Меню Рубрики

Аборт в церковные праздники

Среди православных праздников выделяется день памяти святых мучеников-младенцев, что были убиты в Вифлееме по приказу Ирода. Они еще не знали, но уже пострадали за Христа. Этот день должен праздноваться особенно на территории России, потому что люди здесь ежегодно убивают до 6 млн. детей в утробе матери.

Каково отношение Церкви к абортам и как правильно поступить православным верующим? Подробные ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Верующие люди живут в государстве и должны соблюдать его законы и правила. Но что делать, если закон идет вразрез с церковными канонами и Божьими Заповедями? Следует ли менять отношение Церкви к абортам, если государство законодательно разрешает эту процедуру?

Аборт — искусственное прерывание беременности хирургическим путем или медикаментозным вмешательством. Греческий митрополит Мелетий написал книгу, в которой он цитирует адвоката: «Верным доказательством абсолютного нравственного падения нации будет то, что аборт начнет быть делом обычным и абсолютно приемлемым».

Это то, что сегодня можно наблюдать во всем мире, но если в Америке и Канаде верующие люди выходят протестовать, то в странах СНГ долго не было даже такого движения. Отдельные группы людей ведут деятельность, которая направлена на прекращение этой практики, на помощь женщинам, которые попали в трудную ситуацию и сомневаются, но официального законодательно оформленного движения нет.

Некоторые люди не знают позицию Церкви по этому вопросу, но не потому, что она ее не имеет, а потому что им выгодно притворяться несведущими. В то время как Церковь прямо заявляет: аборт — это убийство!

Церковь всегда рассматривала желание прервать беременность как тяжелый грех. По канону, аборт приравнивается к убийству, поскольку по Писанию жизнь человеку дает Бог и это Его дар, который надо с благодарностью принимать.

В Псалтыре царь Давид пишет:

«Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:15-16).

Пророк Иеремия также получил подтверждение от Господа:

«Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1. 5-6).

Разве это не четкое подтверждение того, что всякая жизнь от Господа. Кто такие люди, что позволяют покушаться на этот дар и отвергать его?

Наука подтверждает, что ребенок с первых дней в утробе развивается очень быстро и на 11 неделе уже имеет полностью сформированный скелет, внутренние органы и нервную систему, т. е. уже его сердце бьется, а он может ощущать боль. Поэтому, все утверждения, что пока ребенок не родился — он не живой, это ложь.

В документе «Учение 12 апостолов», древнем памятнике письменности Церкви, четко сказано: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Апологет Афинагор называет женщину, которая решилась на это — убийцей, святитель Василий Великий говорит, что тот, кто умышленно убивает плод во чреве подлежит осуждению как убийца и его слова подтверждаются 91 правилом 6 Вселенского Собора.

Таким образом, четко определяется позиция Церкви по отношению к абортам: делать аборты — страшный грех, а такая женщина считается убийцей и должна понести серьезное наказание за свой грех, как и отец ребенка и врач, совершивший процедуру.

При этом, сделанный втайне аборт дает право отцу расторгнуть брак. Что касательно врачей — Церковь ратует за предоставление им права отказаться от проведения процедуру по моральным убеждениям. Распространение и одобрение абортов воспринимается духовенством как признак угрозы человечеству и морального разложения общества.

Православная Церковь не дает благословение на производство аборта ни при каких обстоятельствах, но она не отвергает женщин, уже совершивших такой грех — они обязаны ходить в храм, служить Господу и неустанно просить у Него прощения за совершенный поступок.

Служители могут со снисхождением отнестись к прерыванию беременности только в том случае, если есть угроза жизни матери. Такая женщина не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но обязана исполнять покаянное молитвенное правило, которое определит ее духовником.

Молитвы для тех, кто сделал аборт:

Многие активисты за аборты, говорят, что это выход из сложной ситуации, в которую попала женщина. Но почему-то женщина не убивает себя в проблемах, она ищет выход и находит — убивает ребенка.

Существует масса свидетельств девушек, которых выгоняли мужья, парни и родители, узнав, что она ждет ребенка. Но они не делали аборт, а шли в храм, в социальные службы, центры помощи и рождали здоровых детей, которых им послал Господь. И Он не оставляет ни в какой ситуации, Он всегда дает не только решение проблемы, но и укрепляет в испытаниях и обильно благословляет.

Важно! Поэтому не следует отчаиваться и убивать дитя. Следует молиться и искать помощи, а Господь все усмотрит!

Существует масса вопросов, которые задают православные верующие и неверующие люди, которые напрямую касаются абортов и отношения к ним. Церковь старается дать ответы на все возникающие вопросы.

Самые распространенные из них:

— Существуют ли какие-либо инициативы в направлении, защищающем позицию Православной Церкви в вопросах аборта?

— Есть достаточное количество разных организаций, чья миссия — это защита ребенка в утробе матери. Среди них центр «Жизнь» и ЦОС по биоэтике при Московской Патриархии. Кроме того, почти каждая епархия имеет при себе подобную организацию. Но, для того, чтобы услышать официальную позицию Церкви не надо создавать организации. Достаточно спросить у любого священника или батюшки, чтобы узнать ответ. Кроме этого, прихожане должны сами иметь активную позицию и влиять на общество в своем круге общения.

— Что должно быть сделано вначале? Если пока нельзя официально запретить проведение абортов, можно ли изменить их статус пока?

— Абсолютное зло — это законодательное разрешение женщине совершать аборт. Пока общество не воспримет благожелательно запрет и это вызовет возмущения и протесты. Это путь раздора, но не мира. Поэтому для начала можно:

  • разделить места, где проводят аборты от роддомов, мест, где дети рождаются. Это цинично, совмещать эти кабинеты, где детей убивают и где им дают жизнь;
  • разделить также и специалистов;
  • запретить рекламу абортов в СМИ, Сети и по телевидению;
  • обязать абортарии предоставлять женщинам информацию, где она может получить социальную поддержку и психологическую помощь, если она не уверена в своем решении. Разрешить и распространить рекламу таких центров помощи в абортариях и женских консультациях.

Православие о деторождении:

— Что делать женщине, которую врач-гинеколог подталкивает к аборту, нагоняя страха и угрожая больными детьми и проблемами со здоровьем?

— Нельзя молчать о психологическом давлении и насилии. Если такое происходит с женщиной она, как минимум, должна оставить жалобу на такого врача его руководству, а как максимум — подать на него в суд.

Конечно, верующие должны быть смиренными, но не тогда, когда дело касается оскорбления и склонения ко греху.

Иисус сказал апостолу Петру «Отойди от меня, сатана!» (Мф. 16:21), когда тот пытался склонить его к неправильному поступку, поэтому верующие также не должны молчать.

источник

Тема абортов – трудная. Общественность, да и средства массовой информации, как правило, обходят ее стороной, а неоднократные попытки внести проект закона о запрете абортов на обсуждение в Верховную Раду Украины до сих пор оканчивались неудачей.

О реализации проекта «Спаси и сохрани».

Об опасных последствиях абортов официальная медицина часто умалчивает, а о том, что аборт является убийством, лишением жизни уже живущего в утробе матери младенца, вообще рассуждать не принято. Ну да, вещают священники. Но Церковь много чего говорит непонятного, например: молиться за врагов, прощать обиды, делиться с ближним, не воевать с соседом и не презирать его за то, что он другой национальности и изъясняется на другом языке… А также – не отдавать свою душу в объятия политической пропаганды, но слушать голос Бога и исполнять Его законы. В Церкви на первом месте стоит «возлюби», а далее – «не убий»…

Говорят, что у человека, пролившего невинную кровь, душа чернеет и начинает со временем болеть. Каковы же терзания молодой женской души, по ведению или неведению оборвавшей жизнь своему собственному ребенку?

Автору этих строк довелось общаться с одной мантийной монахиней, 20 лет с лишним проживающей в обители и ежедневно молящейся о своем далеком грехе молодости, который и подвиг ее оставить мир, двоих уже взрослых детей и принять иноческий постриг. Терзания души ее были столь велики, что боль от содеянного преследовала многие годы, так что она ежедневно совершала молитвенное правило за совершенный грех детоубийства во чреве и выполняет его по сей день…

Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Макариевской общины протоиереем Владиславом Софийчуком, в приходе которого, следуя давней традиции, берущей начало еще с довоенного времени прошлого века, ведется духовно-попечительская деятельность с женщинами, совершившими аборт, как правило, по неведению, а потом раскаявшимися в этом страшном грехе.

Протоиерей Владислав Софийчук

– Количество подобных трагедий, происходящих ежедневно в стране, сосчитать трудно, – говорит о. Владислав. – Известно, что на 100 новорожденных приходится 149 абортов. Т. е. рождаемость в Украине могла быть в два с лишним раза выше и численность населения не сокращалась бы так стремительно. Ежегодно количество наших сограждан уменьшается на 300 тысяч человек, что равнозначно населению такого областного центра, как Черновцы. Это в масштабах страны.

Представим себе семью, члены которой умертвили собственных детей: может ли в этом доме витать благодать Божия? А теперь представьте народ, который ежедневно убивает свое будущее поколение – может ли он быть счастливым и богатым.

В советское время аборт был официально разрешен и относился к категории добровольного «регулирования количества детей в семье». Бытовала даже некая «норма»: в семье должен быть один ребенок (особенно в городах и почему-то, как правило, у интеллигенции), реже – два, а еще реже – три. Рождение более четырех детей относились к разряду подвига с присвоением звания «матери-героини»… Новые беременности прерывались. А точнее – младенцы убивались…

И никто при этом не считал количество покалеченных женских душ, которые через определенное время начинали томиться от сознания содеянного. А если узнавали еще, что аборт – это тягчайший грех перед Богом и по тяжести является убийством человека, искали способ, как загладить его. И не находили…

Об этом много размышлял и говорил в свое время один замечательный киевский священник Георгий Едлинский.

Отец Георгий Едлинский. 1987 г.

Справка: Георгий Михайлович Едлинский (1902–1988) – сын священномученика протоиерея Михаила Едлинского. Начальное образование получил в школе-приюте, которую построил и содержал на церковные деньги его отец при Борисоглебском храме. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924–1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но, как сын служителя Бога, был исключен. В 1941 г. Георгия Михайловича рукоположили в сан священника и назначили настоятелем Воскресенского храма г. Киева. С 1945 г. до конца жизни (+1988) – служил в Макариевской церкви г. Киева.

Жизни этого уникального пастыря нужно посвящать отдельные публикации. Скажем лишь, что после окончания войны в 1941–1945 гг. Макариевский храм, укрывшийся между рощами и ярами киевской древней Татарки, стал местом молитвы многочисленной интеллигенции, посещавшей его втайне от бдительного атеистического ока КГБ. В беседах с прихожанами о. Георгий, преподаватель Киевской духовной академии, образованнейший человек, молитвенник и духовник, часто поднимал тему абортов и стремился донести до прихожан понимание и осознание греха детоубийства. Мало того, он окормлял женщин, раскаявшихся в этом грехе, налагал на них епитимию, а на себя брал подвиг молитвы о них, прося у Бога прощение о содеянном и духовного укрепления покаявшимся. Конечно же, приснопамятным батюшкой Георгием двигали любовь Христова и огромное сострадание. Эти качества он унаследовал от своего отца, священномученика, расстрелянного в 1937 году. Михаил Едлинский известен был не только в Киеве, но и по всей России того времени, славился духовными дарами, опекал людей, страждущих недугом пьянства. Аборт в то время карался законом, и все же подпольно такие преступления совершались, и о. Михаил также вымаливал несчастных грешниц, если те приходили к нему с покаянием. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжавшим к нему с Украины паломникам говорил: «Что вы ко мне едете? У вас в Киеве есть великий молитвенник о. Михаил Едлинский…»

Макариевский храм был известен православному Киеву сталинско-хрущевского, а затем и брежневского периода. Когда о. Георгий был уже совсем слаб, его еще при жизни сменил новый настоятель о. Анатолий Затовский, также прослуживший здесь много лет уже после смерти о. Георгия и передавший ныне эстафету настоятельства о. Владиславу Софийчуку, который следует традиции отцов Едлинских.

Мы продолжили беседу с о. Владиславом.

– Жизнь человека начинается с момента ее зачатия, – говорит священник. – Бог дает эту жизнь, и только Он имеет право ее забирать. Мать не имеет права распоряжаться зарождающимся в ее чреве ребенком, но посягает на эту жизнь. Ничем иным объяснить это невозможно, иначе как потемнением разума! Если бы женщина понимала, что творит, совершает настоящее убийство – она никогда бы на это не пошла.

Но если женщина осознает тяжесть этого страшного греха, приходит в Церковь, Господь принимает ее покаяние. Ситуации не исправишь, ребенка не вернешь, но покаяние может сгладить этот грех. Вот почему идут в наш храм женщины на исповедь. Как вы уже упомянули, не мы начали эту традицию. В Макариевский храм приезжали люди со всей России еще в 40-е годы, когда настоятелем церкви был Григорий Едлинский. Кроме того, что батюшка отпускал этот грех, он брал на себя труд индивидуальной сугубой молитвы за каждую женщину. При необходимости налагал епитимию. И сейчас приезжают автобусами из Белоруссии, едут и из дальнего зарубежья.

– А откуда пошли разговоры о том, что можно крестить умерших детей?

– Раньше, во времена дефицита, была традиция: женщины, приезжающие на исповедь в Макариевскую церковь, привозили с собой отрезы ткани и крестики. Из материи шили пеленки, наволочки, простынки и отдавали в детские дома, а крестики (тогда они были в особом дефиците) надевали крестившимся здесь младенцам. Возможно, женщины ассоциировали эти действия с крещением нерожденных детей. Наверное, отсюда и пошла эта молва.

– Как показывает практика, почему женщины совершают этот грех?

– Большей частью по неведению. Я даже записывал, что происходит с ними впоследствии, какие терзания они испытывают. Некоторые видят нерожденных детей во сне. Когда работаешь с этими женщинами постоянно, им открываются многие вещи. Начинается все с исповеди, после которой читается разрешительная молитва и молитва «Егда извергла отроча волею и неволею»… Даются наставления, а на 40 дней налагается епитимья. Но вот проходит определенный период покаяния, женщины 40 дней читают акафист «Не убий», их душа оживает.

Тема сложная и важная. Что толку клеймить эту женщину? Если человек раскаивается и приходит к нам, Церковь протягивает ему руку, в каком бы падшем состоянии он ни находился. Ведь первым в рай вошел разбойник. Но это не значит, что Макариевская церковь – какой-то эксклюзив. Нашу церковь отличает лишь то, что у священников есть богатый опыт, поскольку они сталкиваются постоянно с этой проблемой и могут больше помочь человеку.

– А мужчина должен нести епитимию?

– Конечно, и мужчина должен идти и каяться в этом грехе, нести ответственность за случившееся. Иногда он даже больше виноват. Бывают случаи, когда мужчина подталкивает женщину на этот шаг своим поведением, и ей кажется, что она не в состоянии тянуть и мужа, и детей, или просто оставляет ее в таком бедственном положении. Мы даем им читать 40 дней покаянный канон Иисусу.

– Много ли женщин приезжает в церковь с этим грехом?
– Практически на каждой службе есть такие страждущие. Я занимаюсь этим, как настоятель. Раз Господь поставил меня на это место, я должен нести это послушание.

– Батюшка, расскажите об иконе Божией Матери «Скорбящей о младенцах, во чреве убиенных».

– Наш храм стала посещать некая Татьяна, которая в молодости сделала аборт и мучилась этим долгое время. Она постоянно причащалась у нас, участвовала во всех мероприятиях, связанных с этой проблемой и организуемых нашим приходом, чтобы загладить как-то свою вину. Как-то раз находясь за городом, думая об этом, на камушке вдруг увидела очертание иконы, как бы композицию ее. Пришла к нам посоветоваться, что делать. Я предложил найти ей художника-иконописца, и, если икона будет достойна, сможем получить благословение от Блаженнейшего Митрополита Владимира и поставим ее в нашем храме. Она нашла иконописца Георгия, который отказался от денег, потому что, когда его мама носила во чреве, хотела сделать аборт. Он сделал в цвете эскиз и икону в благодарность Господу и Божией Матери, которые удержали ее от этого шага.
И потом мы получили позитивную резолюцию от Блаженнейшего, его благословение на написание иконы…

– А Всеукраинский противоабортный Крестный ход.

– Буквально через неделю после благословения Блаженнейшего ко мне пришли православные родители, которые узнали, что мы занимаемся противоабортной деятельностью. За два года до нашей встречи они получили благословение старца Ионы и Белоцерковского Амфилохия на проведение Крестного хода по всей Украине, призывая к покаянию людей за совершенный грех аборта. Они показали мне икону не каноническую, на которой младенцы изображены с нимбами (это нарушение канона). Я им объяснил, что с этой иконой мы не можем выполнить это благословение, но у нас есть иконописец и эскиз иконы. Георгий написал эту икону, мы сделали в Лавре для нее киот, и уже на Маковея служили у нас молебен. А потом состоялся этот уникальный Крестный ход, участники которого в течение года прошли пешком от Луганской области через Киев до Закарпатья, потом машиной доехали до Чернобыля, через Крым. Об этом были публикации в православной прессе.

– Батюшка, скажите несколько слов о том, что еще делают Церковь и ваш приход в этом направлении?

– Важно помочь женщине, которая сделала аборт, но еще важнее не допустить, предотвратить этот шаг. Мы создали движение «Спаси и сохрани». Одна из составляющих этого проекта – просветительская деятельность: раздаем бесплатно печатный материал, объясняющий пагубность греха аборта. Это брошюры, листовки, наклейки, журналы, которые распространяются по областям Украины. Например, в Чернигове по благословению владыки Амвросия была проведена акция «Неделя без аборта». Городской транспорт был расклеен просветительскими листовками и плакатами. В течение недели в больницах врачи отказывались делать эту операцию (по медицинским показаниям). Владыка сам ходил по всем учебным заведениям со священниками, врачами.

Также проводим различные акции на государственном и общественном уровне. Например, распространяем с помощью волонтеров листовки у роддомов и женских консультаций. Совместно с представителями других конфессий разработали проект по предотвращению абортов и пытались в 2010 году провести его через Министерство здравоохранения. Была проделана огромная работа, разработана целая концепция, мы нашли верующих людей в министерстве…

Но на последнем этапе чиновники спустили все на тормоза. Наше законодательство утверждает, что жизнь начинается лишь в момент рождения, официальная медицина не готова признать, что эмбрион, зародыш – это уже начало человеческой жизни.

Читайте также:  Средства сокращающие матку после аборта

Но мы знаем, и об этом говорит Писание и учит Святая Церковь – жизнь человека начинается в момент зачатия. Жития святых рассказывают нам, как святые младенцы реагировали на молитву в утробе матери. Мы помним, как взыграл в утробе святой праведной Елисаветы младенец – будущий Иоанн Креститель Господний, когда к ней пришла Дева Мария. Именно взыграние младенца будущего Иоанна во чреве совпало с бессмертными словами Богородицы, Которая также несла в Себе зачатого от Духа Святого Спасителя мира, Господа Иисуса Христа: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем… И отныне ублажат Мя вси роды…»

источник

Как Церковь относится к аборту по медицинским показаниям

Мне, как священнику, был задан такой вопрос: «Как Церковь относится к аборту по медицинским показаниям? Дело в том, что я врач-гинеколог и на моей практике были случаи, когда роды запрещены. Так, например, когда известно, что женщина не перенесет родов или при некоторых онкологических заболеваниях-патологиях, неправильном формировании плода (когда ясно, что плод не выживет). Что Православная Церковь говорит об этом, и является ли это абортом в полной мере, и соответственно, тяжким грехом»? На этот вопрос я дал ответ, который, думаю, полезно опубликовать и на РНЛ:

Аборт — это убийство ребенка собственном матерью еще во чреве, т.е. чудовищное преступление. Все перечисленные вами медицинские случаи вполне попадают под это определение. Поэтому данное преступление остается чудовищным преступлением несмотря на те или иные медицинские показатели. Это общий ответ на ваш вопрос.

Теперь поочередно разберем вашу сомнительную аргументацию в пользу абортов, из коей явно торчат рожки корпоративного интереса. Вот, например, вы утверждаете, что аборт надо делать «когда плод не выживет». Но ведь в случае аборта он наверняка не выживет! А что касается предварительных медицинских данных по этому поводу, то они вполне могут быть и ошибочными. Довольно часто бывает так, что ребенок, который ошибочно был приговорен врачами к смерти или увечью, рождается вполне здоровый.

У меня, к примеру, был такой случай, когда одна моя прихожанка, будучи беременной, пришла ко мне вся в слезах, ибо гинекологи сказали ей, что ее будущий ребенок будет инвалидом и вообще скоро умрет. Поэтому, мол, надо делать аборт. Я ее успокоил, благословил на роды. Теперь этот мальчик уже юноша, мой крестник. А она после него родила еще одного вполне здорового ребенка.

И потом, даже если рождается инвалид, который недолго будет жить, для православных матери и отца он также их дитя; он человек — образ и подобие Божие, который имеет право на эту, земную жизнь (пусть она будет и короткой), а также имеет право на жизнь вечную. Коей, как это ни странно выглядит, ему достичь гораздо легче, чем здоровому ребенку, который проживет долгую жизнь.

Ибо в течение своей длинной жизни таковой, столкнувшись со множеством соблазнов и искушений, легко может погубить свою душу. А душа тяжело больного младенца после его смерти идет в рай, лишь бы за его короткую жизни родители или родственники успели бы его крестить в Православной Церкви. И ничего удивительного в такой кажущейся легкости войти в Царство Небесное нет: Господь воздает таковому преждевременно умершему младенцу за утерянную им земную жизнь и утерянные земные блага, воздает ему небесной жизнью и небесными благами. Так что не надо (в том числе и врачам) презирать сих младенцев и обрекать их на смерть телесную и духовную абортами из-за их телесных недостатков, ибо таковых, как сказал Господь, — Царство Небесное.

А ведь душа абортированного ребенка (что бы там не говорили некоторые) идет в ад, поскольку он не крещен, и крещение над ним произвести невозможно. Вот и сравните разницу между адом для абортированного младенца и раем для дитя, сохраненного матерью, даже если он и действительно родится инвалидом и скоро умрет! Так что, как видите, с позиций Церкви и духовной жизни все это выглядит иначе, чем у некоторых современных врачей.

Теперь несколько слов о другом вашем сомнительном аргументе, о том, что роды по медицинским показателям могут угрожать здоровью матери и даже ее жизни. И здесь все далеко не так однозначно, как утверждает медицина. Ибо в таком случае перед женщиной возникает нравственная дилемма: идти на риск и рожать, или, совершив тяжкий грех, убив дитя во чреве, возможно, «остаться живой и здоровой».

Верующие, православные женщины гораздо чаще решаются на первое, т.е. на такие рискованные роды. И очень часто все для них заканчивается благополучно, ибо сие деторождение совершается с верой и молитвой, коими компенсируются телесные недостатки.

А что касается болезней беременности и деторождения, то медицине не надо и чрезмерно драматизировать эти моменты как нечто совершенно недопустимое — ведь это естественное состояние любой женщины-будущей матери. Ибо всему женскому роду в лице праматери Еве, после ее грехопадения, Господь сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3,16).

Но Тот же Господь в утешение женщине сказал об этом и другое: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). И вот, чтобы получить эту необыкновенную радость настоящая женщина-мать, особенно женщина-христианка идет на болезни, скорби деторождения и даже на риск даже собственной смерти! И таким образом спасает свое дитя и собственную душу, ибо, как говорит апостол Павел, «жена. спасется через чадородие, если пребудет в вере и в любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).

И потом, аборт — это что, некая «исцеляющая» операция?! Наверно, далеко не всегда; очень часто аборты приводят в болезням и даже смерти женщин, возможно, даже чаще, чем роды. Ибо последние — естественное дело, а аборт — противоестественное.

Но это все предыдущее написано в предположении, что медики, обрекающие женщин на аборт по медицинским показателям, — люди добросовестные. А разве это всегда так?! Разве нет сейчас разных сил и фондов, часто зарубежного происхождения, которые из тех или иных целей специально поощряют у нас аборты, в частности, финансируя абортарии и их апологетов, в коих своим вопросом, вольно или невольно, вписались и вы?! Причем, цели этих деятелей крайне недоброкачественные: здесь и желание сократить «неполноценное» (с точки зрения некоторых фактически фашиствующих лиц) население; и желание получить ценный (в денежном отношении), как они говорят, «абортивный материал», т.е. останки несчастных убиенных младенцем, а чаще то и другое.

О чем, кстати говоря, довольно часто сообщалось на и РНЛ.

источник

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

источник

Мы обращаемся к тяжелой теме, и здесь я не хочу повторять многое из того, что уже было написано про аборты, — сейчас есть масса хорошей просветительской литературы. Остановлюсь лишь на описании современной практики пастырского попечения о женщинах, сделавших аборты, т.е убийство собственного дитя. И здесь хотелось бы осветить следующие моменты:

1. Позиция Церкви по вопросу абортов, изложенная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

2. Практика исповеди и епитимьи согрешивших абортом (с использованием опыта прот. Димитрия Смирнова, прот. Артемия Владимирова, свящ. Максима Обухова, свящ. Павла Гумерова).

3. Церковная икономия в так называемых «тяжелых случаях».

***1. Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

«С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей (т.е. когда есть дети, которые могут остаться без матери, а не потому, что «женщина уже рожала» — иг. Т.), в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака… Грех ложится и на душу врача, производящего аборт… Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести».

2. Практика исповеди и епитимьи согрешивших абортом

Основываясь на практике современных духовников, можно выделить следующие стадии покаяния согрешившей абортом:

1) Прежде всего, поняв и прочувствовав всю тяжесть и греховность содеянного, женщине нужно даже в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения в будущем. При этом в содеянном следует винить саму себя, а не трудные обстоятельства, не вердикты врачей, не дружные усилия родственников, толкавших ее на убийство ребенка.

Надо отметить, что есть немало матерей, считающих, что они имели полное право так поступить, а потому и не испытывающих мук совести. У многих таких женщин совесть сейчас молчит, но она непременно даст о себе знать позднее, когда придут старость, болезни, приблизится смерть. И это будет страшным мучением для них, ведь тогда уже будет поздно жалеть, пытаться что-то сделать, что-то исправить. Для таких женщин пастырское попечение должно выражаться в приведении к покаянию через объяснение всей тяжести греха аборта. И не только в проповедях в храме, но и максимально возможной разъяснительной работе в обществе.

2) Женщина должна полно и с глубоким сокрушением исповедовать содеянный грех, сказав священнику, сколько нерожденных детей было ей убито, и каяться при этом даже в выкидышах — этих несчастиях супружеской жизни, которые, тем не менее, нередко бывают обусловлены либо сделанными ранее абортами, либо нежеланием сохранять ребенка во чреве. И не секрет, что даже один сильный душевный импульс может привести к извержению плода из чрева матери. Кроме того, надо осознать и принести покаяние в покушении на самоубийство и нанесение вреда своему здоровью, потому что аборт часто приводит и к таким последствиям.

Многие женщины, особенно в сельских районах, где священник знает всех лично, по именам, стыдятся признаться в этом страшном грехе, и часто скрывают это преступление перед ним, чем еще больше усугубляют свое сложное душевное состояние, потому что добавляют ко всему прочему кощунственную по сути исповедь. Очень важно понять, что нельзя стыдиться в покаянии, а, напротив, необходимо открыть перед священником свой грех, что нет такого греха в мире, кроме греха против Святого Духа, которого бы Господь не простил. И тогда тяжелейшее состояние страха, стыда, мучений, домыслов, терзавшее женщину до исповеди, покинет ее, и она с радостью примет и выполнит назначенную священником епитимью.

3) Покаявшись в этом грехе у креста и Евангелия, следует получить у священника епитимью, покаянное правило, которое надо совершать со всей тщательностью, чтобы душа, израненная грехами, обрела возможную чистоту и цельность.

Как правило, жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями. Здесь могут быть и одиночество, и бездетность, и семейные проблемы, и трудности с воспитанием детей, иногда даже их потеря, и расстройство душевного и телесного здоровья, и бедность, а, бывает, и нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего ощущения зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с искренним покаянием и сокрушением сердца, приходит и прощение. При этом было бы неправильно считать, что женщина наказала сама себя и, значит, пусть дальше будет всю жизнь мучиться. Задача пастырского попечения — рекомендовать ей дела покаяния, которые облегчили бы ее совесть и укрепили надежду.

Епитимия кающейся в абортах сейчас назначается в частном порядке, но при этом полезно объяснить, что Святая Церковь по древним канонам за аборт отлучала от Причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Да, сегодня это правило не применяется, но необходимо понимать, что аборт — один из самых тяжких грехов. Епитимия носит не искупительный (выполнила — и как будто ничего не было), а дисциплинарно-исправительный характер, и соразмеряется с духовным и телесным состоянием кающейся, при этом бывает строго индивидуальна. Епитимия, данная одной женщине, не может быть автоматически перенесена на всех. В каждом случае учитывается возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающейся и многое другое, включая и внешние обстоятельства.

При назначении епитимии нужно помнить, что никакой «молитвы от аборта», автоматически снимающей грех, не существует (а ведь порой женщины пытаются оправдывать себя, сообщая, что «на все аборты я молитвы брала»). Чинопоследование из Требника «Молитва жене, егда извержет младенца» относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (к примеру, при поднятии тяжестей), но отнюдь не к намеренному искусственному прерыванию беременности. И, разумеется, не могут считаться достаточными для «автоматического искупления» греха раздача какого-то количества комплектов детского белья, детского питания, постановка определенного количества свечей — подобные суеверия имеют активное хождение в обществе.

Надо заметить, что священник не всегда может дать такую строгую епитимию, которая отвечала бы данному греху. Священник оценивает духовное состояние женщины и решает, какую епитимию назначить, исходя из всех условий. Иногда можно спросить женщину, какую епитимию она сама хотела бы для себя. Если женщина желает понести епитимию, которая, по ее мнению, принесла бы пользу или успокоила ее душу, и если это не противоречит канонам Церкви, то священник может ее благословить.

Епитимьи могут быть такими:
— определенное количество поклонов каждый день на протяжении года с молитвой «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешную»;
— чтение покаянного канона ко Господу Иисусу Христу в течение сорока дней или акафиста для женщин, которые сделали аборт;
— молитвы, читаемые в определенное время, назначаемое священником;
— дополнительный пост в те дни, когда пост не установлен;
— можно читать три раза в день пятидесятый псалом, опять же в течение определенного времени и т. д. Особое внимание надо уделить регулярному чтению Евангелия.

Читайте также:  Таблетированный аборт как это происходит

Священник, как духовный врач, может прислушаться к пожеланиям кающейся, назначая епитимью, которую он видит на данное время подходящей.

Самое действенное средство — посещение богослужения, Святой Литургии, на которой женщина может заказывать поминовение, но (увы!) не за своего ребенка, погибшего некрещеным, а за детей других матерей, или же о здравии и благополучном родоразрешении беременных. Если этими молитвами спасется хоть один ребенок, можно надеяться, что Господь не вменит женщине прежнего греха.

4) Что женщина может еще сделать, кроме искренней исповеди и выполнения епитимии, назначенной священником?

Вспомним апостольские слова: «Жена (…) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15). Исходя из этого, можно было бы сказать, что те, кто избавлялся от детей, должны, принеся покаяние, их рожать. Но, к сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства из кающихся женщин уже закрыт: либо из-за физиологических возрастных изменений, либо из-за влияния последствий абортов на женский организм. Но бывает, что у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, есть взрослые дети, которые тоже делают аборты. И тогда пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали своих детей, а рожали.

Есть и еще один способ облегчить свою совесть. Каждый день в нашей стране убивают несколько тысяч нерожденных младенцев. По молодости, по глупости, по незнанию, находясь в сложной жизненной ситуации, испытывая давление родственников или любимого (!) человека, или потому, что «любовь прошла», а то и просто потому, что кто-то посоветовал… И в этой трудной ситуации рядом очень часто нет человека, который сказал бы правду.

Этот труд — объяснение всей пагубности и последствий аборта — может взять на себя женщина, сама испытавшая тяжесть греха детоубийства. Иногда достаточно проявить человеческое участие, любовь, правдиво рассказать о необратимых последствиях аборта, о том, как может это повлиять на жизнь женщины и взаимоотношения в семье, да и, в конце концов, просто объяснить, что это грех (многие ведь даже этого не понимают!). Бывает, что небольшой материальной помощи, покупки вещей, необходимых к рождению малыша, достаточно, чтобы предотвратить убийство ребенка. И дело здесь не только в стоимости самих пеленок, а в участии, сочувствии, сострадании, в пробуждении в душе женщины радостного ожидания будущего материнства. Подумайте, ведь иногда так легко спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков! В Послании св. апостола Иакова читаем: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). Приведем и другие слова из Священного Писания: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч. 24, 11). Понятно, что, спасая нерожденного ребенка от смерти, мы спасаем человеческую жизнь, а значит, покрываем и свои грехи.

Все это относится не только к женщинам. Такую же, равную или даже большую ответственность несет и мужчина, который дал согласие на убийство своего ребенка или настоял на этом. Ему, как и женщине, нужно исповедаться в этом грехе и придерживаться советов, которые даст ему священник на исповеди. Если женщина, сделавшая аборт, не замужем, то ей, кроме сказанного выше, необходимо покаяться на исповеди и в этом. Это касается также и тех, кто живет в так называемом «гражданском браке» (не путать с зарегистрированными в ЗАГСе отношениями). Ведь здесь имеет место нарушение уже двух заповедей: «Не прелюбодействуй» и «Не убей».

Хотелось бы сказать и о тех, кто помогает делать или делает аборты, — о врачах или знахарях, которые уже «наладили конвейер». Если они не покаются и не прекратят эти свои страшные дела, то на Страшном Суде Господь спросит их о каждом убитом ребенке. Этих людей можно отнести к особой категории лиц, с огромным трудом приходящих к покаянию. И если большинство их пациенток, в конце концов, приходит к покаянию, то кающихся и вставших на путь исправления сотрудников абортариев, к сожалению, можно по пальцам пересчитать. Неужели они никогда не содрогались от вида умерщвленных и исторгнутых ими бессловесных младенцев?

3. И, в заключение, хотелось бы поговорить о принципе икономии и так называемых «тяжелых случаях».

Есть ли в ситуации с абортами хоть какая-то возможность для послабления? К примеру, если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения или имеются патологии плода, наличие противопоказаний для родов? Или если будущая мама сама почти подросток, и «все эти коляски и пеленки» могут стать для нее «обузой» в построении жизненной карьеры? Неужели современная медицина не вправе оказать ей «квалифицированную» помощь в этой проблеме? Вопрос, почти созвучный вопросу классика о счастье на слезинке ребенка. И ответ на него Православие может дать только отрицательный! Пято-Шестой Вселенский Собор однозначно признал аборт убийством, а беременную женщину, согласившуюся на него, и того, кто совершает аборт, убийцами (Правило 91).

Там, где речь идет о человеческой жизни (при условии, что эта жизнь не является прямой угрозой ни для какой другой жизни и/или не подвергается опасности при попытках спасти другую жизнь), никакие действия против этой жизни не могут быть предприняты вне зависимости от того, при каких обстоятельствах произошло зачатие или какой может оказаться жизнь ребенка после рождения.

Несомненно, что даже в случае изнасилования, кровосмешения или «дефектов» плода, понятие икономии не может быть применено для оправдания аборта, так как аборт является нарушением шестой заповеди и заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя», которую Христос назвал второй главной заповедью.

Неродившийся малыш — самый беззащитный из людей, из наших ближних, и у нас нет права убивать его. И мы не можем позволить женщине, тоже нашей ближней, подвергать опасности свое тело и душу, совершая грех аборта. Как бы мы не называли нерожденного малыша -«плод», «эмбрион» — это человеческое существо, созданное по образу и подобию Божиему, с самого начала своей жизни находящегося под защитой Божественной Любви. Ни обстоятельства, при которых он был зачат, ни его физическое и умственное состояние не меняют его достоинства в глазах Божиих, поэтому наша обязанность — защищать его жизнь и его мать от происков лукавого.

С другой стороны, если во время беременности появляется не мнимая, но реальная угроза для жизни женщины, разрешается предпринимать шаги для ее спасения, даже если они могут привести к трагедии — самопроизвольной гибели ребенка внутри материнской утробы.

Нельзя не упомянуть и то, что в женских консультациях нередко уговаривают сделать аборт по медицинским показаниям. Подчас не слушая возражений, выписывают направление на аборт, в том числе на поздних сроках. В качестве «несокрушимых» аргументов начинают говорить о противопоказаниях, страшных патологиях плода и т.д. Что делать православным в таких случаях? Не бояться никаких «страшилок» и не опускать руки, поверив всему, что говорится. Если поставлен неблагоприятный диагноз, нужно приложить все усилия, чтобы все перепроверить, проконсультироваться у других врачей, в крайнем случае — найти деньги, обратиться в платную клинику. Нельзя верить первому встречному. Врачи — тоже люди, они не являются непогрешимыми, вполне могут ошибаться и далеко не всегда — злонамеренно. К примеру, с помощью столь широко распространенной ультразвуковой диагностики очень часто неправильно определяют пол ребенка, да и пользуются этим методом нередко без необходимости и не очень квалифицированно.

Бывает, что в результате некорректных интерпретаций исследований патологию определили, в результате перепроверки диагноз сняли, а будущая мама от услышанного давно уже находится на грани нервного срыва. Надо ли объяснять, насколько это вредно для плода?

Даже если диагноз подтвердился, не стоит преждевременно паниковать. Многие родили не одного ребенка, имея в анамнезе очень серьезные медицинские противопоказания.

Верующим, православным людям, даже при весьма мрачном прогнозе, нет выбора: рожать или не рожать. Если при родах случится самое страшное, такой поступок Господь примет как мученический подвиг.

Большинство женщин делают аборт, «не ведая, что творят». Современные средства массовой информации навязывают нам состояние сна разума и иллюзий. Врачи, направляя на аборт, успокаивают, рассказывают «жизненные истории», называют убийство «чисткой», «прерыванием беременности», «восстановлением менструального цикла» и т.д. Другими словами, делается все, чтобы не называть вещи своими именами. В реальности ни один врач не может верить в то, что «эмбрион является частью тела матери». Все врачи учились в медицинском институте, все они знают, что часть тела никоим образом не может иметь независимую кровеносную систему, кровь которой не смешивается с кровью матери, а иногда бывает и другой группы.

Можно пожелать будущим родителям трезво, спокойно, разумно относиться к тому, что навязывают им СМИ, советуют «доброжелатели», друзья/подруги. В сомнительных случаях всегда можно подойти к священнику со своими сомнениями и страхами и получить совет. И, конечно, нельзя забывать о необходимости усиленной молитвы, испрашивании помощи Божией и о благодатной силе церковных Таинств, дающих нам силу справляться со всеми тяжкими испытаниями.

Аборты, как таковые, в древности существовали, поскольку о них говорит Аристотель, Гиппократ, Овидий. Древние израильтяне не жили в вакууме и не могли не знать о существовании аборта. Наверняка они были распространены не только в греко-римской цивилизации, но и среди народов, непосредственно окружавших Палестину. Тем не менее искусственный, преднамеренный, аборт не упоминается в Законе и пророках. Это говорит о том, что древнему еврею не могло даже прийти в голову уничтожать свое потомство таким чудовищным образом. И это даже при том, что иудеи нередко отступали от Бога, предавались идолопоклонству и т.д.

В Библии абсолютно ясно и недвусмысленно прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия:

«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» (Ис. 44:2).

«Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. » (Пс.138:13-14).

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер.1:5).

Так, Иоанн Креститель «и Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей»(Лк.1:15).

«Господь призвал меня от чрева … И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе.. »
(Ис. 49:1-5).

Апостол Павел говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею…» (Гал.1:15).

«Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его, и равно образовал нас в утробе ?» (Иов. 31:15).

Исааку наречено имя прежде его зачатия: «Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него»(Быт.17:19).

Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк.1:13). Он еще во чреве матери своей взыграл приветствуя только на днях зачавшегося от Духа Святого Богомладенца во чреве Пресвятой Богородицы. Он уже проявляет свое ведение, сознание и личность, хотя ему еще 6 месяцев во утробе матери!

Во время Благовещения ангел Господень нарекает имя Богомладенцу прежде его зачатия от Духа Святаго: » И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:31).

Нет никакого сомнения, что Библия ясно говорит о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, аборт, на каком бы сроке он не производился, является убийством.

Заповедь «Не убивай» (Втор. 5:17) вне всякого сомнения относится и к нерожденным детям.

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин.3:15).

«Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти» (Числ. 35:16).

«Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души. А Твоей руки невозможно избежать» (Прем. 16:14-15).

«Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, — Ты восхотел погубить их руками отцов наших» (Прем. 12:2-6).

источник

«Не будь побежден злом,но побеждай зло добром»

Как отказаться от проведения аборта православному гинекологу? Как женщине обследоваться во время беременности, избежав направленной на аборт пренатальной диагностики? В чем смысл жизни среди нас детей-инвалидов? На эти и другие вопросы отвечает священник Игорь Фомин, настоятель проектируемого храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, отец четырех детей, имевший опыт работы в Комиссии по церковной социальной деятельности в качестве руководителя направления по работе с многодетными семьями.

— Русский народ всегда относился к власть имущим с уважением, какое-то восхищение выражал перед ними, и это, скорее всего, от внутренней гармонии между Словом Божием и повседневной жизнью, от сочетания Небеснаго и земнаго в жизни народа русского. Апостол Павел говорит, что «вся власть от Бога» и мы свято это чтим. Но когда диссонанс между поведением власть имущих и путями Божиими становится нетерпим, когда наш народ понимает, что его ведут не в Царствие Божие, а, в лучшем случае, не пойми куда, то конечно первая форма предупреждения властей есть всеобщая декларация своих убеждений, призыв услышать и разобраться в наших требованиях и как уж крайняя мера — Марш. Декларировать же мы должны наше отношение к традиционному подходу к воспитанию детей, к семейным традиционным вопросам, да и вообще просто к христианской нашей вере, к тому, что должно быть незыблемым. Аборты, то есть убийство детей, до большевистского переворота в 1917 году всегда было чуждым явлением на Руси, как и в других христианских странах.

По поводу абортов… действительно, мы клеймим позором Ирода, который вырезал христианских младенцев, когда пытался преследовать Христа. По одним оценкам, в Вифлееме было убито 20-30 детей. Вифлеем был маленьким городком. У нас же сейчас в России совершается около 1,5 миллионов абортов в год. Подсчитайте, сколько детей ежедневно убивают в России. Ирод в сравнении с этим выглядит всего лишь ребенком. Мы просто погрязли в этой крови. Что будет ждать Россию в будущем, если она зиждет свои принципы жизни на абортах? «Мне тяжело будет жить с ребенком», — говорит зачастую молодая женщина. Гулять ей было не тяжело, а с ребенком — тяжело. И при таких взглядах, естественно, ей будет тяжело с ребенком, и она его убивает.

Или ребенок родился, а она считает: «Я еще молодая, не нагулялась», и — в детский дом. Что будет ждать Россию в будущем? Мне кажется, если ситуация не изменится, никакого будущего у нас быть не может. Только чудо Божие может тогда спасти Россию.

— Жизнь нерожденных младенцев в России в основном защищают Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии и медико-просветительский центр «Жизнь». Существуют ли еще какие-либо инициативы в этом направлении, которые Вы, батюшка, знаете? Можно ли в этой области применять наставление апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»?

— Существует много организаций, кроме центра «Жизнь» и ЦОС по биоэтике при Московской Патриархии, почти в каждой епархии есть такие организации, которые занимаются так или иначе вопросами, о которых мы говорим сейчас.

Я знаю о движении в Питере — просто инициативная группа людей, один бизнесмен их поддерживает, очень много делают, в Нижегородской епархии отец Михаил Зазвонов активно участвует в этом движении. Но мне кажется, что это не так важно, сколько таких центров, которые защищают нерожденных младенцев. Попробуйте спросить любого священника, как он относится к абортам, и вы сразу услышите недвусмысленный ответ.

Мне кажется, что прихожане должны чаще спрашивать у священника, просить его осветить вопросы, может быть с амвона, по поводу абортов, по поводу психологического давления на беременных в каких-то консультациях. Любой священник отзовется и примет активное участие, может быть, возглавит, скажем так, ваше неравнодушие, от которого многое зависит; приход он тем и славится, что у каждого есть свое дело, своя инициатива. Священник не может зачастую все охватить: детский дом, женскую консультацию, какую-либо больницу, армию — ему надо обязательно помогать. И он может раз в месяц там побывать, но основную работу, мне кажется, все равно должны вести прихожане. Быть не просто послушными: им сказали, и они пошли туда, сделали это, а должны проявлять инициативу — не должны быть теплохладными. Человек должен сам обязательно что-то делать, и должен гореть этим делом. Даже если он неправильно чем-то занимается, как Савл, будущий апостол Павел… Господь видит его сердце, и направит на правильный путь.

— А может быть, прихожане проявили бы инициативу, но не знают, что от них этого ждут. Может быть, не читали материалы прошлогоднего Архиерейского собора с призывом даже к мирянам включиться в такую деятельность, принять активное участие?

— Вот об этом и надо говорить обязательно с прихожанами и им с батюшками. Замечательные слова апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Да, действительно, надо добром побеждать все. «Клин — клином» — это только при колке дров действуют. А мы должны совершенно по-своему подходить ко всему.

— Что можно сделать на первых порах? Может быть, если пока нельзя устранить этот абсурд — законодательную базу абортов, то хотя бы изменить статус абортов? Чтобы они производились в абортариях, а не в перинатальных центрах и роддомах, и не теми же врачами, которые осматривают беременных женщин и принимают роды?

— Бесспорно, это зло — то, что у нас законодательно закреплено право женщины на аборт. Но наше общество пока еще не готово, мне кажется, к тому, чтобы взять и запретить. На данный момент, необходимо хотя бы поднять вопрос, чтобы разделить роддома и вот эти страшные места, где делают аборты, разделить тех врачей, которые делают аборты и которые принимают роды. Не может человек, у которого на руках кровь беззащитных младенцев, принимать на эти руки другую будущую жизнь, младенца, который все чувствует. Дети чувствуют все: твое настроение, состояние твоей души. Они видят, нуждаешься ты в их любви и ласке, или нет. Если нуждаешься, они к тебе бегут, а если видят, что ты раздраженный, как говорят, находишься «не в духе», они от тебя уходят, могут даже заплакать.

И тем более они могут чувствовать, если их себе на руки принимает врач, на этих самых руках которого, на душе — чужая жизнь, чужая кровь. Все это надо разделять, но при этом действовать поэтапно. Хотя бы запретить рекламу абортов, ведь что происходит: берешь газету — там реклама абортов, заходишь в Интернет — там рекламы про аборты просто миллион! Взять хотя бы запретить эту рекламу абортов. И альтернативно абортам давать телефоны именно тех организаций, тех центров, которые могли бы помочь в социальном и психологическом плане женщинам, у которых появилась мысль об аборте. Еще очень важно, если невозможно изменить ситуацию, то ее надо постараться возглавить и направить в нужное русло. Это касается и многих других вопросов и аспектов, о которых еще у нас пойдет речь.

Читайте также:  Как сильно течет кровь после аборта

Что можно уже сейчас сделать? Ну, например, договориться с руководством женской консультации, и повесить там какой-нибудь плакатик, предлагающий альтернативную, по-настоящему радостную жизнь без абортов, рекламу и обязательно телефон, по которому можно дозвониться и узнать другое мнение. Чтобы кто-то из женщин, идущих на аборт, ухватился за эту «соломинку» и ребенок, и сама женщина были бы спасены. Сейчас Игорь Белобородов и Центр Жизнь замечательную проводят акцию. Они договорились, что на упаковке препаратов, которые прерывают беременность и которые продаются у нас в аптеках, будут печатать рекламу центра «Жизнь», адрес сайта и телефон, куда можно было бы позвонить и поговорить. Вот, замечательная инициатива.

— И фармацевтические фирмы согласились?

— Не все, но какая-то фармацевтическая фирма согласилась. Молодцы просто. Была задумка вкладыши со своей информацией в упаковки препаратов делать, но денег не хватило. Это же частным образом все происходит, на пожертвования.

— А что делать, батюшка, с такой практикой, когда гинеколог своей «консультацией» подталкивает женщину к решению совершить аборт? Такие факты, конечно, ужасают. Как можно защитить беременных женщин от такого безобразного отношения — фиксировать такие случаи и сообщать в инстанции?

— Психологическое давление на женщину с тем, чтобы она решилась на аборт — ну это же вопиюще, об этом надо говорить, это нельзя умалчивать. Мы как-то «смиренно» к этому подходим, но забываем, что Священное Писание разделяет отношение к тебе и отношение к обществу. И в данном случае — это не просто оскорбляют тебя, это оскорбляют всех тех, кто в таком состоянии.

Если я, священник, иду и кто-то, скажем, плюет мне на крест, он плюет не в меня, он оскорбляет в моем лице Церковь, и здесь я не могу просто так смиренно склонить главу и пройти мимо. Если женщина приходит в консультацию и ей безапелляционным тоном советуют делать аборт, всячески ее запугивают, то это не ее личное дело, а отношение ко всему нашему обществу. Все наше общество хотят абортировать, а мы будем тихонько сидеть и на все это смотреть? Конечно, об этом надо обязательно говорить. И чем больше об этом будет обращений, жалоб, тем лучше.

— По существующим критериям гинекологу снижают материальное поощрение, если он не выявляет неизлечимые аномалии у нерожденных младенцев, в связи с которыми их матерям предлагают аборт, то есть поощряют проведение поздних абортов по так называемым медицинским показаниям. Как Вы это прокомментируете, батюшка?

— Да, эти критерии придумали, исходя из абортивных стереотипов. Но давайте посмотрим на последствия этой агрессии в женских консультациях, к чему она в конечном результате приводит? К тому, что женщина, если у нее это вторые, третьи или четвертые роды, обращается к ним в женскую консультацию на крайнем сроке. Когда дальше уже невозможно тянуть, чтобы завести карту. Я это лично знаю. То есть гинекологи сами себе создают проблемы. Врач может «умывать себе руки» и говорить: вот она виновата, она не приходила, что-то еще. … Но эта ситуация самими врачами и спровоцирована. То есть женщина ждет до семи, восьми месяцев, и потом только идет в женскую консультацию, мол, я только теперь заметила, что я беременна. Совершенно из ряду вон выходящая ситуация. Этого не должно быть.

— Что дает беременной женщине родовой сертификат, который ввели в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»?

— Давайте разберемся, кто заинтересован в родовых сертификатах? Сами врачи, роддома, но и там тебе бросают этот родовой сертификат — ваши копейки, вы еще что-то хотите получить. В конечном итоге сейчас все заключают договора. Правильно? И врачам в роддомах глубоко наплевать, ходила эта женщина к гинекологу, какие у нее там показатели. Главное для них — вот эти деньги получить по контракту — 30-70 тысяч, баснословную сумму. На каждый лом есть другой лом. Так что вот так.

— Реально ли как-то помочь тем гинекологам, которые по моральным соображениям не хотят выполнять аборты? Ведь четкого, законодательно закрепленного права у них на это нет. Призыв Церкви к государству признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести, насколько я знаю, «повис в воздухе»?

— Я, в общем-то, знаю некоторых гинекологов еще с советских времен, теперь они уже в возрасте, которые не делали аборты, так как это шло в разрез с их морально-нравственными принципами. Знаю и тех, кто и сейчас отказывается делать аборты. И ничего, все, в общем-то, нормально, все прекрасно, все замечательно. Как им помочь? Самое главное — воспитать новое поколение людей морально-нравственных. Это дело Церкви. Это дело, в общем-то, священнослужителей. К сожалению, у нас этот процесс идет медленно, но он идет все равно. В советское время почему-то именно область гинекологии, скажем так, была табуирована для людей церковных. Видно, из-за того, что эта деятельность была связана с абортами. И теперь мы имеем целую плеяду таких гинекологов, которые к Церкви совершенно никакого отношения не имеют, которые понятия никакого не имеют о духовно-нравственных ценностях. Но сейчас постепенно ситуация изменяется, в гинекологию стали приходить верующие люди. А часто бывает, что неверующие гинекологи в какой-то момент приходят к вере. В моей практике как священника есть несколько случаев, когда на исповедь приходили врачи, каялись, что делали аборты и давали обещание, что больше делать их не будут.

Как им можно помочь? Только воспитанием следующего поколения врачей, а награда каждому из них будет в Царстве Небесном — за их исповедничество. Хотя и в этой жизни Господь позаботится о тех, кто заботится о законе Божием. Какие-то проблемы в жизни, какие-то страшные случаи в жизни с тобой, с твоими детьми, они будут уже сейчас мимо тебя проходить, если ты будешь задумываться об этом морально-нравственном кодексе своей чести, то есть о Евангелии, христианском жительстве в обществе. Так что врачи, дорогие врачи-гинекологи, сами не делайте того, что не хотите, чтобы сделали с вами. Не хотите быть вычеркнутыми из Книги Жизни вечной, и сами не делайте аборты, не «вычеркивайте» из этой жизни младенцев.

— Батюшка, а законодательно надо было бы закрепить возможность отказа от проведения аборта?

— Врач в своей клинике может просто сказать: «я не буду делать», и никто заставить его не сможет.

— В Великобритании, хотя там и противоречивая ситуация в репродуктивной медицине, все больше врачей, причем в основном молодых, отказываются производить аборты. В России же у молодого поколения врачей формируют все такое же абортивное мышление. Однако была и акция студентов-медиков против абортов, освещенная в журнале «Нескучный сад». Установки у студентов соответствуют настроениям в обществе?

— Это именно то, о чем мы только что говорили. Будут ли молодые врачи отказываться проводить аборты? У нового поколения — новое мышление, новые ценности…. И хорошо, что среди этих ценностей тоже имеют вес, набирают обороты именно христианские ценности, которые позволяют молодым специалистам, да и опомнившимся врачам из старшего поколения выйти из этой ситуации и просто не делать аборты. Вот о таких вещах надо писать, надо говорить. Потому что, если человек в душе сомневается, и нет тех, кто может ему помочь, поддержать, тогда очень трудно ему будет решиться на такой шаг, пойти против течения. Надо обязательно об этом не просто говорить, надо кричать.

— Я слышала от молодых акушеров такие рассуждения: «Как я откажусь делать аборт? Я не хочу быть лучше моего коллеги, которому придется в таком случае выполнять его вместо меня!».

— Но это странное какое-то утверждение, честно говоря, никто не говорит, что ты из-за этого будешь лучше своего коллеги. Почему нельзя поступать по велению своей совести или соответственно своему воспитанию или каким-то своим жизненным принципам? Не оказывается ли мотивация у врача, когда он оглядывается на своих коллег, наподобие той, что в мародерстве? Если все побегут грабить и я побегу? Да ни за что! Я не буду лучше из-за этого, но я просто не хочу воровать. Если все сейчас врут и мне надо что ли врать? Нет.

Но если я могу своим поступком подать кому-нибудь пример, не помогу ли я ему тем самым? Представляете, один врач в больнице вдруг скажет: «А я не буду делать аборты», особенно, если этот врач имеет авторитет в своей больнице. И каждый из врачей вокруг скажет: «А я, как Олег Петрович, тоже не буду делать аборты». Просто поставят руководство перед таким фактом: «Мы не будем делать аборты». Начальство скажет: «Мы вас уволим», — «Увольняйте». Не будут посрамлены эти врачи. Это очень странное утверждение, что надо делать аборт из-за врачебной коллегиальности.

— Батюшка, сейчас через популярные «медико-просветительские» журналы, через Интернет и в консультациях беременным женщинам внушают, что «забота» о зачатом младенце включает специальные исследования — пренатальную диагностику, которая на самом деле направлена на аборт, причем все это поддерживается государственными программами. Некоторые женщины поддаются на такую пропаганду и с ранних сроков начинают обследования своего малыша на неизлечимые аномалии.

— Вы знаете, мне очень понравилось, как сказал один врач, отец Алексий Грачев, он был врачом-неонатологом. Он сказал, что жизнь младенца в течение месяцев шести после рождения досконально не изучена. Что происходит у него в организме сегодня, что будет завтра? Мы можем только наблюдать, можем констатировать, а разобраться, понять во всей полноте никто пока не может. По поводу же процессов развития плода в материнской утробе, на которые направлены исследования, чтобы узнать, что там происходит, тем более невозможно предугадать, невозможно все спрогнозировать. По Своей милости Господь изменяет, ну можно сказать, все.

Конечно, это мистически будет звучать в ушах людей невоцерковленных или неверующих, или верующих в своего какого-то бога, но в христианстве, в Церкви православной мы всегда уповаем на Бога. И если Господь, подводя тебя к какой-то опасной черте, видит твое духовное расположение, твой духовный настрой, слышит твою молитву с прошением как-то исправить данную ситуацию, Он уведет от нее, я на 100% уверен, что Господь уведет от этой опасности. Иногда эти опасности нужны для того, чтобы человек как-то собрался, сконцентрировался. Для нас Бог — это Отец. Мы как люди, как родители своих детей все готовы сделать для чад наших. Абсолютно все. Неужели Отец наш Небесный, Господь наш Иисус Христос, не все сделает? Да все сделает, только поверь Ему, только приди к Нему. Господь от каждого этого ждет.

— Что можно сказать тем беременным женщинам, невоцерковленным, которые считают, что лучше избавить больного нерожденного младенца от будущих страданий, сделав аборт? Если им сказали на основании результатов пренатальной диагностики, что у младенца подозреваются аномалии?

— Каждый рожденный человек — это все-таки дар Божий. Каждый человек, который появился на свет, кого Господь явил на этот свет, он необходим и нужен матери. Даже тот, который не появился на свет, а погиб сам в утробе матери, он был зачат, а значит и жизнь получил и уделом в Царствии Небесном наделен, он остается и членом рода и свидетелем твоей любви или нелюбви. А без любви к своему младенцу, независимо от того, здоров он или болен, матери невозможно унаследовать Царствие Божие.

Но если зачатый ребенок, у которого подозревают отклонения, жив и продолжает расти и развиваться, обрати внимание, что это тоже неспроста. Неспроста, если родится ребенок, который особо нуждается в твоей помощи, в твоей заботе, который не «улетит», когда вырастет, из родительского «гнезда», а который останется с тобой до конца дней. Или твоих или своих. Я имею в виду детей с врожденными какими-либо пороками, которых принято отдавать в детские дома или еще куда-либо. Родитель, который, претерпевая множество трудностей, воспитывает таких детей, можно сказать, заранее открыл себе Врата Небесные.

— Через СМИ часто внушают, что если у нерожденного младенца аномалии, для него лучше не родиться, чем попасть в наш государственный детдом, настолько там будет бездушное и жестокое к нему отношение. Почему не приходят в голову другие выходы из положения? Например, улучшить ситуацию в детских домах, наладить службу волонтеров, что уже понемногу делается… Батюшка, у Вас есть группа добровольцев, помогающих детям-инвалидам, расскажите, пожалуйста, про их деятельность, про детишек в детском доме, от которых отказались родители.

— Наша группа прихожан ездит в детский дом под Дмитровом, где находятся больные детишки; от некоторых из них родители отказались совсем, других родители приезжают навещать. Эти детишки были рождены с пороками: без ручек, без ножек или без пальчиков, или еще с какими-либо пороками, в общем тяжелыми и страшными. Но вот что я хочу сказать, у них у всех — замечательное сердце, у них у всех — замечательная душа, у каждого этого ребенка. И мне, честно говоря, жалко тех родителей, которые отказались от этих детей. Потому что они, можно сказать, отказались от своего спасения.

Это подход православной Церкви. Тебе был дарован крест, который был тебе по силам — мы знаем, что крест не по силам не дается. И ты мог вполне воспитать этого ребенка.

Причем я хочу обратить внимание и сказать, может быть, это прозвучит даже дерзновенно, что человек, который воспитывает такого ребенка, но не ходит, допустим, в храм, не исповедуется, не участвует в таинственной жизни Церкви, такой человек за свое доброе сердце Господом будет помилован. В таких случаях какие-то догматические моменты, может быть, уступают место икономии. И это окажется той икономией, тем исключением из правил, одним из немногих, которые будут действовать, наверное, при Втором пришествии, при спасении нас.

По поводу того, как улучшить ситуацию, сделать ли лучше детские дома? Но я вообще-то против детских домов, я — за то, чтобы детишек разбирали в семьи. Кого — на усыновление, кого — просто на воспитание, с оформлением опекунства, все-таки это лучше.

— А сейчас по проекту «Здоровье» что-то делается в этом плане, ощущается это?

— Да, ощущается, ввели, например, доплаты. Кроме того, стали идти навстречу тем семьям, которые усыновляют, не так строго стали относиться к их социальным и жилищным условиям. Стали больше понимать, что человеку нужна семья. И в семью обычно кто берет? Тот, кто болеет душою за этого ребенка. Тот, кто хочет дать ему тепло, любовь. Оказывается, что посторонние люди бывают добрее, чем родители. И в этих семьях дети чувствуют себя прекрасно, они просто там расцветают. В Приморском крае одна семья многодетная взяла мальчика с диагнозом олигофрения, дебилизм. Так что получилось? Этот мальчик, когда был отогрет любовью приемных родителей, согрет Словом Божиим, в Приморском крае занял третье место по шахматам.

— То есть все компенсировалось?

— Да, в домашних условиях все компенсировалось. Или иначе пришлось бы признать, что весь Приморский край весь дебильный, не так ли? Раз он занял 3-е место по шахматам? А если нет, тогда надо признать, что семья может так повлиять на человека, может убрать с него штампы, которые наложила на него система. Конечно, у маленького человечка какое было потрясение моральное: родителей нет, кругом какие-то тетки, которые его шпыняют, ребята, от которых он защититься не может. Попадает в семью и становится совсем другим. Но об этом надо говорить. Что мы слышим и видим по телевидению? Там упал лайнер, там загорелся дом, сожгли стариков. Там что-то произошло… А положительных примеров, с положительной социальной рекламой нет.

— Батюшка, у Вас, у журнала «Фомы» есть совместно с телевизионной передачей «У вас будет ребенок» специальный совместный проект — усыновление по так называемому видеопаспорту?

— Слава Богу, что это есть. Мы сейчас включились в эту программу. Хорошая, нужная программа, когда на детдомовского ребенка делают видеопаспорт. Ребеночка красиво фотографируют, о нем хорошо рассказывают, такой видеопаспорт помещают и в Интернете. Вы знаете, очень большой резонанс эта работа вызвала. Многих детей стали усыновлять. Есть одна газета, если не ошибаюсь «АУ родители», ее главный редактор рассказывал, что они каждый раз печатают на обложке большую фотографию ребенка из детского дома. Он говорит: мы сначала не интересовались результатом, а потом решили посмотреть, что стало с этими детишками, фотографию которых размещали на первой полосе газеты. И, оказывается, что Господь так благословил эту газету, это начинание, что в течение времени от выхода одного номера газеты до другого этого ребенка, чья фотография была помещена на первой полосе, усыновляли. И это авторов идеи так вдохновило, что они даже частоту выхода газеты увеличили, чтобы побольше детей усыновили. Это очень положительный пример, как находить пути помощи социальным сиротам. На эту проблему надо обращать внимание. Нельзя конечно, чтобы ей насытились, нельзя ею перекормить общество. Но это уже зависит от наших СМИ, как они будут подавать.

Я говорил о положительных примерах, но хочу привести и отрицательную статистику. В одном Нижегородском детском доме за год усыновили 67 детишек. Казалось бы, замечательно! Но 57 из них были усыновлены за границу. Это — серьезный показатель, заставляющий задуматься.

— Священник Петр Коломейцев назвал детей-инвалидов инакоодаренными, а смысл их жизни среди нас — апостольством. Вы согласны с этим?

— Да, я действительно согласен с этим. Быть может, кто-то из читающих упрекнет меня, что я не видел детей, которые не просто больны, а которые имеют серьезный порок или находятся даже в состоянии как «растение»: лежат где-то там в кроватке и ничего не понимают. Нет, вы знаете, я в своей жизни тоже соприкоснулся с этим и имел положительный опыт общения с такими детьми. Мы с матушкой ходили к таким детям в 14-й детский дом. И когда мы там помогали больным детишкам, было очень тяжело на них смотреть, было очень больно. Но вместе с тем ты видишь вдруг, что ты кому-то нужен в этом мире, в котором среди здоровых благополучных людей ты на самом деле никому не нужен. А здесь ты видишь, что на тебя могут благодарно посмотреть. Да, за твою работу тебе могут заплатить, деньги дать или что-то еще. Но есть совсем другая оплата — благодарные глаза — и это самая большая оплата. Это самое большое, что человек может в своей жизни приобрести, заработать…

источник