Меню Рубрики

Аборты православная точка зрения

С православной точки зрения аборт – это не что иное, как убийство (детоубийство), так как бесспорно установленный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки, мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка, содержащая неповторимый генетический материал.

В этой микроскопически маленькой клеточке заложены пол человека, его группа крови, даже цвет глаз и волос – все это уже есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне.

Наверное, самый сложный и тяжелый вопрос стоит перед родителями, когда врач сообщает о том, что будущий ребенок имеет патологию развития, и ставит вопрос о том, что необходимо сделать аборт, но делает так, как будто просто предлагает один из вариантов решения данной «проблемы», говорит не о том, что медицина каждый день развивается, не о том, какие возможности и способы есть, чтобы помочь ребенку и облегчить жизнь семьи, а просто и сразу, просто и легко – аборт.

Почему? На каком основании дети с патологией развития не имеют права на жизнь, почему детей с патологией (инвалидностью) считают обузой, тяжким бременем, крестом, который родители должны нести всю жизнь, почему нерожденного ребенка обрекают на смерть, не дав ему шанса на жизнь, почему он недостоин быть крещеным и прожить столько, сколько ему отведено, и почему его нельзя просто любить и заботиться о нем? Ребенок-инвалид – это Божье наказание за грехи или Божья благодать? Ответ священника на этот вопрос: «На земле все мы принадлежим и служим Богу. Ребенок дается родителям, чтобы они его вырастили и воспитали для служения Богу. А если ребенок родился именно таким, значит, это необходимо Богу. Поэтому рождение ребенка с нарушениями не может быть ни наказанием за грехи, ни возложением благодати. Грехом является роптание против Божьей воли. Ребенок с патологией развития, с православной точки зрения, все равно – просто ребенок, который дан Богом и которому отведена определенная роль в нашем мире».

Все чаще и чаще я задаю эти вопросы, когда слышу о том, что женщина, узнав о диагнозе малыша, склоняется к аборту – конечно, не без помощи врачей. Сегодня на земле льется много крови, крови невинной, эта кровь чище крови Авеля – это кровь убитых младенцев, это кровь невинных младенцев, беззащитных существ, которую проливают сами матери, не задумываясь о тяжести греха и живя дальше, наслаждаясь прелестями своей жизни.

Женщины должны осознать, что ребенок здоровый или с патологией – это прежде всего ваш родной, собственный и, наверняка, желанный малыш, и самое естественное – это защита своего ребенка при любых обстоятельствах.

Конечно, к инвалидам в нашем обществе относятся по-разному: кто-то брезгливо отворачивается, кто-то снисходительно жалеет, кто-то самоотверженно помогает… И совсем немногие разделяют мнение, что человек «с ограниченными возможностями» представляет собой такую же ценность, как здоровый. Посмотрите, и среди святых есть инвалиды детства.

Блаженная Матрона Московская Родилась блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Родители ее – Дмитрий и Наталья, крестьяне, – были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев – Иван и Михаил, и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталье во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предызбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница Матрена Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне. У них было шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве. Матреша была четвертой по счету.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку.

О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду.

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ. Причем люди шли беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. Исцелялись и от пьянства, и от беснования. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.

Русский иконописец Григорий Журавлев Родился в 1858 году в селе Утевка Самарской губернии. Это был необычный ребенок: Григорий появился на свет без рук и без ног. С раннего детства у мальчика стал проявляться талант живописца. Соседи вспоминают, как удивлялись, когда видели малыша-калеку, ползающего по двору с кусочком угля во рту. Этим углем малыш рисовал на заборе все, что видел вокруг себя.

Спустя несколько лет Гришу послали учиться в мужскую гимназию в Самару. Кроме того, родители постоянно возили сына в кафедральный собор в городе и в мастерскую, где писались иконы. Однажды мальчик показал иконописцам свои рисунки. Работы впечатлили мастеров, и они предложили Грише обучаться иконописному искусству. После обучения в гимназии Гриша Журавлев вернулся в родное село, где начал заниматься иконописью. У него постоянно заказывали иконы, поэтому без работы юноша не сидел ни одного дня.

В 1885 году в Утевке начали строить большой Троицкий собор. Журавлеву предложили расписать стены в соборе. Специально для него в здании были устроены подмостки. Лишенному рук и ног живописцу особенно сложно было оформлять купол собора. Ему приходилось постоянно лежать на спине, отчего на лопатках, затылке и крестце у него образовались язвы. Несмотря на боль, Григорий завершил роспись храма. Фрески, выполненные им, прославили Троицкий собор на всю округу.

О талантливом мастере вскоре узнал царь Николай II. Журавлева позвали работать в столицу, где мастер прожил три года. Он написал групповой портрет царствующей семьи. Несмотря на то, что средств на собственное содержание у Григория было достаточно, он продолжал вдохновенно писать иконы, за которыми к знаменитому иконописцу приезжали покупатели из самых отдаленных уголков России.

Современники вспоминают, что у Григория был очень веселый нрав, практически никогда он не падал духом, не впадал в уныние, все события в жизни принимал ровно и спокойно. Многие люди очень любили его и никогда не испытывали к нему жалости, поскольку Григорий Журавлев отличался исполинской силой духа, которой могли бы позавидовать многие здоровые и красивые внешне люди. После смерти иконописца в 1916 году его тело было похоронено возле церкви, как хоронят священнослужителей. Конечно, любая беременность окрашивается особым, двойственным, противоречивым состоянием, в котором сосуществуют радость, оптимизм, надежда с одной стороны, и настороженное ожидание, страх, печаль – с другой. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно.

Это противоречивое состояние зарождается уже на самом раннем этапе. Его испытывают и те женщины, которые впоследствии вынашивают беременность и рожают, и те, которые решаются на убийство своего малыша. Причем и те, и другие могут находиться в трудной ситуации в связи с беременностью: отсутствие мужа или непринятие им ребенка, давление со стороны родственников или медиков, конфликты на работе, болезни ребенка, недостаточная жилплощадь или плохое материальное положение и т. д.

Почему же одни из них выбирают для ребенка жизнь, а другие – смерть? Что дает силы, несмотря на все трудности, сопровождающие беременность, выстоять, сохранить жизнь малышу? Почему возникает такое противоречивое душевное состояние у беременной? Ответ дает только сфера духа, книги Церкви и святые отцы: мысли об аборте, чувства тревоги, страха, даже агрессии по отношению к своему ребенку приходят извне. Их «сеятель» – дьявол, этот «убийца искони» (от начала сотворения человека Богом). Свою разрушительную работу он пытается проделать со всеми. Но в одних душах такие семена находят благоприятную почву и прорастают (отсутствие веры, твердых нравственных устоев, благодатного семейного воспитания). А в других – враг терпит поражение, потому что душа, живущая в согласии с Богом, находится под Его защитой и делается неуязвимой, даже если вынашивание беременности настолько трудно для женщины, что является настоящим подвигом.

Почему же взрослые решили, что ребенок кому-то что-то должен. Ведь именно по воле взрослых – родителей, при их непосредственном участии начинается жизнь малыша, как здорового, так и малыша с патологией развития. Так почему после близких отношений родители не хотят брать ответственность за жизнь зачатого ребенка и говорят о том, что не смогут дать ребенку все, что он захочет, не смогут его обучать в престижном вузе, о том, что они еще не готовы стать родителями, и о том, что они не смогут дать ребенку все необходимое, что они не смогут нормально и полноценно жить, что на них будут косо смотреть, что от них отвернутся все друзья и родственники… Почему? Ребенок никому ничего не должен. Задача родителей – принимать, любить и помогать своему ребенку.

Рассуждая о том, как изменится их жизнь с появлением ребенка с патологией развития, о своей готовности или неготовности принять себя в новом качестве, родители часто забывают о самом ребенке.

Женщина, решившаяся на аборт, в глубине души часто колеблется. Ведь даже не осознавая этого, она идет наперекор своему пусть трудному, но счастливому предназначению. И бывает достаточно теплого участия, твердого слова окружающих в пользу сохранения жизни ребенка, чтобы остановить ее. Враг торопится: пройдет еще немного времени, мама почувствует первые шевеления малыша и уже совсем по-другому будет относиться к своему состоянию и своему ребенку…

Я не говорю о том, что все наши дети с особенностями развития станут святыми. Я говорю о том, что все дети достойны жизни, любви и заботы! «Каждая семья должна с радостью принять малыша, которого ей даровала судьба!»

Сибирская Православная газета 2019 г.

источник

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Читайте также:  До какого срока можно пить таблетки для аборта

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

источник

Среди православных праздников выделяется день памяти святых мучеников-младенцев, что были убиты в Вифлееме по приказу Ирода. Они еще не знали, но уже пострадали за Христа. Этот день должен праздноваться особенно на территории России, потому что люди здесь ежегодно убивают до 6 млн. детей в утробе матери.

Каково отношение Церкви к абортам и как правильно поступить православным верующим? Подробные ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Верующие люди живут в государстве и должны соблюдать его законы и правила. Но что делать, если закон идет вразрез с церковными канонами и Божьими Заповедями? Следует ли менять отношение Церкви к абортам, если государство законодательно разрешает эту процедуру?

Аборт — искусственное прерывание беременности хирургическим путем или медикаментозным вмешательством. Греческий митрополит Мелетий написал книгу, в которой он цитирует адвоката: «Верным доказательством абсолютного нравственного падения нации будет то, что аборт начнет быть делом обычным и абсолютно приемлемым».

Это то, что сегодня можно наблюдать во всем мире, но если в Америке и Канаде верующие люди выходят протестовать, то в странах СНГ долго не было даже такого движения. Отдельные группы людей ведут деятельность, которая направлена на прекращение этой практики, на помощь женщинам, которые попали в трудную ситуацию и сомневаются, но официального законодательно оформленного движения нет.

Некоторые люди не знают позицию Церкви по этому вопросу, но не потому, что она ее не имеет, а потому что им выгодно притворяться несведущими. В то время как Церковь прямо заявляет: аборт — это убийство!

Церковь всегда рассматривала желание прервать беременность как тяжелый грех. По канону, аборт приравнивается к убийству, поскольку по Писанию жизнь человеку дает Бог и это Его дар, который надо с благодарностью принимать.

В Псалтыре царь Давид пишет:

«Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:15-16).

Пророк Иеремия также получил подтверждение от Господа:

«Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1. 5-6).

Разве это не четкое подтверждение того, что всякая жизнь от Господа. Кто такие люди, что позволяют покушаться на этот дар и отвергать его?

Наука подтверждает, что ребенок с первых дней в утробе развивается очень быстро и на 11 неделе уже имеет полностью сформированный скелет, внутренние органы и нервную систему, т. е. уже его сердце бьется, а он может ощущать боль. Поэтому, все утверждения, что пока ребенок не родился — он не живой, это ложь.

В документе «Учение 12 апостолов», древнем памятнике письменности Церкви, четко сказано: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Апологет Афинагор называет женщину, которая решилась на это — убийцей, святитель Василий Великий говорит, что тот, кто умышленно убивает плод во чреве подлежит осуждению как убийца и его слова подтверждаются 91 правилом 6 Вселенского Собора.

Таким образом, четко определяется позиция Церкви по отношению к абортам: делать аборты — страшный грех, а такая женщина считается убийцей и должна понести серьезное наказание за свой грех, как и отец ребенка и врач, совершивший процедуру.

При этом, сделанный втайне аборт дает право отцу расторгнуть брак. Что касательно врачей — Церковь ратует за предоставление им права отказаться от проведения процедуру по моральным убеждениям. Распространение и одобрение абортов воспринимается духовенством как признак угрозы человечеству и морального разложения общества.

Православная Церковь не дает благословение на производство аборта ни при каких обстоятельствах, но она не отвергает женщин, уже совершивших такой грех — они обязаны ходить в храм, служить Господу и неустанно просить у Него прощения за совершенный поступок.

Служители могут со снисхождением отнестись к прерыванию беременности только в том случае, если есть угроза жизни матери. Такая женщина не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но обязана исполнять покаянное молитвенное правило, которое определит ее духовником.

Молитвы для тех, кто сделал аборт:

Многие активисты за аборты, говорят, что это выход из сложной ситуации, в которую попала женщина. Но почему-то женщина не убивает себя в проблемах, она ищет выход и находит — убивает ребенка.

Существует масса свидетельств девушек, которых выгоняли мужья, парни и родители, узнав, что она ждет ребенка. Но они не делали аборт, а шли в храм, в социальные службы, центры помощи и рождали здоровых детей, которых им послал Господь. И Он не оставляет ни в какой ситуации, Он всегда дает не только решение проблемы, но и укрепляет в испытаниях и обильно благословляет.

Важно! Поэтому не следует отчаиваться и убивать дитя. Следует молиться и искать помощи, а Господь все усмотрит!

Существует масса вопросов, которые задают православные верующие и неверующие люди, которые напрямую касаются абортов и отношения к ним. Церковь старается дать ответы на все возникающие вопросы.

Самые распространенные из них:

— Существуют ли какие-либо инициативы в направлении, защищающем позицию Православной Церкви в вопросах аборта?

— Есть достаточное количество разных организаций, чья миссия — это защита ребенка в утробе матери. Среди них центр «Жизнь» и ЦОС по биоэтике при Московской Патриархии. Кроме того, почти каждая епархия имеет при себе подобную организацию. Но, для того, чтобы услышать официальную позицию Церкви не надо создавать организации. Достаточно спросить у любого священника или батюшки, чтобы узнать ответ. Кроме этого, прихожане должны сами иметь активную позицию и влиять на общество в своем круге общения.

— Что должно быть сделано вначале? Если пока нельзя официально запретить проведение абортов, можно ли изменить их статус пока?

— Абсолютное зло — это законодательное разрешение женщине совершать аборт. Пока общество не воспримет благожелательно запрет и это вызовет возмущения и протесты. Это путь раздора, но не мира. Поэтому для начала можно:

  • разделить места, где проводят аборты от роддомов, мест, где дети рождаются. Это цинично, совмещать эти кабинеты, где детей убивают и где им дают жизнь;
  • разделить также и специалистов;
  • запретить рекламу абортов в СМИ, Сети и по телевидению;
  • обязать абортарии предоставлять женщинам информацию, где она может получить социальную поддержку и психологическую помощь, если она не уверена в своем решении. Разрешить и распространить рекламу таких центров помощи в абортариях и женских консультациях.

Православие о деторождении:

— Что делать женщине, которую врач-гинеколог подталкивает к аборту, нагоняя страха и угрожая больными детьми и проблемами со здоровьем?

— Нельзя молчать о психологическом давлении и насилии. Если такое происходит с женщиной она, как минимум, должна оставить жалобу на такого врача его руководству, а как максимум — подать на него в суд.

Конечно, верующие должны быть смиренными, но не тогда, когда дело касается оскорбления и склонения ко греху.

Иисус сказал апостолу Петру «Отойди от меня, сатана!» (Мф. 16:21), когда тот пытался склонить его к неправильному поступку, поэтому верующие также не должны молчать.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Читайте также:  Медикаментозный аборт болит живот после

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Христианская этика во многом совпадет с принятыми в миру представлениями о хорошем и плохом. Но есть и области резкого расхождения — христиане, например, резко выступают против абортов. На чем основана такая позиция Церкви? Почему Церковь выступает против абортов?

Действительно, с самого своего основания Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как человекоубийство. Как это подробно разъясняется в «Основах социально концепции Русской Православной Церкви»,

«Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс 138. 13,15-16).

О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18).

«Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии.

«Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного».

Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Церковь, однако, подчеркивает, что любые грешники, в том числе и те, кто вовлечен в грех аборта, — а это, прежде сего, мужчины, побуждающие, и часто, вынуждающие женщин к этому греху — могут раскаяться и получить прощение. Однако, пока они пребывают в нераскаянии, на них тяготеет тяжкое преступление.

Но Церковь не только воспрещает аборты своим членам, но и пытается сократить доступ к ним — и, в перспективе, запретить их всем остальным. Разве неверующие обязаны следовать церковным установлением?

Они не обязаны, и Церковь не пытается навязать свои внутренние правила неверующим — это было бы бессмысленно. Однако запрет на убийство невинного человека не является установлением именно Церкви — это нравственная очевидность, доступная всем людям. Например, из того, что слово Божие содержит заповедь «не укради», не следует, что любая попытка воспретить кражи была бы попыткой навязать неверующим религиозную этику. Так и из того, что «не убий» – Божья заповедь, не следует, что запрет на убийство является чисто религиозным и неверующие не обязаны его исполнять.

Против абортов могут выступать (и выступают) и нехристиане, и вовсе атеисты на основаниях, не имеющих отношения к Библии или Церкви. Они руководствуются не Писанием или Преданием, а очевидной логикой:

  1. Дитя в утробе матери является живым существом, организмом, а не частью материнского организма — это биологический факт;
  2. Дитя в утробе является человеческим существом, биологически несомненно принадлежащим к человеческому роду;
  3. Дитя в утробе заведомо не является ни тяжким преступником, подлежащим смертной казни, ни вооруженным агрессором;
  4. Недопустимо лишать жизни заведомо невинное человеческое существо

Следовательно, аборт нравственно недопустим.

Возражения сторонников абортов сводятся либо к отрицанию пункта (2), то есть отрицанию человеческой природы ребенка во чреве, либо к отрицанию пункта (4), то есть недопустимости убивать невинных людей.

Как правило, пункт (2) отрицают менее образованные сторонники абортов, потому что это биологический факт. Более образованные отрицают тезис о недопустимости убийства невинных. Например, в 2012 году в британском “Журнале медицинской этики” двое философов, специализирующихся на этике – Альберто Джубилини из Университета Милана и Франческа Минерва из Университета Мельбурна и Оксфордского университета. Краткое содержание своей статьи они сами излагают так:

«Аборты широко приняты по причинам, не имеющим отношения к здоровью плода. Показав, что (1) как плод, так и новорожденный не имеют того же морального статуса, что и подлинные личности, (2) тот факт, что оба являются потенциальными личностями, морально не значим (3), авторы утверждают, что то, что мы называем “послеродовым абортом” (умерщвление новорожденного), должно быть разрешено во всех случаях, когда разрешены аборты, включая случаи, когда новорожденный не является инвалидом».

Редактор “Журнала медицинской этики” профессор Джулиан Савулеску поддерживает эту линию рассуждения в своем блоге:

«Не существует – в моральном отношении – разницы между плодом в утробе и новорожденным. Их возможности очень близки. Если аборт допустим, то и инфантицид должен быть допустим».

Профессор биоэтики Манчестерского университета Джон Харрис говорит:

«Мы можем прервать беременность в силу серьезных аномалий плода вплоть до последних сроков, но не можем убить новорожденного, – сказал Харрис. – Что же такого, по мнению людей, должно происходить в родовых путях, что убивать плод на входе в них нормально, а на выходе – нет?»

Тут аргумент, который выдвигали противники абортов — что меняется при прохождении через родовые пути, почему снаружи — это уже убийство, а внутри — еще нет, Харрис и Савулеску полностью принимают, но делают из него обратный вывод — убивать можно и уже рожденных младенцев.

В этом отношении либеральные мыслители (такие например, как очень уважаемый либеральный мыслитель профессор Питер Сингер) проводят разграничение между «человеческим существом» и «человеческой личностью», дитя в утробе, как и новорожденный младенец, являются человеческими существами — они и не думают это отрицать — но не являются личностями, так как «лишены таких определяющих черт личности, как рациональность, автономность и самосознание».

Поэтому Питер Сингер также считает допустимым убийство уже рожденных младенцев до месяца. Правда, когда еще более прогрессивный мыслитель, Джефри Рейман, указал ему, что личность формируется несколько лет, Сингер признал, что «месяц» – это не обязательное ограничение.

Таким образом, образованные сторонники абортов не отрицают, что дитя в утробе — человеческое существо. Они просто отрицают, что всякое невинное человеческое существо имеет право на жизнь.

Церковь же в этом случае просто утверждает самоочевидный нравственный принцип — не должно лишать жизни невинное человеческое существо.

Разумеется, имеет. Но как мы уже рассмотрели, тело ребенка в ее утробе — это не тело матери или отца, это уже тело третьего человека, который имеет свои собственные права, и, прежде всего, право на жизнь.

Как сказано об этом в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»,

«В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».

То есть трагическая ситуация, когда ребенка не спасти, а надо спасать хотя бы мать, возможна. Как возможны и другие ситуации, когда действия по спасению одних невинных жизней неизбежно погубят другие — например, террористы захватили самолет с пассажирами и собираются таранить им здание. Сбить самолет — значит погубить невинных пассажиров, не сбивать — значит погубить и пассажиров, и людей в здании.

Такие трагические ситуации не делают, однако, допустимым лишение жизни невинных людей просто потому, что нам так удобнее.

Смотрите 13 февраля следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook.

На заставке фрагмент фото Philippe Put

источник

Афонский старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника. Основав 19 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвствия, молясь обо всем мире. Сегодня мы публикуем еще одну проповедь отца Ефрема из готовящейся к изданию книги «Искусство спасения», ставшей квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни.

Старец Ефрем Филофейский

Сегодня на земле льётся много крови и очень много крови невинной, эта кровь чище крови Авеля — это кровь убитых младенцев, это кровь невинных младенцев, беззащитных существ, которую проливают сами матери!

Все больницы и все роддомы превратились в бойню Иродову. Миллионы и миллионы младенцев во всём мире оказываются брошены в мусорный ящик или в канализацию — даже котят так не выбрасывают. В одном фильме показано, как убийца — врач-акушер — убивает скальпелем младенца в матке, а потом специальным приспособлением раздробляет головку ребёнка и вытягивает из чрева. Мать при этом ничего этого не видит, встаёт с кресла и спокойно уходит домой.

Несколько дней назад мне в руки попала публикация одного врача, я хотел бы вам её прочитать, чтобы вы увидели, что же такое аборт с научной стороны. Статья называется «Последний удар». Я прочитаю вам её дословно.

«По сообщениям прессы готовится принятие законопроекта, разрешающего аборты. Этот законопроект будет самым преступным из всех, когда-либо принятых Парламентом Греции. Для греков в момент, когда под угрозой находится само существование нашего народа как нации это будет последний удар. К сожалению, преступление возводится в статус закона. Но прежде чем господа депутаты проголосуют за принятие этого законопроекта, нам хотелось бы внести два предложения:

1) Чтобы все они посмотрели фильм под названием «Безмолвный крик». Здесь с помощью ультразвука снят один из абортов. Зрелище страшное… Когда орудия убийства проникают в матку, эмбрион чувствует присутствие постороннего тела и начинает сопротивляться, делая резкие движения. Частота сердцебиения с нормальных 140 ударов в минуту возрастает до 200. В момент же, когда хирургическое орудие убийства касается эмбриона, происходит невообразимо ужасное! Зародыш открывает рот в безмолвном крике и умирает. Проводивший съёмку врач акушер-гинеколог (приводится его фамилия) сделавший с 1949 года до настоящего времени 10 000 абортов, был вне себя, увидев это жуткое зрелище — ничего подобного он не мог себе представить — и решил не только впредь не делать абортов, но и бороться за их запрещение.

Если господа депутаты посмотрят этот фильм, то, думаем, они предпочтут, чтобы им отрубили руку, чем проголосовать за этот закон.

2) Наше второе предложение — в следующем:

Пусть господа депутаты позаботятся, чтобы этот фильм был показан по телевидению и греческий народ увидел и понял, что совершаемые в Греции ежегодно 300 000 абортов — это не простые хирургические операции, а 300 000 узаконенных преступлений. Если же принятие этого законопроекта не будет отменено, тогда кровь этих беззащитных созданий как море накроет и погубит Грецию. И тогда многочисленные враги нашей Родины напишут крупными буквами: “Греции больше нет”. Надпись эта у врагов будет вызывать преступную радость, а у настоящих православных греков — боль и стыд.

Как ужасен аборт, какое это великое преступление! С этим должно быть покончено. Невинные существа не должны погибать таким ужасным образом только из-за того, что кто-то считает, что не может себе позволить иметь другого ребёнка. Мы сами решаем за Бога? Определяем — можем или нет вырастить детей, данных нам Богом? Решаем за Бога, что Ему делать.

Преступление это начинает принимать самые угрожающие масштабы. Женщины, наконец, должны осознать весь его ужас, бороться, останавливать тех, кто по дьявольскому действию собирается его совершить, ведь обычно на него склоняются либо по незнанию, либо под давлением внешних сил, либо из-за внутреннего смятения. Главный сообщник здесь дьявол, он предлагает беспочвенные оправдания — видимые слабости: недостаток средств, болезни, требование мужа, и, с другой стороны, как бы неведение, — именно всем этим пользуется дьявол и с успехом склоняет матерей на сей трагический грех.

Не знаю, известно ли вам, что эти дети, зародыши, после аборта не уходят в небытие. Каждый эмбрион — это уже полноценный человек, с душой. Эти дети продолжают жить в Ином мире, и из них на Небесах составилось уже многомиллионное войско. И все они вопиют к Богу о том, что были безвинно убиты, что не приняли Святого Крещения и не стали православными христианами. На кого ложится вина за это? Можно не говорить, на кого — и так ясно. У Бога для этого кровопролития одно название — «преступление»! И чем эта кровь может быть омыта? А чем отмывается грязь? Водой, чистой водицей. Так вот и здесь нужно, чтобы вода непрестанно текла из двух неиссякаемых источников, а два неиссякаемых источника — это глаза. Внутреннее покаяние должно вовне проявиться как неиссякаемый источник слёз, и так до конца жизни.

Конечно, грех прощается, как только он будет открыт во Святом и всесильном Таинстве Исповеди, где прощается всё. Бог есть любовь, и «пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» [1] . Но Он же есть Правосудие. Поэтому женщины, которые совершили этот грех, пусть не успокаивают себя тем, что уже покаялись в совершении абортов. Они должны всю свою жизнь проливать слёзы покаяния. Многие из них, хоть и покаялись, но чувствуют неудовлетворённость. Почему? Потому что ещё не покаялись внутренне, не пролили слёз достаточных, чтобы омыть кровь совершённого аборта или абортов. Покаяние не имеет границ. Доказательством любви и благоутробия Божия является жизнь, — то, что человек живёт и после совершения преступления. Живёт, и это значит, что Бог его ещё ждёт, а если ждёт — значит, человек не должен терять шанса, но обязан им воспользоваться.

Читайте также:  Молитва аборт 40 дней

И к епитимье, которую накладывает духовник за этот серьёзный, исключительный грех, нужно относиться очень внимательно. Епитимья помогает душевному исцелению, но, как мы сказали, должны также открыться и источники слёз, которыми омоется кровь аборта, чтобы затем человек почувствовал общение с Богом. То есть, одной исповеди здесь не достаточно. Для того, чтобы переменить сердце у Бога, чтобы в Нём не осталось боли и горечи, чтобы Оно возобновилось таким, каким было до того, как человек совершил грех, нужны всего два источника покаянных слёз. И тогда до того, как окончится наша жизнь, сердце Божие должно умилосердиться.

Приведу вам простой пример. Представим, что ребёнок своим непослушанием и неуважительным отношением расстроил мать. Если он раскается и скажет: «Прости, мама, я больше так не буду», — мать, конечно, ответит: «Хорошо, иди и больше так не делай». Прощение получено. Но, если он со слезами бросится к ней в объятия, станет горько плакать, просить и умолять, чтобы она от всего сердца его простила, тут в сердце матери не останется и следа огорчения и обиды. То же происходит и с человеком, когда он кается и обращается к Богу после совершённого греха.

Некоторые спрашивают: «Почему люди, кающиеся постоянно, плачут, даже те, кто, так сказать, ближе к Богу, кто носит рясу и посвятил Ему всю свою жизнь, живёт в пустыне, кто исповедуется, не совершает грехов, получил прощение, ведёт иной образ жизни?» А вот чем больше кается человек и чем больше проливает слёз, тем больше сердце Божие переменяется. Происходит глубинное примирение грешного человека с Богом, особенно, в случае, когда совершён преступный грех аборта, — потоки слёз не должны прекращаться до самого последнего вздоха.

В Македонии в одном храме, где хранились мощи весьма почитаемого Святого, был престольный праздник. В этом храме работала некая благочестивая женщина. Она помогала готовить церковь к празднику, убирала, а после обеда однажды прилегла отдохнуть — хотела полежать немного, а потом продолжить работу.

Легла и уснула и проспала несколько суток. Позвали врача. Врач посмотрел и говорит:

— Не надо пытаться её будить, с ней что-то происходит, с медицинской точки зрения этого объяснить нельзя. Рано или поздно она проснётся сама.

Не знаю, сколько уж именно прошло времени, но в конце концов женщина проснулась, пришла в себя и спросила:

Она думала, что проспала несколько часов. Ей отвечают:

— Нет, не началась, но скоро начнётся.

Женщина поверила. Когда же она окончательно осознала ситуацию, то попросила старосту храма:

— Пожалуйста, позовите сюда всех женщин нашей деревни.

Собрались все, кто мог прийти, и она поведала:

Убитый ребёнок

— Послушайте, что я видела. С одним светлейшим мужем я спустилась вниз. Я спускалась всё глубже и глубже в сердце земли, видела там темницы, видела тьму, видела заключённых, много чего видела. Между людьми, которых мне показали, я видела женщин, сделавших аборт, — они поглощали свою кровь, оставшуюся после аборта! Я ужаснулась такому зрелищу, и Ангел мне сказал: «Сейчас ты вернёшься на землю. Собери всех женщин и расскажи им, что ты здесь видела, дабы удержать их от этого преступления. Если они достойным образом не покаются, то окажутся здесь в таком же положении».

Мы все должны помогать людям избегать этого преступления. Как только узнаём, что кто-то хочет сделать аборт, нужно с твёрдостью стараться этого не допустить и объяснить последствия. Обычно женщина, делающая аборт, не видит и не понимает того, что у неё внутри в этот момент происходит. При первой возникшей трудности — к тому же это сделалось модным — она идёт к врачу и делает аборт, словно речь идёт о щенке или котёнке. Остановим её, побеседуем, отговорим, поможем осознать, на какое страшное преступление она собирается пойти!

Как духовник, я советую тем, кто совершил этот грех один или несколько раз: постарайтесь через слёзы обрести душевное исцеление или, говоря языком антропоморфизмов, изгладить из сердца Божия печаль и горечь. Человек, который кается, плачет, подвизается, понуждает себя — приклоняет к себе сердце Божие. Великие отцы Церкви говорят, что покаяние так велико, что совершенно может изгладить из сердца Божия память о прегрешениях, то есть сделать так, что грехов у человека словно бы и не было.

Видите, каково величие покаяния? Что нужно сделать всем, и мне прежде всего? Покаяться! Сколько раз человек говорит: «Прости!» — столько же раз Господь отвечает: «Прощаю». Но надо ещё засвидетельствовать прощение в Таинстве Святой Исповеди и со дерзновением, которое подаёт нам это Таинство, осознавая безграничную силу покаяния, приступим к Престолу Благодати Божией.

Не будем бояться, впадать в отчаяние, но прибегнем к Таинствам. Отчаяние? — никогда! Тут-то и происходит главная наша борьба. Каким бы преступником ты себя не чувствовал, никогда не предавайся отчаянию. Будь твёрд в своей надежде, не допусти, чтобы тебя столкнули в ров отчаяния и погубили, а то получится «из огня, да в полымя». Своим отчаянием ты оскорбляешь и унижаешь Бога. Утверди Бога в сердце, в силе и великолепии, которые Ему подобают, ведь Он в состоянии изгладить любой грех. Если Бог распялся и стёр грехи всего человечества, то чтό по сравнению с этим твои собственные грехи, грешный человек?!

Поэтому мы принимаем всех приходящих к этой спасительной бане, в эту пристань, которая называется Исповедью. Тут принимают любой корабль, истрёпанный океанскими штормами. Пусть он разбит ветрами и бурей, покалечен разбойниками — тихая гавань для него открыта. Мачты поломаны, паруса разорваны, остался один корпус, но вот корабль заходит в док, и после ремонта это уже новое судно.

Христос, плачущий о детях. Современная греческая икона

Как-то пришёл один такой искалеченный человек — пришла на исповедь женщина (мне было её так жалко!) — и кается, несчастная, в том, что совершила… пятьдесят абортов! Представьте: пятьдесят убитых детей — и вот ты должен решить, что здесь делать! Если она ещё жива, то, значит, Бог ещё её терпит, ждёт покаяния, значит, и ты, как духовник, должен относиться к ней не иначе, как с любовью. Я принял её с любовью, как мог утешил и назначил лекарство, какое ей было нужно.

Подумайте, сколько лет она держала всё это в себе, терзалась грехом, но не смела его раскрыть! И вот она пришла в надежде спасения. Поистине велика любовь Божия! Велика же и радость Ангелов: «Яко тако радость будет на Небеси о единем грешнице кающемся» [2] . Тут дело не только в том, что грешник кается, а Бог его спасает, но и на Небе в этот момент великая радость: всё Небо радуется и ликует, Ангелы воспевают и прославляют Бога за спасение этой бессмертной души!

«Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси» [3] — то есть, счастлив тот человек, который удостоился прощения грехов. Какую благодарность воздаст человек Богу! Подумать только: пусть я жил тысячу лет, пусть совершил все преступления, на которые только способен самый страшный преступник, а потом милость Божия просветила меня: я обратился, во всём покаялся и во мгновения ока оправдан, омыт, вознесён на Небеса! А как же та тысяча лет? Исчезла, эти года не считаются, их нет, они стёрты, изглажены из бесовских списков. Таково повеление Божие! Грех исповедан — и словно нажимается кнопка Delete на компьютере — грех прощён. Прощён! Прощён. В результате ноль — твоё «личное дело» чисто. Можно ли после этого не поклониться в благодарении Богу, не пасть к Его ногам и не рыдать от любви?

Потому, дети мои, из тьмы греха, в которой мы пребываем, да перейдём в свет покаяния и надежды! Своей надеждой мы прославляем Бога любви и милости. Давайте же в покаянии, исповедании, любви и надежде на Бога идти вместе рука об руку к своему спасению!

Этот небольшой дар, который вы получили, пусть же во сто крат умножится в вашей душе, глубоко укоренится в ней, чтобы вам встать на добрый духовный путь, и пусть покаяние всегда будет с вами. Подвизайтесь сколько есть сил держать в чистоте душу и тело, потому что непорочность означает великое дерзновение к Богу.

Пусть Благодать Святого Духа осеняет всех нас и хранит во Христе! Аминь.

источник

В наш разговорный обиход давно и прочно вошло слово “аборт”,
такое же короткое и жестокое, как слово “казнь”. Современное общество к аборту
относится удивительно легко, так же как, например, к удалению зуба. На самом
деле, аборт – это такое же злодеяние, как смертная казнь невинного
человека
. Казнь — это лишение жизни (по законам общества) преступника, грубо
покусившегося на это общество. Для совершения казни требуется судья, выносящий
смертный приговор, и палач, этот приговор приводящий в исполнение.

Аборт — это лишение жизни (с согласия и одобрения общества) его
беспомощного, беззащитного неродившегося члена, чья “вина” заключается лишь в
том, что его отец и мать не желают появления на свет своего ребенка. Роль судьи,
выносящего смертный приговор, играет мать, а роль палача – врач-гинеколог.
Пусть, как это часто бывает, женщина идет на аборт под давлением тяжелых
обстоятельств, пусть все, даже самые близкие люди, даже отец ребенка, толкают ее
на этот роковой шаг, все равно окончательное решение принимает она сама.

Нередко приходят в церковь на исповедь и старые, и молодые
женщины и плачут, и каются в том, что неоднократно совершали аборты. Смотришь на
немолодую женщину, на ее большие, натруженные руки, спрашиваешь: “Ведь ты же всю
жизнь трудилась и тяжело трудилась. Неужели не смогла бы поднять еще
трех-четырех ребятишек?” Плачет и отвечает: “Смогла бы. Если бы я только знала!
Но я молодая была, некому было меня научить тогда.” Приходят и молодые и тоже
горько плачут от того, что убивали своих детей.

Приведем фрагмент стихотворения, написанного в тридцатые годы
покойным поэтом-любителем А. В. Терентьевым:

Овца беременна. Берут ее
С плодами радостными брака
И бьют
ногами чрево вздутое —
Овечий выкидыш каракуль.

Он шелковинками
кудрявится,
Он отливает нежным блеском.
Пальто из шкур его,
красавица,
Одень, жена или невеста.

Пальто надето. Губы стиснуты,
А
путь так короток и долог,
Туда, где встретит ее чистенький
В одежде белой
гинеколог.

Проходят матери со свертками,
И в каждом гукает
младенец.
Идут беременные с кроткими
Глазами будущих рожениц.

Но ей
не будет это знаемо.
Итак, все решено и что же?
Плод нежеланный, плод
скрываемый,
Ты будешь в чреве уничтожен.

И губы сжаты, как
приструганы,
Час наступает испытаний,
И падает твой взгляд
испуганный
На роковой инструментарий.

На весь набор, способный до
кости
Пронизать плоть на гибель клеток,
На мир испытанной
жестокости
Кривых, изогнутых предметов.

Но вот все кончено. В
каракули
Одевшись в путь бредешь обратный,
А врач кровавые
каракули
Счищает с ложки аккуратно.

А “то” могло бы вырасти милой, ласковой дочкой, или хорошим,
заботливым сыном. Может быть каким-то особенно одаренным, талантливым, а может
быть просто внимательным, нежным, любящим человеком.

Представим себе фильм ужасов, в котором некий маньяк приходит к
матери, протягивает ей остро отточенный нож и говорит: “Зарежь своего ребенка! А
если ты его не убьешь, я тебя убью!” Уверен, что любая мать согласится скорее
умереть самой, нежели лишить жизни свое дитя. Но чем же неродившийся ребенок
отличается от родившегося? Как же можно его лишать жизни?

Предположим что рождение ребенка недопустимо по медицинским
показаниям. Например, опасно для здоровья или жизни матери. Как быть? Если
зарождение жизни по каким-либо причинам опасно для жизни матери, то от супругов
требуется подвиг. Воздержание. Ну, представьте себе, что идет война, муж
погибает на фронте. И Церковь идеальным поведением вдовы видит в сохранении
верности покойному мужу — это идеал. Так и здесь, если жена не может иметь детей
— угроза для ее жизни неоспорима, супруг должен взять на себя подвиг
воздержания. Или, если жизнь все-таки зародилась, опять-таки речь идет о
подвиге. О способности отдать жизнь за своего ребенка. В Древнем Риме, языческом
и жестоком, в котором воинское служение ценилось чрезвычайно высоко, женщине,
умершей в родах, воздавались воинские почести, потому что она, как воин на поле
брани, отдала свою жизнь за другого.

Кроме того, нельзя забывать, что медицина не есть наука точная,
она только с большей или меньшей степенью вероятности предсказывает, что может
произойти. Пока этого не случилось, нельзя рассматривать медицинский прогноз как
неотвратимый приговор. Если плод погиб, тогда проблема снимается. Но если плод
жив, то нужно бороться до последнего. Это дело совести врача и матери. Известная
мне прихожанка рожала первенца, имея больные почки. Ребенок родился с ДЦП.
Естественно, что врачи запретили ей впредь даже думать о материнстве. Но после
этого она родила шестерых здоровых ребятишек…

Это замечательный случай, демонстрирующий силу веры этой
женщины. Сильную, искреннюю веру Господь не посрамит. Без воли Божьей, как
сказано в Евангелии, и волос не упадет с головы человека. Вера творит чудеса,
вопреки медицинским показаниям и, казалось бы, здравому смыслу. Если бы эта мать
поверила в инструкцию Минздрава, то не было бы этих шестерых детей. Конечно,
нельзя легкомысленно относиться к своему здоровью, здоровье — тоже дар Божий.
Современная медицина достигла великолепных успехов и пренебрегать ее диагнозами
и прогнозами неразумно, но все-таки она не может делать предсказания со сто
процентой достоверностью. Даже если прогноз достоверен на девяносто девять
процентов, никто не может утверждать, что не выпадет один неучтенный процент. Мы
знаем, что существует воля Божия, что Господь каждому человеку дарует то, что
необходимо для спасения его бессмертной души. И проценты, о которых мы говорим,
это всего лишь объективная научная данность. Но, какой шанс реализуется, зависит
от Бога, а не от науки.

Проблемы воспитания детей, преступность несовершеннолетних,
алкоголизм, наркомания глубоко связаны с нравственным, духовным состоянием
женщины-матери. Нравственность женщины определяет здоровье нации и ее будущее.
Каким оно будет зависит от того, смогут ли матери научить своих детей быть
добрыми, мужественными, трудолюбивыми, или они вырастут потребителями,
стремящимися лишь повышать уровень своего комфорта… Но чему хорошему может
научить своего ребенка мать, лишившая жизни его братьев и сестер?

источник