Вы можете снять с себя оковы чувства вины и других губительных эмоций.

Прекратить оправдываться – первый шаг к освобождению от чувства вины.

Затем простите близких, ведь люди подсознательно часто винят других в своих решениях. «Простите» обстоятельства, которые привели к аборту.

Примите произошедшее, теперь это часть вас. Не отрицайте эту часть. Ведь от этого она не исчезнет.

Но главное – простите себя. Только после того, как вы простите себя, эта травма перестанет влиять на вашу жизнь.

Чтобы помочь людям исцелиться от этой травмы и от многих других, я создала онлайн-курс «Освобождение от травм и драм» . Сейчас вы можете записаться на него на самых выгодных условиях:

Тренинг практический, и на нем вы проделаете эффективные техники. Они помогут вам:

  • перестать прокручивать в мыслях старые травмирующие события и ситуации;
  • освободиться от чувства вины, обиды на себя и других, страха, злости и агрессии;
  • отпустить душевные травмы и простить всех и все, что причинило вам боль;
  • вернуть уверенность в себе;
  • наполниться внутренней радостью и ощущением целостности;
  • почувствовать прилив сил и вдохновения;
  • начать ЖИТЬ легко и с удовольствием.

Кроме того, на тренинге вы исцелите свой род, наполнитесь его силой и очистите клеточную память.

источник

Либерализация абортов уже сейчас нанесла огромный вред семье и обществу, а ещё больше вреда от неё будет в недалёком будущем. И эти последствия непоправимы. Часто женщины, страдающие от последствий аборта, сетуют: «Почему нам об этом раньше никто не сказал?» Во время аборта убивают не только ребеночка в начале его развития, — сама женщина становится пострадавшей из-за последствий этого вмешательства. Аборт — это всегда смерть, необратимая и непоправимая. Душевные и психические расстройства у женщин после аборта особенно возросли в наше время. У супругов женщин, сделавших аборт, наблюдаются подобные последствия. Депрессивное чувство вины перерастает в настоящую скорбь. Как показывает опыт других стран, легализация абортов, увеличивает их количество.

Аборт – это трагедия. Это противоестественный акт, который кроме физических осложнений, вызывает многочисленные душевные расстройства, внутреннее опустошение и личностные изменения, получившие название – ПОСТАБОРТНЫЙ СИНДРОМ (ПАС).

Постабортный синдром — это сочетание психических симптомов и заболеваний, которые могут проявляться вследствие аборта. Это касается прежде всего женщин, сделавших аборт, а также мужчин и врачей, которые принимали участие в нем. Основным симптомом болезни является постоянное преследование пережитого в подсознании женщины. Иногда симптомы ПАС можно наблюдать в течение длительного времени после аборта и намного позже увидеть их возможные последствия. ПАС известен во всём мире. Душевные раны постабортного синдрома приравниваются к бомбе замедленного действия, которая в любое время может взорваться. Психотерапия не в состоянии разрешить проблему вины. Именно поэтому так необходима взаимосвязь между психотерапией и заботой о спасении души. Аборт — это насильственное вмешательство в природные процессы женского организма, поэтому у женщины после него могут наблюдаться разные психосоматические или даже психические расстройства. Профессор д-р медицины Бернард Натансон, бывший заведующий крупнейшей в мире клиники абортов, во впечатляющем фильме об абортах «Безмолвный крик» сказал: «Второй жертвой аборта является женщина, но кто воспринимает серьезно её боль? Едва ли кто-то даже задумывается над этим».

На консультации женщине не говорят, что её ожидает после аборта, то есть о всевозможных его последствиях. Немногие женщины знали о последствиях аборта, ещё меньше было таких, которых предостерегали от него. Если консультационные пункты претендуют на отстаивание личной свободы женщины во время нежелательной беременности, значит, должны сказать ей всю правду о постабортном синдроме. Здесь не может быть полуправды или умалчивания.

Немногие женщины в состоянии говорить о своей боли после аборта. Когда женщина говорит: «Аборт не имел для меня никакого значения», надо понимать, что эта фраза — всего лишь маска, чтобы спрятать свои страдания. Женщины, которые говорят об «облегчении» после аборта, не называют вещи своими именами. О каком облегчении может идти речь, если женщина ощущает постоянно, всю свою жизнь личную вину за содеянное? Приверженцы аборта, выступая за «либерализацию» закона об аборте, часто ссылаются на истекающих кровью женщин, которые делают аборт у халтурщиков в неприспособленных для этого местах. Действительно, нет сомнения в том, что есть женщины, которые будут избавляться от ребенка любой ценой, лишь бы освободиться от нежелательной беременности, рискуя даже собственной жизнью. Но обязанность обеих сторон: и приверженцев, и противников абортов — предупредить женщин о ПАС. Болтовня о «самоопределении женщин» — это насмешка и замалчивание проблемы, ибо женщинам просто не сообщают о последствиях аборта. Врача, который берётся даже за «простейшую» операцию и не предупреждает о возможном риске, привлекают к ответственности, если операция имеет негативные последствия для здоровья пациента. Хирург даже перед обычной операцией даёт письменное свидетельство о том, что он дал соответствующие разъяснения. Что касается так называемого легального аборта, риск тут чрезвычайно высок. И состоит он, прежде всего, в психосоматических и социальных последствиях для женщины. Они, на первый взгляд, малозаметные, но о них нельзя умалчивать/

Женщина призвана быть матерью. Способность вырастить в себе новую жизнь даёт полноту и ценность женской душе. Даже если на уровне рассудка женщина считает аборт допустимым и неизбежным, в глубине души он вызывает чувство сильной боли, вины, невосполнимой утраты. Другими словами, сознательное решение в пользу аборта сосуществует с полным его отрицанием в подсознании. Удалить младенца из утробы матери гораздо легче, чем стереть память о ребёнке в ее душе.

Психологи чаще всего отмечают такие симптомы после аборта:

  • ДЕПРЕССИЯ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
  • СКОРБЬ И ЧУВСТВО ОБИДЫ, ПЕРЕХОДЯЩИЕ В АГРЕССИЮ.
  • ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Эти симптомы проявляются в различных физических и психических расстройствах, наблюдающихся на протяжении длительного времени.

Ощущение пустоты, утраты, скорбь и боль – это то, с чего, как правило, начинается ПАС. Оплакивать утраченного младенца может как женщина, которая сделала аборт, так и те, что имели отношение к нему. В большинстве своём женщины после аборта становятся апатичными, боязливыми, напряжёнными, впечатлительными и усталыми. Часто впадают в депрессию, что понижает иммунитет против различных заболеваний. ПАС может иметь все признаки большой депрессии вплоть до психоза.

Зачатие и вынашивание ребенка – это тайна бытия, и женщина в своём материнстве особым, глубинным образом включена в эту тайну, независимо от того, отдаёт она себе в этом отчёт или нет. Под сердцем матери растет существо, призванное к жизни вечной. Это наделяет женщину величием, и уничтожение этого состояния становится её личной трагедией. Чувство вины связано с утратой чувства собственной полноценности. Уничтожая ребёнка, женщина уничтожает нечто великое, что было принесено на алтарь более низких целей, удобств. Чувство вины усиливают такие факторы как: бесплодие вследствие аборта, выкидыши, преждевременные роды, рождение больного ребёнка.

Если не признать вину и не лечиться, это зачастую приводит к злоупотреблению алкоголем и лекарствами, чрезмерной интенсивности жизни, ненужной активности. Их девиз: быть постоянно занятой, чтобы чувство вины не появилось снова. Если же загнать вину вглубь, тогда вы сможете убедить больше других, чем себя, что у вас якобы всё обстоит благополучно. Если взять всю вину на себя, тогда депрессия лишь усилится, что может привести даже к самоубийству. Согласно американским исследованиям, самоубийство после аборта постепенно превращается в пугающее явление. Такие женщины по численности стали занимать второе место после алкоголиков. От вины можно также отказаться: «Я не виновна. Не совершила ничего плохого». Или частично избавиться от неё, просматривая фильмы ужасов (на фоне страшных преступлений ваш аборт — это просто ничто), или занять боевую позицию. Чувство вины преимущественно присуще чувствительным людям. Иногда их охватывает паника, они хотят спасать кого-то, помогать другим. Это приводит к тому, что, решая чужие проблемы, они не могут уладить свои, и их болезненное состояние ещё больше ухудшается. Если вину женщины попробовать подавить гневом, она перенесёт её на кого-нибудь другого: мужа, любовника, абстрактно на всех мужчин, которых считает виновниками абортов и несчастья женщин, на своих родителей, которые в детстве относились к ней плохо. Тогда говорят так: «Я этого не сделала бы. Он (они) заставил(и) меня». Объективно — это понятно, ибо мужчина участвовал как в зачатии ребёнка, так и в принятии решения об аборте. Бывают даже случаи, когда партнёр заставляет женщину принять это решение, часто против её воли. Но даже если инициатором аборта является женщина, её прежние желания после аборта резко меняются на противоположные. Если раньше она думала, что не хочет ребёнка, то в данное время, наоборот, хочет его. А изменить уже ничего нельзя. Это заставляет её очень сильно страдать; и обвиняет она в этом как себя, так и мужчину.

Многие женщины заявляют, что не могут больше любить мужчину, из-за которого утратили ребёнка. Со смертью ребёнка проходит и любовь. Женщина теряет доверие к своему партнёру, не чувствует себя рядом с ним защищённой. Такую же проблему переживает и супруг. Конфликт между партнёрами углубляется, его очень сложно преодолеть. Упрёки мужчине в итоге могут перерасти в настоящую ненависть. 70% состоящих в браке и неженатых пар из ста опрошенных разошлись в течение года после аборта, из-за которого их отношения стали невыносимы. Известно, что 90 % расторгнутых браков имели в своей истории аборт.

Женщина, в биологической природе которой заложена любовь, способность и желание рожать детей, уничтожила в себе эту новую жизнь. Её женская идентичность уничтожена. Она уже не верит в то, что она нежная, способна любить и воспитывать, полагает, что не заслуживают настоящей любви. Тем не менее, она всё-таки старается быть женственной или, наоборот, считает, что это для неё невозможно — быть снова нежной, а поэтому становится воинствующей феминисткой. А отсюда закономерны нарушения в интимной сфере. Женщины, забеременевшие до бракосочетания и прервавшие беременность под давлением партнёра, в большинстве случаев рвут все отношения с ним.

Многие женщины после аборта проявляют гнев и агрессию по отношению к врачу, справедливо считая, что он был обязан предупредить о возможных последствиях аборта.

Во время беременности гормоны обусловливают в организме женщины сильные физиологические изменения. Прекращение беременности ведет гормональному срыву, который является одной из причин возникающей после аборта депрессии. Женщины становятся меланхоличными, печальными и страдают от бессонницы. Ужасные сны, навязчивые воспоминания, отсутствие аппетита или, наоборот, повышенный аппетит, нарушение биологического ритма, беспричинный плач, резкие изменения настроения, приступы неистовства — всё это характерно для женщин после аборта.

Постоянное желание вернуть утраченного ребёнка переплетено с воображаемыми трудностями воспитания следующего ребёнка. Из-за этого женщина всячески тянет со следующей беременностью, либо пытается «исправить» аборт повторной беременностью.

Зачастую после аборта мужчины и женщины стараются избегать всего того, что каким-то образом напоминает им о детях. Бывает, что развивается страшная антипатия ко всему, что касается младенца. Они всячески избегают беременных, детей. Даже в магазинах такие женщины второпях проходят отдел для младенцев.

Ученые, занимающиеся волновой генетикой, считают, что после аборта в матке остается информационный след — память о ребёнке, который был «удалён» до рождения, и этот след влияет на психику последующих детей и на их отношения с родителями. Женщины, которые сделали аборт, имеют намного большие проблемы со своим следующим ребёнком, часто не готовы кормить его грудью. Если малыш плачет, они беспомощны, трусливы или агрессивны. Чем меньше мать привязана к ребёнку, тем более ребёнок наталкивается на злость и небрежное отношение к себе. Поэтому такие дети «цепляются» за мать из страха утратить её, а это вызывает у матери ещё большее раздражение и боязнь.

Обычно те, кто прерывают беременность, имеют немного детей и проявляют по отношению к ним, либо странную агрессивность, либо, наоборот, — превращаются в тип чрезвычайно опекающей (т.н. «эхолокационной») матери, заботливость которой настолько ненасытна, что граничит с агрессивностью.

Женщина, которая сделала аборт, склонна цинично относиться к себе и другим. Попытка самооправдания может сделать из нее активного сторонника абортов, советуя другим сделать аборт. При этом женщины с недоверием относятся к людям. Они боятся, что ими снова будут манипулировать, как это уже сделали, посоветовав аборт.

Характер женщины после аборта коренным образом меняется. Они признаются, что не могут плакать, в них «что-то» замерло. Вместо присущей матери нежности появляются чёрствость, нетерпимость. Агрессия, с которой начался аборт, продолжает жить в них самих. Эти черты характера становятся причиной конфликтов с ближними и, в конечном итоге, распада семьи. Особой формой агрессивности является отношение таких женщин к беременным, сохраняющим ребенка. Это что-то вроде зависти. И наоборот, осознание того, что многие женщины делают аборты, приносит им мнимое облегчение («не я одна», «все так делают»).

Приобретённые после аборта негативные черты характера присущи женщине длительное время и могут остаться навсегда. Здесь не помогут ни лекарства, ни психотерапия. Они бессильны против укоров совести. Только раскаяние и прощение Всемогущего Бога может помочь в таких случаях. Медицина должна здесь уступить место теологии.

Осознавая то, что конфликты после аборта нельзя решить, женщина склонна повторить эту трагедию снова. Также вероятно, что абортом она воссоздает жестокость и равнодушие из своего детства. Возможно, она наследует свою мать в решении собственных конфликтов, которые возникают из её бывших переживаний; уничтожает детей, не давая стать своей матери бабушкой.

Матери и бабушки женщин, которые сделали аборт, тоже искусственно прерывали беременность, часто по одним и тем же причинам. Поэтому аборт можно считать формой трагического семейного насилия.

Вот далеко не полный список последствий аборта, собранный Мюнхенской консультационной группой на основе данных американских терапевтов (Давида Реардона, Сьюзен Стенфорд и других).

В Германии постабортный синдром описала Дороте Эльбрух в своей книге «Риск прерывания беременности и травма после этого». Д. Эльбрух отмечает, что впервые определение ПАС разработала в 1985 г. американский психолог и семейный терапевт, д-р Анне С. Спекгард в своей диссертации. Она отмечает, что часто информацию о ПАС сознательно скрывают как вредную для женщин, которые уже сделали аборт, и для тех, которые только собираются это сделать. Д. Эльбрух справедливо спрашивает: где женщина после аборта может «спрятаться» от своей скорби. Ведь заманивали её в эту ловушку многие, изображая аборт как несложную развязку, даже саркастически замечая, что это, дескать, в интересах ребёнка. Человеческий недалёкий ум, конечно, допускает иногда такие «шутки». Однако инстинкт, психика, совесть рано или поздно дадут о себе знать. Д. Эльбрух считает неоправданной такую самоуверенность, что, дескать, постабортный синдром можно предотвратить, проведя несколько бесед, а потом смело продолжать работу относительно либерализации абортов. Эти вопросы намного проблематичнее, чем это себе представляют некоторые заинтересованные люди, зарабатывающие немалые деньги на этом деле. Так, например, они уверяют, что если женщины после аборта страдают из-за чрезмерного чувства вины, то нужно как можно решительнее избавиться от него, одновременно порвав с религией, которая им его «навязывает». Речь идет, дескать, о «приобретенном», совсем ненужном чувстве вины.

Однако, г-жа Эльбрух ссылается на высказывание еврейского философа Мартина Бубера: «Настоящее чувство вины появляется тогда, когда нарушаются человеческие взаимоотношения». Если исходить из такого определения вины, то можно сказать: женщина очень хорошо понимает, что абортом она нарушила человеческие отношения, самовольно уничтожив жизнь. Это совсем не означает, что женщин, которые сделали аборт, нужно ставить к позорному столбу, бросать в них первый камень, но, по мнению Д. Эльбрух, они должны осознать свою ответственность за содеянное. Лишь таким образом, разобравшись, что такое аборт, и постановив больше никогда его не повторять, женщина сможет частично избавиться от сильного чувства вины. Дискуссии о ПАС терапевты называют «конфронтацией». По их мнению, женщинам, которые страдают ПАС, не нужна ни терапевтическая, ни церковная помощь. Однако опыт показывает противоположное. С совестью нельзя экспериментировать. Она ни феминистическая, ни антифеминистическая, её нельзя заставить замолчать, она — неподкупна. Ни одна тема, касающаяся абортов, не является таким сильным табу, как та, что неродившийся ребёнок, на какой бы стадии развития он ни находился, является «от начала человеком», а также та, что после аборта наступает расплата для «матери» — угрызения совести и безграничное чувство вины.

Читайте также:  Таблетированный аборт как это происходит

Психические последствия аборта — закрытая и сложная тема. Изучать её очень тяжело по причине большого количества абортов. Кроме того, женщины, которые сделали аборт, преимущественно остаются со своими проблемами одни, вне медицинского наблюдения. Врач, который делал аборт, не следит в дальнейшем за состоянием своей пациентки. Отсюда — разные оценки последствий прерывания беременности. Объективность общей картины осложнена ещё и субъективностью врачей, которые вместе со сторонниками абортов часто утверждают, что «грамотно» сделанный аборт не имеет никаких вредных последствий для женщины. Но на практике всё иначе: негативные последствия аборта могут проявляться значительно позже, иногда даже через много лет. Все женщины, прервавшие беременность, по разнообразным социальным или семейным причинам, находились в депрессивном состоянии. Аборт казался им единственным выходом из сложившейся ситуации. Это состояние характеризуется инфантильностью. Перед терапевтической операцией пациент желает знать о её последствиях. Накануне аборта женщина обычно закрывает на всё глаза. Она не желает ничего и никого видеть и хочет побыстрее всё забыть.

Под заголовком «Что ощущают врачи, когда делают аборт» одна американская газета сообщает об ошеломляющих душевных последствиях для медиков после проведённых абортов: «49-летний главный врач одной современной клиники абортов в Нью-Йорке, где в течение полутора лет было проведено 60 000 абортов, оставил свою работу. Его коллеги и медсестры прошли курс лечения у психиатров. Условия работы в клинике были прекрасные, не было сверхурочной работы и т. д. Но врачи и медсестры, чувствуя свою вину, начинали злоупотреблять алкоголем, нервничали в операционной». Главный врач так описывает свои ужасные переживания: «У одного из моих коллег во время каждого аборта были галлюцинации. Ему казалось, что зародыш старается воспрепятствовать аборту. Своими маленькими ноготками он будто бы цеплялся за стенки матки, боролся за то, чтобы остаться в своей защитной оболочке. Другие врачи обливались потом во время аборта, их руки дрожали. Между операциями они пили спиртное. Их мучили ужасные сны. Некоторые месяцами видели во сне только кровь». Сегодня этот главный врач заведует клиникой для лечения детей с физическими отклонениями. Он снова обрёл душевный покой.

Неверным является утверждение о том, что психические последствия аборта — не частые или кратковременные. Психосоциальные анкеты женщин после легально проведённого аборта подтверждают тяжесть этой операции. Аборта без риска не бывает. С одной стороны, речь идет о смерти неродившегося ребёнка, а с другой, беременная женщина совершает то, что диаметрально противоречит её женственности и материнскому инстинкту. Так как аборт — это противоестественный акт, который противоречит природе женщины, её назначению, она попадает в психологический конфликт с собой, окружающими людьми и миром. Женщина теряет во время аборта своего ребёнка, а не эмбрион. Поэтому в психосоциальной консультации во время конфликтной беременности она отвергает альтернативное предложение об усыновлении её будущего ребёнка, аргументируя это так: «Я не отдам родного ребёнка, свою плоть и кровь, на воспитание чужим людям. Лучше я сделаю аборт». Обусловленный абортом психологический кризис у женщины намного тяжелее, чем, например, потеря груди. Ведь это только часть тела женщины, а неродившийся ребёнок — это единственная в своём роде уникальность, которую лишила жизни её родная мать. Психические последствия аборта (это подтверждают 80% из ста опрошенных женщин) намного тяжелее, чем физические, потому что они почти не поддаются лечению.

Женщин угнетает само воспоминание о сделанном аборте. Они стараются отыскать способы, которые защитили бы их от чувства вины, раскаяния и депрессии. В большинстве своём они представляли себе аборт как необходимое средство от депрессии, которая наступила вследствие незапланированной беременности. А произошло наоборот: женщины только после аборта узнали, что такое настоящая депрессия. Интеллигентные женщины тяжелее, более осознанно переживают абортный конфликт. На консультациях во время нежелательной беременности они реагируют чутко, по-матерински и являются более ответственными. Они значительно чаще готовы доносить ребёнка. Проявляют больше рассудительности и понимания психологических аргументов, чем менее духовно зрелые женщины. Если они всё-таки прерывают беременность, то воспринимают аборт очень тяжело. Неинтеллигентная или духовно инфантильная (незрелая) женщина — малочувствительна вплоть до тупости, не несёт ответственности за свои слова и поступки. Она или истерична, или печальна. Во время консультации поражает то, что такая женщина очень редко хорошо относится к своему будущему ребёнку. Поэтому она чаще, чем духовно зрелая женщина, делает аборты. После аборта больше склонна к тому, чтобы забыть все проблемы, а конфликт свести к вегетативно-невротическим расстройствам.

Если отец ребёнка, узнав о беременности своей партнёрши, остаётся в стороне, женщина оказывается в безвыходной ситуации. Если же мужчина рад беременности, женщина идёт на аборт в редчайших случаях. Но когда он заявляет женщине: «Беременность — это только твоя проблема», тогда аборт для женщины становится единственным выходом. Опыт показывает, что союз мужчины и женщины часто распадается после аборта, который несовместим с безупречным партнёрством. Часто мужчина покидает женщину только потому, что он не может вынести её мучения совести. Я не знаю женщины, которая могла бы собственными силами побороть негативные последствия аборта. С этой мыслью соглашаются много специалистов этой проблематики, например, Сьюзен Стенфорд, которая очень детально описала постабортный синдром, Карин Струк и другие. Мы пришли к выводу, что единственная возможность победить последствия аборта — это христианское прощение. И откровенно говорим об этом женщинам, поощряя их довериться пастырю, чтобы через Божье прощение заново начать жизнь. О том, сколько бед может принести ПАС, свидетельствуют исследования, проведённые в Германии: 80% женщин страдают от психических последствий аборта! Каждый современный человек должен знать, что человеческая жизнь начинается с зачатия и от того момента вплоть до естественной смерти неприкосновенна. Мы не имеем права убивать человека. Нам запрещает это Господь в одной из Десяти Заповедей, данных через Моисея всем людям, равных которым нет в моральных директивах человечества. Именно этими заповедями нужно руководствоваться людям и в своих половых отношениях, чтобы избежать многочисленных абортов.

Женщины уничтожают детей в своём лоне из-за того, что они чувствуют себя покинутыми своими партнёрами. Это результат исследования Института психосоматической медицины, психотерапии и медицинской психологии и Технического университета в Мюнхене. В большинстве случаев мужчины чувствуют облегчение после того, как женщина сделала аборт. Преимущественно они вообще не отдают себе отчета в том, какие последствия имеет аборт для женщины, и как можно быстрее стараются забыть о нем. Вот результат опросов, проведённых психологом Гельгой Редер: в 80% всех случаев инициатором аборта является мужчина, который не хочет связывать себя ребёнком. Мужчины также опосредствованно влияли на решение женщины через «уклонение от проблем, связанных с беременностью, уклонение от ответственности и эмоциональное отмежевание от партнёрши». Для женщин это, конечно, — оскорбление, которое влечет за собой потерю самоуверенности. В такой ситуации аборт кажется им единственным выходом. Мужчины «утешают» женщин тем, что ребёнка можно завести позже.

Женщины, которые сделали аборт, склонны жестоко относиться к своим детям, а люди, к которым относились жестоко, легче соглашаются на аборт. Аборт и злоупотребления — это причина и следствие, не всегда сконцентрированные в одном лице, но, наиболее вероятно, в одной семье. Корень греха — эгоизм. Убить ребёнка означает убить что-то в себе (злоупотребление самим собою). Нас не должно удивлять то, что аборт повышает вероятность издевательств над детьми. Последствием аборта является депрессия, которая не способствует внутреннему покою, общению с другими людьми, в том числе — с детьми. Нужно отметить, однако, что одним из аргументов в пользу абортов является то, что искусственное прерывание нежелательной беременности, дескать, уменьшит случаи издевательств над детьми. Ведь считается, что злоупотребляют как раз нежеланными детьми. Статистика свидетельствует о противоположном: с возрастанием количества абортов увеличиваются всякого рода издевательства! Следует различать ПАС (Post-Abortion-Syndrome) и ПАСС (Post-Abortion-Survivor-Syndrome). ПАС — это физические или психические расстройства у женщин после аборта. Они различаются между собой в зависимости от количества сделанных абортов, интенсивности конфликтов и от времени последнего аборта. Дети, которых минул аборт, или братья и сестры ребёнка, который не родился вследствие аборта, могут страдать от постабортного пережитого синдрома (ПАПС) и ощущать страх за свое существование, чувство вины и своей неполноценности.

Есть дети, которые знают: они живут только потому, что их желали (желанные дети), в другом случае от них бы избавились. Это тяжелое осознание для психики ребёнка. Вероятно, большинство детей знают, когда в их семье решаются на аборт. Какие же переживания ждут ребёнка, когда ему становится известно, что его родители убили брата или сестру лишь потому, что эти дети не были желанны или могли родиться с недостатками, — можно лишь догадываться. Каким страшным становится материнство, которое взяло на себя право распоряжаться жизнью и смертью своего ребёнка! Отношения таких детей и родителей непостоянны и неопределенны. Эти дети в большинстве своём пассивны, трусливы или, наоборот, уже в раннем возрасте враждебно относятся к своим родителям или «взрываются», когда подрастают. Им присущи злоба, насилие, склонность к самоубийству, ненависть к обществу (которое их не защищает от жестоких намерений родителей), гнев и негодование против родителей. Психиатры считают, что в таком обществе нетрудно легализировать эвтаназию. Поскольку дети никогда не доверяли своим родителям, они не будут доверять себе. В будущем их пугают родительские обязанности. Здесь важно отметить: родившиеся при таких условиях не испытывают особого счастья от того, что живут. У тех людей, которые пережили природные катастрофы или концлагеря, навсегда остался страх за свою жизнь. Они чувствуют себя виновными и спрашивают у себя: не живут ли они только потому, что другие умерли вместо них.

Аборт — это наибольшая трагедия в истории человечества, неизлечимая рана для семьи и общества. Терапевтическая практика постабортного синдрома показывает, что нужно четко различать жертв аборта и тех, что пережили аборт. Жертвами всегда являются маленькие, безмолвные и слабые существа. Они умирают за наши грехи: эгоизм, деградацию материнства и всего общества. Дети, которые всё же родились в таком обществе или семье, где практикуют или одобряют аборты, — это искалеченные дети. Они понимают, что появились на свет случайно. Все мы несём вину за это, ибо там, где речь идёт о жизни или смерти, нет просто наблюдателей. По данным Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ), в мире проводится ежегодно 40-60 млн. абортов. Уничтожается больше людей, чем погибло во время Второй мировой войны. Без преувеличения можно сказать, что это массовое убийство. Когда убивают ежегодно 60 млн. детей, это означает, что в массовом терроре принимают непосредственное участие 60 млн. мужчин и 60 млн. женщин. К этим 120 млн. необходимо прибавить ещё их родителей, друзей, а также врачей, медсестёр, которые проводили аборт или содействовали ему. Следовательно, ежегодно 240 млн. людей непосредственно или опосредствованно причастны к аборту. Чтобы убить кого-то, нужно что-то уничтожить в себе. Убийство невинного существа ложится проклятием на следующие поколения. Если не прислушаемся к крику беззащитного ребёнка — утратим человечество.

  • Пассивное восприятие человеческих трагедий.
  • Нарушение давнего неизменного принципа — защита беспомощного ребёнка.
  • Эмоциональное равнодушие к убийству и насилию.
  • Несоответствие между тем, что говорят, и тем, что делают.
  • Тенденция к эвтаназии и евгенике.
  • Регулирование рождаемости.
  • Рост числа разводов.
  • Увеличение больных алкоголизмом, наркоманией.
  • Рост числа самоубийств и насилия
  • Недоверие в отношениях между доктором и пациентом.
  • Медицина не служит этике и морали.
  • Преследование врачей, защищающих жизнь.
  • Искажение правды, изъятие публикаций, которые подвергают критике аборты.
  • Рост заболеваний.

. для юридической и экономической сферы

  • Закон уже не является моральной директивой.
  • Несправедливое осуждение тех, что борются за жизнь.
  • Ослабление защиты слабых.
  • Распространение нечестности и недоверия.
  • Полнейшая потеря доверия к этим структурам.
  • Финансовая «польза» от абортов.
  • Напряжённость в мире; всё более ощутимое разделение стран на богатые и бедные.
  • Старение наций.
  • Геноцид.
  • Неразрешённый вопрос вины приводит к обострению вражды.
  • Распад института семьи.

Аборт – одна из главных причин кризиса, который переживает Россия.

В медицинской литературе почти невозможно найти сведения как о последствиях аборта, так и о лечении ПАС. Пострадавшему от несчастного случая пациенту врач, эксперт, страхователь, а временами все трое, могут сказать, что у него уже до этого была повреждена шейная часть позвоночника, — а женщине после аборта тем более: «Вы уже до аборта были неуравновешенной и нервной. Это у вас не от аборта депрессии и ужасные сны. Причина — в вас, а не в аборте».

Кроме того, сами женщины подчас не хотят признать аборт как причину своего страдания. Они даже не понимают, что заболели, просто хотят избавиться от депрессии любой ценой, ища выхода из неё, не разобравшись в том, чем она вызвана. А без первопричины, без точного диагноза никакую болезнь не побороть.

Невозможно избавиться от депрессии, не придав жизни новое направление. Не нужно снова и снова воспроизводить в памяти те мотивы, которые привели к убийству ребёнка, только решить для себя не повторять в дальнейшем того, что произошло. А самое важное — избавиться от основы конфликта, научиться думать и вести себя по-новому.

Психические последствия аборта намного тяжелее, чем физические еще и потому, что они почти не поддаются лечению. Для исцеления необходимо не только признать себя участником убийства собственного ребёнка и пережить скорбь утраты, но, самое главное, искать прощение у Бога в таинстве Исповеди.

По оценкам зарубежных специалистов, занимающихся этой проблемой с 1985 г., единственный способ облегчить свои страдания это искреннее покаяние в содеянном.

Как помочь женщинам, которые страдают после аборта? Многие из них ищут помощи у психолога. Но если врач ничего не знает о ПАС, он не будет считать аборт причиной болезни: «Разве это потеря — неродившийся ребёнок?» «Да», — утверждаем мы, и это естественно, что женщина скорбит, оплакивает потерю и раскаивается. Наоборот, было бы плохо, если бы она этого не ощущала или скрывала свою грусть. «Это хорошо, — нужно объяснить такой женщине, — что ты осознала свою ошибку, свой грех. Это поможет тебе не повторить его в будущем, жить дальше в согласии со своей совестью, ведь она — далеко не абстрактное, как казалось раньше, понятие, а реальное — строгий контролёр внутри нас». Правдой является то, что жизнь создана Богом. И мы в ответе перед Ним за свою жизнь и жизнь своих детей. Этим мы не преувеличиваем вину женщины, сделавшей аборт. Это крайне важно — указать ей настоящую дорогу к исцелению.

Правда — в том, что только Бог может вас полностью оздоровить! Господь создал жизнь человека, и человек является человеком от начала. Женщине необходимо это знать. Я не хочу увеличивать и без того огромную вину женщины, сделавшую аборт. Нет! Единственная причина, почему я говорю обо всем этом, — необходимость указать ей правдивую дорогу к выздоровлению. Кроме того, меня часто спрашивают, может ли женщина вылечиться от последствий аборта только с помощью психотерапии, без религии. Мой ответ: «Нет!» Я не верю, что от послеабортного синдрома можно избавиться без целебной силы веры. Только Творец жизни может вылечить также и потерю жизни. Бог — единственный Целитель. Я не знаю, у кого из людей сердца так изранены как сердца женщин после аборта. Мы должны помочь им вылечить их души, ободрить их израненные сердца. Для этого необходимо во всеуслышание сказать: «Аборт — это драма, трагедия, грех, за который нужно просить прощения у Бога». Только после этого женщина сможет увидеть своего ребенка в Господних объятиях, обрести полное оздоровление, настоящий покой и прощение.

При глубоком, искреннем покаянии Господь силен простить любого кающегося грешника, дать поддержку и утешение. И послать мужество не прощать себя, потому что простить грех детоубийства может только Он.

По материалам книг:
Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. – М., 2002.
Уиллке Д., Уиллке Б. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. – М., 1994.
Мариам… почему ты плачешь?

источник

Екатерина Бурмистрова — психолог семейного центра «Рождество», специалист по вопросам семейного консультирования, проблемам детско-родительских отношений, возрастной психологии. Мама восьмерых детей.

Попробуем рассмотреть дальние психологические последствия такой страшной и такой привычной обыденному сознанию, разрешенной государством медицинской операции под названием «аборт».

Я уверена, что большинство женщин, прошедших через круги этого ада, не могут без внутренней дрожи ни читать, ни произносить это слово. И, тем не менее, ежегодно в нашей стране население, как известно, сокращается.

Если говорить о деталях того, как женщины, особенно юные, попадают в эту ловушку, то нельзя не отметить, прежде всего, такой стимулирующий фактор, как лояльное отношение общества к этой процедуре. Вопрос эвтаназии обсуждается очень горячо, и законодательно не принят пока ни в одной стране мира. Это, к счастью, допустимым пока не считается. Человека, которого собираются подвергнуть эвтаназии, т.е. осмысленному убийству, видно. Мы видим его дыхание, сердцебиение, движение, и множество других признаков, отличающих живое от неживого. И это останавливает. А вот на эмбрион, который не виден глазу, руку поднять легко…

Эмбрион – живое существо. Не виден простым глазом, значит, беззащитен

Человеческий эмбрион тоже, как мы знаем, обладает всеми признаками живого существа: у него есть сердцебиение, он движется, испытывает простые эмоции (удовольствие и неудовольствие) и пытается убежать от абортивного инструмента.

Исследователи, пытавшиеся заснять эту страшную процедуру на микроскопическую камеру, утверждают, что на крохотном личике выражается ужас в тот момент, когда абортивная трубка приближается к эмбриону. Если думать об этом – становится так страшно… Но этого не видно.

Существует, конечно, ультразвук. Но данные свидетельствуют о том, что если женщина всерьез думает про аборт, то на ультразвуке она не пытается ничего разглядеть, не просит показать ей ребеночка, сделать фотографии — все это лишь усугубило бы ее последующую вину.

Эта же самая женщина в тот же период своей жизни может активно протестовать против того, чтобы кто-нибудь раздавил на ее глазах мелкое насекомое: ведь оно такое маленькое, беззащитное, не может спрятаться и убежать. Букашка – различима глазу. А собственный внутриутробный ребенок – нет.

Читайте также:  Влияние резус фактора на аборт

И психологические защиты, выстроенные в сознании беременной женщины, позволяют ей воображать, будто в ее лоне никого нет. Там некая инфекция, которую нужно побыстрей устранить. Избавиться от неприятности. Но так мыслить можно, только если абсолютно не обращать внимания на голос пробуждающейся материнской интуиции.

Допустимость аборта, отсутствие четких моральных норм и запретов со стороны общества – одна из ловушек современной цивилизации вообще и демографической ситуации в России в частности.

Психологическое состояние женщины, идущей на аборт

Итак, основное внутреннее стремление женщины, собирающейся сделать аборт, – это не допустить в свое сознание мыслей о том, что то, что внутри нее живет (без спросу завелось), – это живое существо.

Всеми правдами и неправдами женщина строит в своем сознании перегородки, и не подпускает близко телесные и психические ощущения развивающейся беременности. Ее пугают измененные вкусовые и обонятельные ощущения, а увеличившийся размер талии просто раздражает.

Всеми силами женщина отгораживает свое сознание и свое восприятие от всего, связанного с собственной – нежеланной – беременностью, а также детьми вообще.

Женщину в этот период могут крайне раздражать дети подруг и родственников, а также случайно встреченные на улице малыши. Беременная и недавно сделавшая аборт женщина сознательно или полусознательно старается избегать подобных встреч. Происходит это потому, что мышление человека во многом ассоциативно – увидев детишек или просто предметы детского обихода, можно вспомнить про своего нерожденного. А это – страшно, опасно.

Ведь если такие мысли подпустить близко, чувство вины накроет с головой, и не сможет не прийти осознание того, ЧТО же она собирается сделать.

Про обстоятельства, сопутствующие аборту можно много говорить. Но тема данной статьи – то, что происходит после него с сознанием женщины, а еще точнее — о долговременных последствиях и изменениях материнского поведения.

«Защитная стена» в сознании женщины и последствия ее возникновения

Собираясь избавиться от ребенка, женщина сначала избавляется от любых мыслей о нем, от чувств, которые нормальным образом пробуждает младенец. Женщина строит в своем сознании крепкую защитную стену для того, чтобы чувство вины и непоправимой утраты не настигло ее. На языке психологов это называется «вытеснение».

Защитная стена, как правило, возникает. Но вот демонтировать, устранить ее женщина часто не в состоянии. Так уж устроена человеческая психика: психологические защиты, которыми мы пользуемся, начинают работать без нашего ведома и нашего желания.

Стена, отделяющая сознание несостоявшейся матери от всего, связанного с детьми, начинает работать автоматически. И женщина не чувствует нормального тепла и нежности. А ощущает страх различной силы и вину.

Беременность, теперь уже желанная

Наступает новая беременность, теперь уже желанная. Мысли об аборте либо надежно вытеснены, либо женщина прошла через жгучее раскаяние. Иногда беременность теперь – долгожданная, так как были проблемы, или представляет из себя сверхценность.

Но, в любом случае, принятие беременности у женщины, прошедшей через аборт отличается от такового у женщины, забеременевшей впервые. Тут — легкое раскрытие интуитивности и волны материнской нежности к растущему животику. Там – страх и пустота.

Чувства, которые так упорно изгонялись, не могут вернуться сами. Нужно тратить определенные силы, чтобы теперь настроить себя на материнскую волну. Аборт, относящийся к смертным грехам, оставляет на душе шрам. Мы, православные люди, верим, что многое исправляется покаянием. Но при аборте, даже сделанном фактически несознательно или навязанном волей близких людей, шрам на душе женщины остается. И относятся эти изменения к сфере материнских чувств.

Как правило, сложности принятия следующей беременности и первого ребенка имеют высокую корреляцию с ранее сделанным абортом.

Гипогностическое отношение к беременности

Нередко женщина не замечает признаки наступившей беременности, и даже выраженный токсикоз. Происходит это потому, что она старалась не видеть этого тогда, в той, печально закончившейся ситуации, и научилась многого не замечать, просто чтобы выжить после аборта. А отчасти – просто из-за «сбивки» настроек. И хочется включить интуицию, но не получается.

Ее собственный организм не читает признаков глобального изменения состояния. Нормальную тошноту беременных она принимает за временное расстройство пищеварения, а первые различимые движения малыша – за газы. Нежелание или невозможность замечать наступившую беременность – один из серьезных признаков нарушения контакта мать-дитя.

Эйфорическое отношение к беременности

Противоположность случаю, описанному выше, – слишком радостное и восторженное отношение к беременности. Женщина как будто летает, не замечая своих собственных недомоганий, не обращая внимания на потенциальные проблемы малыша. У нее все хорошо. Чувство вины ее отпустило.

Часто и отношение к родам, и к проблемам послеродового периода такое же легкое, несерьезное. И в этой ситуации женщина может быть не готова к тем испытаниям, которые готовит ей материнство. В случае болезни малыша или какой-либо серьезной неполадки эйфория пропадает, уступая место панике.

Иррациональное чувство страха перед родами

Женщина подспудно ощущает себя виноватой, и боится, что будет наказана тем, что с теперешним, желанным ребенком что-то будет не так. Может возникать страх врожденных и генетических патологий у будущего ребенка, а также сомнения в благополучии уже родившегося.

Нередко женщину настигает страх, что с ребенком может произойти несчастный случай.

Возможен также страх болезней. Все это встречается и у женщин, никогда не делавших аборты, но в значительно меньшей степени. Постабортные изменения характерны тем, что женщина совершенно не осознает этимологию собственных страхов.

Женщина берет на руки долгожданное дитя. Это момент наивысшей радости. Но радость женщины с ПАС может быть омрачена.

Теперь, когда ребенок увидел свет, и женщина поняла, какая же это драгоценность, и насколько настоящее это счастье, несмотря на все послеродовые трудности… Она может начать очень бояться за ребенка.

Страх, что с младенцем что-то не так Что-то не то – с Вами. И это надо признать. Есть русская поговорка «перекладывать с больной головы на здоровую». Так страхи женщины с постабортным синдромом (ПАС) проецируются на ребенка.

Мы, женщины, склонны проецировать собственные страхи на окружающих, особенно на наших детей. Не допуская в сознание мысль, что это с ней, мамой, что-то не в порядке, женщина может искать неполадки и неправильности в развитии малыша. Сверхтревожное отношение к здоровью ребенка со стороны мамы – фактор риска. А повышенный уровень беспокойства может сделать первые месяцы с малышом довольно трудными.

Мама не может получать удовольствие от общения с младенцем, потому что очень боится. Иррациональный страх мешает ей почувствовать всю радость момента. Ей нередко кажется, что такое счастье незаслуженно и может быть отобрано.

Если женщина не верующая, не покаялась в грехе многократно, то она может оказаться на грани невроза.

Как и когда включаются материнские чувства?

Материнские чувства – сложный феномен, и «включаются» они, как правило, не сразу.

В норме для того, чтобы почувствовать себя мамой и начать получать удовольствие от материнства, требуется некоторый временной промежуток. Обычно этот адаптационный период занимает от 4 до 8-9 недель, то есть в среднем 40 дней – классическое время для приспособления к новому состоянию. И только после того, как это время прошло, большинство первородящих женщин начинают ощущать ту самую долгожданную материнскую нежность к младенцу. У женщин, переживших аборт, материнские чувства могут быть напрочь «вырублены». И если роды и момент узнавания новорожденного, то есть импринтинга, не включат их, они могут «спать» неограниченно долго.

Эмоциональная холодность к младенцу

Формально женщина может быть прекрасной, высокомотивированной мамой, без особого труда справляющейся с уходом за малышом. Но внутри у нее сохраняется некоторый ледок. К сожалению, (или к счастью?) понять, что дела с ней обстоят именно так, женщина фактически не в состоянии. Помните, как в сказке про Снежную Королеву, пока осколок был внутри, человек не понимал, насколько он на самого себя не похож? И только когда осколок выходил наружу, человек начинал осознавать, что он в этом состоянии натворил. Женщина, прошедшая через аборт, как правило, ничего «такого» не делает. Она ведет себя, как все молодые матери: в меру неопытная, в меру неуверенная. Она, сама того не ведая, избавившись от предыдущей беременности, наказала и себя, и своего первенца.

Особой радости, сердечного трепета и тепла к младенцу такая женщина испытывать не может. Пока.

Как пойдут дела дальше, во многом зависит от числа абортов и многих сопутствующих обстоятельств. А также от степени раскаяния женщины, оплаканности греха.

Отторжение, передача ребенка в другие руки

Самое страшное, что может, наверное, случиться, если женщина, не справляясь с нагрузкой и нахлынувшими на нее противоречивыми чувствами, эмоционально передоверяет малыша другому человеку – бабушке, няне. Формально она является матерью, но основной уход за младенцем теперь не на ней. Такое положение вещей проблему только усугубит. Подросший ребенок будет иметь к маме глобальные эмоциональные претензии.

Интуиция молчит, женщина не верит своей интуиции.

Сердечное чувство, душевное расположение никогда не подтолкнет женщину к аборту. И совесть, интуиция в решающий момент вопиют: «Остановись! Что же ты делаешь!» Чтобы пойти дальше, их нужно просто заткнуть. Вот именно так, грубо. Или не обращать на них никакого внимания. Аборт длится недолго, а вот последствия его – физические, эмоциональные, нравственные, душевные – можно расхлебывать всю жизнь. И если мы через что-то переступили, это больше не является для нас ориентиром. Интуиция замолкает, и, возможно, надолго. Женщина чувствует, что она потерялась в жизни. Не секрет, что пары, пошедшие на аборт, чаще всего распадаются. И тому есть множество причин.

Рациональное и иррациональное чувство вины

Ребенок, рожденный после одного или нескольких абортов, внешне может не нуждаться ни в чем. Семья, без которой рождение ребенка не мыслилось, построена (и женщина тщательно гонит мысли о том, что построена она на крови), материальная база создана. Этот ребенок – желанный. Перед ним матери не в чем оправдываться.

Но чувство иррациональной вины может по временам просто захлестывать женщину, ставшую теперь матерью. И это вполне объяснимо, даже с рациональной точки зрения. По-настоящему вину женщина испытывает не перед этим младенцем, а перед тем, другим, который не увидел свет. Просто теперь, когда появился ребенок и материнские чувства были допущены в сознание, женщина начинает понимать, что же произошло тогда. Могут приходить мысли о том, сколько теперь было бы тому ребенку, что бы он уже умел делать.

Если женщина не хочет подобных мыслей

И если все это в сознание не пропускать, то будет казаться, что женщина что-то не додает. Кому? Ребенку. Какому? А ведь есть только этот! Так снова может быть запущен механизм вытеснения. А ребенок займет позицию «Зеницы ока». Мама будет очень за него бояться и с трудом отпускать от себя, ей может начать казаться, что она не имеет права отойти ни на минуту.

Ее повышенное внимание – компенсаторно. Она как будто хочет отдать этому ребенку двойную меру – за того, неродившегося. И абсолютно этого не осознает. Сверхтревожное, гипервключенное отношение к младенцу – прекрасная почва для воспитания будущего эгоцентрика.

Материнская сверхвключенность в младенца и повышенная тревожность

Бывает так, что комплекс вышеописанных чувств, гремучий коктейль, состоящий из молчащей интуиции, неосознаваемой вины и вполне ощутимого страха, может делать женщину тревожной и сверхвключенной в младенца. Малейшее его попискивание рассматривается такой матерью как призыв и просьба о помощи. И если женщина не может удовлетворить ее тут же – она чувствует себя предательницей.

Возникает эмоциональный симбиоз с матерью, мешающий полноценному развитию ребенка, истощающий маму.

Раздражение от плача малыша в течение первого года

«Выключенные» в свое время на стадии зарождения материнские чувства могут давать о себе знать тем, что женщина может вместо нормальной жалости испытывать раздражение, злобу и даже агрессию в то время, когда ребенок плачет. А малыш, чувствуя парадоксальную материнскую реакцию, плачет еще сильней и становится беспокойным, крикливым, требовательным.

В силу вышеперечисленных обстоятельств у женщины может возникать ощущение, что дело вовсе не в ней самой, а в характере, личностных особенностях или здоровье ребенка. Но кто тут, в этой парочке, трудный – еще надо доказать. У женщин с плохо развитыми родительскими инстинктами дети часто становятся довольно требовательными. Просто, чтобы выжить. Это не ребенок трудный, а Вам сложно с ним.

«Материнство – непосильный крест»

Такое ощущение может возникать на первых порах. Нужно поставить себе верный диагноз: со мной как с мамой что-то не так, и это вполне заслуженно. Кресты бывают разные – не внешние, так внутренние. И постабортный синдром – тяжелый внутренний крест. Чем с большим смирением будет переносить его молодая мать, тем естественнее сложатся ее отношения с малышом.

Остальное, на мой взгляд, в большой степени в ведении священника. Ведь если Вы свой грех и нынешние его последствия назовете и исповедуете, то сможете получить утешение и совет. А участие в церковных Таинствах с годами смягчат боль. Но если в сознании матери с ПАС эти логические связи не простроены, и она не понимает, отчего мучается, помочь ей будет гораздо труднее.

Свобода воли – одна из центральных тайн отношений человека и Господа. Молитва о том, чтобы Господь дал ей неискаженный образ материнства, – лучшее, что можно посоветовать. Но, думаю, это тоже в ведении священнослужителя.

Итак, в постабортной ситуации материнские чувства женщины не развиваются естественным путем. То или иное затруднение обязательно будет. Увидеть это проще всего при сравнении своего отношения к малышу с другими матерями. Те, не делавшие аборт, смело могут сказать: ребенок – это такая радость. Прошедшие через аборт как будто чувствуют некоторый ледок или определенную неловкость внутри. А женщины, которые подобные мысли и чувство вины в сознание не допускают, наказываются изнутри повышенной тревожностью и значительным уровнем страхов.

Женщина, прошедшая через аборт, эмоционально к ребенку не готова. Присутствует либо сверхмотивация, превращающая младенца в сверхценность, либо внутренняя холодность и невозможность включиться. Все это изнутри приходящее — наказание за аборт.

Прежде всего, надо признавать свои изменения, совершившиеся не в лучшую сторону. А дальше – осознавать. Ведь любой человек понимает, что аборт — вовсе не безобидная малоболезненная медицинская операция. Душевные, эмоциональные особенности женщины меняются, и изменение это долговременное.

Признать наличие у себя проблемы (любой) – это значит сделать огромный шаг в сторону ее разрешения. Себя не надо ругать – это ни к чему прогрессивному не приведет. Если Вы сделали аборт, раскаялись, но собственных детей у Вас пока нет, пути исправления «сломанного» материнского инстинкта существуют.

Например, можно пройти работать в кризисную службу и попытаться остановить от подобного шага людей неопытных, не вполне понимающих, что они собираются сотворить. Можно обратиться в волонтерскую службу, занимающуюся детьми, оставшимися без попечения родителей, или в организации, курирующие дома ребенка.

На мой взгляд, бескорыстная помощь чужим деткам может сотворить чудо, и безвременно «выключенные» материнские чувства женщины, некогда сделавшей аборт, оживут. Но если начнут приходить мысли об усыновлении, к ним нужно присмотреться повнимательнее. Усыновление – крайне ответственный шаг, его нельзя совершить в горячечном порыве. Должно пройти немало время, чтобы проверить подлинность своих чувств и намерений по этому поводу.

«Я прошла через аборт, и ничего этого у меня нет» Бывает все. И дистанцирование от проблем – тоже способ их решения, но на время. Политика страуса – тактика проверенная.

Если радость материнства для вас ничем не омрачена – ликуйте и благодарите Господа, Которому все возможно. Но если женщина стремится закрыть глаза на собственные трудности, они, как правило, не уходят, а усугубляются. Лучше признать, что в Вашем контакте с малышом что-то отсутствует, увидеть на деле свою эмоциональную неготовность и начать с этим что-то делать, чем откладывать решение проблемы.

Что может посоветовать психолог (православный)

• Глубокое и искреннее покаяние в грехе.
• Не думайте о совершенной ошибке, не сдирайте старую болячку. Бесконечное прокручивание подобных мыслей подтачивает силы. Лучше деятельная помощь кому-либо, чем бесплодные сожаления.
• Если Вы, осознав непоправимость данного жизненного решения, сможете хоть кого-нибудь предостеречь, это будет своего рода искуплением.
• Может быть, стоит однократно подробно описать жизненную ситуацию, приведшую Вас когда-то к аборту, и положить тетрадь с этим рассказом в долгий ящик – когда-нибудь эта исповедь может пригодиться Вам или Вашим детям.
• Старайтесь не избегать физического контакта с младенцем. Материнские чувства пробуждает контакт «кожа к коже»
• Читайте специальную литературу для родителей – недостаточную работу интуиции можно восполнять большей информированностью.
• Старайтесь не проецировать своих страхов на детей. Рассказывая о том, что Вам мерещится близким людям, Вы увидите иррациональность собственных опасений. Относиться к таким мыслям надо как к страхованиям.
• Смотрите почаще на других мам с детишками, старайтесь увидеть тонкие детали нормального материнского отношения
• Не надо унывать. Дети — солнечные существа, их безусловная любовь к Вам постепенно растопит сердечный холод.

Зачем была написана эта статья:

Данная тема может затронуть и тех, кто через аборт прошел, и тех, кто никогда и мысли о нем не допускал. Размышления на данную тему могут быть важны для тех, кто обдумывает возможность аборта для себя и тех, кто растит сейчас взрослеющих дочерей и сыновей. Они сегодня задают вопросы, а скоро выйдут во взрослую жизнь и будут принимать самостоятельные и ответственные решения.

Хотелось бы показать, что аборт имеет длительные, как правило, плохо осознаваемые последствия для всей последующей женской, материнской судьбы, которые даже ценой специально приложенных усилий устранить непросто. Это процесс сложный, требующий времени.

Женщина никогда не забудет, что у нее должен был быть еще ребенок, и спустя десятки лет продолжает высчитывать, сколько бы ему было теперь лет. Нередко именно после рождения детей женщина осознает содеянное ею Главное, что может помочь – раскаяние, осознание, что не все идет как надо, а также деятельная, недепрессивная позиция, позволяющая справиться с чувствами вины, преодолеть постабортные изменения и выйти в новое жизненное качество – неискаженное материнство.

В утешение можно сказать, что материнство – пространная и исцеляющая многие душевные недуги практика. Рано или поздно ребенок найдет дорогу к материнскому сердцу и оно оттает. Но душевная окаменненость – одно из тягчайших последствий аборта.

источник