Меню Рубрики

Аборт и его структура

По основам социальной медицины

Аборт как медико-социальная проблема

Преподаватель _______ Т.В.Коробицина

Студент ЮС16-01Б, 161619906 _______ А.В.Фаттахова

1 Аборт: понятие, виды, классификация……………………………..…………5

2 Аборты в истории человечества ……………. ……………8

3 Социальные и медицинские показания к искусственному прерыванию беременности……9

4 Социальные, психологические и медицинские последствия абортов………. …………10

5 Профилактика искусственных абортов

6 Аборт – проблема современного общества

Список использованных источников

История становления и развития социального образования является одной из важнейших составных частей социальной истории России. Она имеет широкие исторические корни. Формы и тенденции отечественного социального образования в дореволюционной России основывались на христианском милосердии и благотворительности, а в советский период проявлялись в социалистической парадигме помощи. В 90-е годы XX века эти тенденции, в основе которых лежит социальное знание, в условиях необходимости социальной защиты населения оформились в особую образовательную область социального образования.

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ) – единственный государственный социальный университет России, созданный Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 от 25 ноября 1991 года. С момента основания вуз формировался как комплексный образовательный, научно-исследовательский и информационно-аналитический центр международного уровня, способный решать поставленные перед ним задачи на уровне высоких современных требований. РГСУ, несущий на своем гербе девиз «Профессионализм, ответственность, престиж», избрал приоритетами своей деятельности динамику развития, новые технологии, высокое качество образования.

РГСУ – классический университет, сочетающий фундаментальное образование в его лучших российских традициях с современными методиками и технологиями обучения. В своей образовательной и научно-исследовательской деятельности РГСУ активно сотрудничает с профильными институтами Российской академии наук, Российской академии образования, с отечественными и международными организациями социального профиля, зарубежными научными центрами и университетами. РГСУ является членом многих международных организаций и ассоциаций.

Видение Российского государственного социального университета: «РГСУ – эффективный, технологичный, стабильно и динамично развивающийся университет, полноправный участник глобального научно- образовательного пространства, лидер российского социального образования и социальной науки, сплочённая команда которого интегрирована в международное образование, науку, бизнес, российский государственный сектор и создает профильные инновации».

Миссия Российского государственного социального университета: «Опираясь на научные исследования мирового уровня, мы готовим лучших в России специалистов и управленческую элиту социальной сферы, формируем социально активных и социально ответственных граждан России, высоко адаптированных к современным условиям рынка, способствуем интеграции членов нашей команды в глобальное сообщество профессионалов».

С января 2015 до настоящего времени ректором университета является Наталья Борисовна Починок.

Аборт: понятие, виды, классификация

Жмуров В. А дает следующее определение аборта. Аборт – это искусственное прерывание беременности в связи с различными обстоятельствами, включая медицинские показания (пренатальная диагностика генетической патологии зародыша, болезнь матери и др.) [1]. Бородулин В. И. и Лацман М. Н характеризуют аборт как прерывание беременности в сроки до 28 недель, считая с первого дня последней менструации [2]. В Оксфордском толковом словаре по психологии аборт – это прерывание беременности до срока, когда плод становится жизнеспособным [3].

В медицинской науке выделяют самопроизвольное и искусственное прерывание беременности. Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) – это явление, полностью относящееся к области медицины, и не является предметом исследования биомедицинской этики. Искусственное прерывание беременности (аборт) представляет собой процесс использования медицинских технологий человеком, нацеленный на прерывание естественного течения процесса беременности в организме женщины.

В правовой сфере выделяют легальный и криминальный аборты, т.е искусственное прерывание беременности, запрещённое законом и влекущее уголовную ответственность. Аборт признаётся незаконным (криминальным), если совершается с согласия женщины, но с нарушением установленных правил: вне лечебных учреждений, в антисанитарных условиях, при наличии противопоказаний к аборту, производится лицом, не имеющим высшего медицинского образования. Способ совершения незаконного аборта значения не имеет [4].

Известный современный биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный – это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический – это искусственное прерывание беременности по желанию женщины или социальным показаниям.

В зависимости от срока различают несколько видов абортов.

Хирургические виды абортов:

— аборт посредством малого кесарева сечения.

Нехирургические виды абортов:

— аборт по методу магнитной индукции;

— аборт с помощью метода иглорефлексотерапии;

— аборт при помощи средств гомеопатии.

Рассмотрим вкратце каждый из перечисленных видов.

Вакуумный аборт представляет собой процедуру «откачивания» яйца зародыша из стенок матки. Осуществляется такой процесс при помощи аппарата для отсоса, канюли и одноразового катетера. Мини-аборт делается на сроке 4-12 недель.

Хирургический аборт представляет собой единственную в мире полноценную операцию, которая направлена на добровольное лишение жизни еще не родившегося человека. Как правило, хирургический аборт делается на сроке до 12 недель.

Солевой аборт в медицинской практике еще также называют заливкой плода. Прерывание проводится на поздних сроках беременности, примерно от 20 до 24 недель. Суть его проведения состоит в том, что в плодный пузырь, который окружает младенца и защищает его, специальной иглой вводят гипертонический солевой раствор.

Аборт посредством малого кесарева сечения является разновидностью хирургического аборта. Проводят его посредством рассечения шейки матки и ее нижнего сегмента. Таким образом, удается получить доступ в полость и извлечь плод вместе с плацентой. При проведении такого аборта обычно делают стерилизацию. Проводится такая операция строго по назначению врача и только в том случае, если имеются на это показания по здоровью матери или ребенка.

Медикаментозный аборт — самый подходящий для раннего срока беременности. Вид аборта, который проводится с помощью употребления таблетированных препаратов. В основном это французские препараты, которые при однократном применении изгоняют плодное яйцо из полости матки. Такой препарат должен назначать врач. Каждому пациенту он подбирается индивидуально. Связано это с тем, что такой вид прерывания беременности основывается на воздействие гормональных веществ на организм женщины. Идеальный срок, на котором можно провести таблетированный аборт — 4-5 недель.

Метод магнитной индукции основан на использовании особого магнитного колпачка, излучающего магнитное поле. Это поле полностью останавливает связь между мозгом женщины и плодом, вследствие чего беременность затухает. При отсутствии индивидуальных противопоказаний к данному методу и задержке цикла до 5 дней эффективность способа составит примерно 45-50%.

Иглорефлексотерапия показана к использованию тогда, когда задержка месячных составляет всего 10 суток. При ней воздействие на организм оказывается медицинскими иглами, которые плавно вводятся в активные точки женского организма. Если грамотно провести эту процедуру, то прервать беременность можно всего за несколько сеансов. Метод эффективен примерно на 40%.

Имеются также и гомеопатические средства для раннего аборта. Некоторым неудобством при их применении является необходимость частого приема препарата.

источник

Не для всех девушек беременность является поводом для радости и счастья: бывают случаи, когда по медицинским показаниям или из-за собственного нежелания иметь ребенка женщина решается на аборт. Любой метод удаления плода сопровождается риском осложнений и может повлиять на репродуктивные функции пациентки, ее здоровье, причем, чем больше срок, тем травмоопаснее процедура. Этим объясняется, почему от женщины требуется узнать о всех тонкостях и возможных последствиях прерывания беременности, а также, как делают аборт, на каких сроках может проходить операция.

Это искусственное прерывание беременности, которое делают разными способами, от выбора способа зависит масштаб последствий для здоровья женщины. К практикуемым сегодня методам аспирации относятся:

  • аборт с помощью специальных препаратов;
  • вакуумное прерывание беременности;
  • хирургическое вмешательство.

Первые два способы прерывания беременности признаны ВОЗ менее травмирующими. Как правило, удаление эмбриона происходит на сроке до наступления 12 недели, последующие процедуры (на 12-18 неделе) называют поздними абортами. После 28 недели прерывание нежелательной беременности называют преждевременными родами. Каждый срок подразумевает проведение определенной процедуры. Тем не менее, универсального для всех женщин способа прервать беременность нет – для каждой пациентки подбирается оптимальный метод.

Процедура аборта должна выполняться исключительно в специализированных медицинских учреждениях. Для инвазивного медицинского вмешательства действуют следующие показания:

  1. Констатация гибели или патологических состояний плода по результатам проведенного обследования.
  2. Взвешенный выбор женщины. До 12 недель, согласно законодательству, беременная девушка имеет право делать аборт.
  3. Подтвержденная внематочная беременность.
  4. Непредвиденные опасные осложнения для жизни малыша или женщины, возникшие во время беременности.
  5. Серьезные изменения состояния здоровья девушки, которые требуют немедленного лечения, противоречащего с беременностью: необходимость провести операцию по трансплантации органов, химиотерапию или лучевую терапию на фоне онкологического заболевания.
  6. Беременность вследствие изнасилования. Согласно законодательству, женщина вправе прервать ее вплоть до 22 недели срока.

Процедура проводится исключительно по решению женщины, однако существуют факторы, запрещающие те или иные методы прерывания беременности. К противопоказаниям относятся:

  • резус-конфликт во время первой беременности;
  • наличие инфекций половых путей в острой форме (воспаления матки, пр.);
  • срок, превышающий 12 недель (за исключением медицинский показаний);
  • низкая свертываемость крови;
  • острые патологии других органов.

Врачи считают этот вопрос некорректным, а единственным верным ответом на него – так часто, как выдерживает женский организм. Любой доктор, при этом, расскажет о вреде аборта для здоровья и посоветует отказаться от этой меры, однако не все могут соблюсти данную рекомендацию по разным причинам. Так, говорить о допустимой частоте процедуры можно лишь с точки зрения минимизации вредного действия этой медицинской процедуры на организм девушки.

Следует понимать, что аборт делают после полного восстановления здоровья пациентки от предыдущего прерывания беременности. Этот срок зависит от индивидуальных факторов:

  1. Общего состояния здоровья. Сон, питание, прием препаратов, физические или психоэмоциональные нагрузки, стрессы – все это влияет на скорость восстановления.
  2. Возраста. Чем старше женщина, тем медленнее происходить регенерация тканей и хуже справляется иммунитет.
  3. Квалификации специалиста, который делал прошлую процедуру.
  4. Вида предыдущего аборта. После медикаментозной или вакуумной аспирации срок восстановления меньше, чем после хирургической операции.
  5. Наследственности. Выносливость женщин зависит от генетического потенциала.

При наличии наличия медицинских показаний врачи проводят процедуру по прерывании беременности. Аспирации делают в гинекологических клиниках, оснащенных собственной лабораторией. Прежде, чем проводить аборт нужно сдать ряд анализов, назначаемых гинекологом (акушером), который вас предварительно осматривал и подтвердил факт беременности. Проходить обследование и делать аспирацию следует как можно раньше после задержки месячных.

Прежде, чем делать аспирацию, пациентку направляют на обследования. Только на основе их результатов врач решает, допустимо ли проведение процедуры. В подготовку входят такие диагностические методики:

  • тесты крови на ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис;
  • гинекологический осмотр;
  • биохимический и общий анализ крови, анализ мочи;
  • кардиография;
  • коагулограмма;
  • анализ уровня хорионического гонадотропина;
  • УЗИ.

В некоторых случаях легкое течение беременности может приобрести негативные последствия – случается самопроизвольный аборт (происходит выкидыш). Он может быть вызван разными факторами, как правило, инфекциями, нервозными состояниями, неправильным образом жизни, осложнениями ряда заболеваний, пр. Остальные виды прерывания беременности называются искусственными и подразумевают стороннее вмешательство. При решении женщины пойти на это, ни в коем случае нельзя самостоятельно проводить домашние аборты, поскольку при этом вы поставите под угрозу свою жизнь и ребенка.

Метод подразумевает выскабливание полости матки специальным инструментом для удаления плодного яйца при выкидыше или с целью остановки беременности. При хирургическом прерывании беременности происходят повреждения матки, что может повлечь сильное кровотечение, тем не менее, оперативное вмешательство считается самым надежным методом аспирации.

Как делают хирургический аборт хирургическим методом? Процесс совершается на сроке между 6 и 12 неделями. Показаниями для процедуры являются:

  • зачатие в результате изнасилования;
  • болезнь женщины, несовместимая с беременностью;
  • наркотическая или алкогольная зависимость;
  • нежелание рожать ребенка;
  • заражение опасными вирусами, которые передаются плоду или могут повлиять на его развитие;
  • прием препаратов с тератогенным эффектом;
  • внутриутробная смерть плода, пороки его развития.

Не рекомендуется прибегать к процедуре женщинам при первой беременности. поскольку есть высокий риск, что выскабливание плода приведет к потере репродуктивной функции. Как проходит аборт хирургическим методом? Проводится вмешательство исключительно в условиях стационара больницы, при этом перед процедурой врач сообщает женщине о возможном риске и осложнениях. Поскольку во время аспирации проводится удаление со стенок матки эпителия, женщина чувствует боль. Чтобы избежать неприятных ощущений, врачи делают аборт под общим наркозом.

В шейку матки вводят специальный зонд, с помощью которого ее расширяют, получая доступ к плодному яйцу. Остатки эмбриона удаляют инструментом – кюреткой, а слизистую оболочку тщательно выскабливают. Инструментальный аборт длится от 15 до 30 минут. Поскольку данный метод является очень эффективным, повторная процедура требуется крайне редко. После хирургической аспирации, подразумевающей анестезию, женщина некоторое время остается под наблюдением медперсонала (от пары часов, до 3 суток).

Данный метод относится к категории инструментальных и рекомендован ВОЗ как безопасный способ прерывания беременности на раннем сроке (до 12 недель). Эффективность данной процедуры составляет практически 100%, при этом вероятность бесплодия или развития осложнений не превышает 0,1%. Показания к вакуумной аспирации:

  • неполный аборт, который ранее делали с помощью гормональных препаратов;
  • желание пациентки остановить беременность;
  • наличие медицинских показаний.

Как происходит аборт с помощью вакуума? Процедуру делают в специализированной гинекологической клинике, как правило, амбулаторно. В ходе используют местные анестетики, которые убирают неприятные ощущения. Процесс осуществляется поэтапно:

  • женщину садят на гинекологическое кресло, половые пути обрабатываются антисептиком и местным анестезирующим средством;
  • сквозь цервикальный канал в полость матки вводят вакуум-аспиратор;
  • с помощью специального инструмента проводится удаление функционального слоя эндометрия вместе с имплантированным яйцом.

Общее время вакуумной аспирации – около 15 минут. После процедуры требуется наблюдаться у врача до 2 часов, чтобы он смог своевременно отреагировать на возможные маточные кровотечения. После пациентку отпускают домой, при этом женщина должна соблюдать половой покой режим в течение 2-3 недель. Возможными осложнениями вакуумного аборта являются:

  • неполный аборт (в случае невозможности осуществить УЗИ-контроль после операции);
  • кровотечение (останавливается препаратами или посредством хирургического вмешательства);
  • тошнота/рвота, головокружение (временные симптомы, которые проходят самостоятельно по прошествии короткого времени).

Применение данного метода рекомендуется на сроке до 9 недель, ноне более 49 суток после последнего менструального кровотечения. Медикаментозное прерывание подразумевает прием таблеток антагонистов прогестина и простагландины. Современные клиники применяют комбинацию таких медицинских препаратов, как Мизопростол и Мифепристон. Показаниями для лекарственного удаления эмбриона являются:

  • состояние здоровья девушки;
  • желание беременной (если срок позволяет).

Противопоказаниями к приему специальных лекарственных препаратов, вызывающий отторжение плода, являются:

  • внематочная беременность;
  • непереносимость медикаментов;
  • серьезная болезнь в фазе обострения;
  • беременность на поздних сроках;
  • плохие реологические свойства крови.

Делают мини-аборт в специализированном учреждении в условиях постоянного контроля врача. Как правило, медикаментозная аспирация не требует стационарного режима, поэтому прием лекарственных средств происходит амбулаторно. Госпитализация нужна исключительно при появлении осложнений – неполного аборта, побочных реакций в виде аллергии, диареи, лихорадки, пр. Эффективность данного метода составляет 92-98%, при этом он считается относительно безопасным видом аспирации и психологически легче переносится женщинами.

Читайте также:  Медикаментозный аборт болит живот после

Как и любая другая область медицины, акушерство шагнуло далеко вперед за последние десятки лет. Прерывание беременности не вызывает трудностей у специалистов, а риск развития осложнений благодаря современной технике и препаратам сведен к минимуму. Длительность разных типов аспирации начинается с 10 и доходит до 40 минут. Какова продолжительность конкретных типов процедур:

  • вакуум – 10-15 минут;
  • выскабливание – 20-40 минут;
  • медикаментозный аборт – мгновенно, однако требует 36-48-часового интервала между приемами препаратов.

Девушке следует избегать тяжелых физических нагрузок, отслеживать изменения показателей температуры тела, кроме того, врач после аспирации может рекомендовать периодически делать тесты на беременность, чтобы убедиться в снижении уровня гонадотропина в моче. После хирургического выскабливания необходимо какое-то время принимать препараты, стимулирующие сокращение матки. На протяжении 2 недель после аборта запрещено купаться в горячей или холодной воде (разрешен умеренно теплый душ), кроме того, не стоит отдыхать на открытых водоемах.

Половую жизнь можно возобновлять с момента прекращения выделений, но не ранее, чем по прошествии 14 дней с момента аспирации – это защитит вас от инфекционного заражения матки. Крайне важно правильно питаться после операции, поскольку возможен набор веса. Некоторым девушкам, сильно переживающим о случившемся, следует посетить психолога. Спустя 2 недели после вмешательства, необходимо показаться врачу и пройти УЗИ, чтобы убедиться в успешности удаления эмбриона. Врач, кроме того, посоветует пациентке надежный метод контрацепции.

Прежде, чем решиться на аспирацию, следует узнать не только, как делают аборт, но и какие проблемы могут возникнуть после этого. Оперативное вмешательство и медикаментозное лечение способны вызвать нарушения гормонального фона и другие более серьезные последствия. После проведения удаления плодного яйца могут возникнуть такие осложнения:

  1. Инфекция. При попадании в полость матки патогенных бактерий возникает воспалительный процесс или заражении крови.
  2. Сильное кровотечение. В тяжелых случаях необходимо удаление матки.
  3. Травмирование маточной шейки. Такое последствие отражается на течении следующей беременности, увеличивая риск выкидыша.
  4. Неполный аборт. Плодное яйцо остается в полости органа, продолжая свое развитие. При этом велика вероятность, что ребенок родится с пороками.
  5. Бесплодие. Внутренняя оболочка матки повреждается во время операции, поэтому в дальнейшем эмбрионам может быть сложно закрепиться на ней.
  6. Перфорация маточных стенок. При этом поврежденную область зашивают, однако существует риск утраты детородного органа из-за открывшегося кровотечения.
  7. Образование плацентарного полипа. Если определенное число ворсин хориона остается внутри матки, закрепляясь на ее стенках соединительной тканью, начинается патология. Она часто сопровождается болями, вагинальными кровянистыми выделениями.

Примерно на 25-е сутки после операции начинается менструация. До наступления этого момента девушка должна предохранятся, поскольку высока вероятность, что новое оплодотворение произойдет сразу же. При этом выносить ребенка до родов можно, однако существует риск выкидыша или преждевременных схваток, поскольку женский организм еще не окреп после вмешательства.

Многие врачи назначают пациенткам, перенесшим аспирацию, гормональные контрацептивы. Они стимулируют выработку слизи в цервикальном канале, которая впоследствии служит дополнительной защитой труб и матки от проникновения инфекции. Это необходимо, чтобы защитить уязвимый организм от патологий и дать ему возможность восстановиться после аборта. Как правило, этот период занимает полгода, на протяжении которого налаживается менструальный цикл и полностью обновляется слизистая оболочка матки, после чего женский организм вновь готов к вынашиванию плода.

источник

Всё о видах прерывания беременности и методах контрацепции

Несмотря на то, что многие женщины ответственно подходят к материнству и наравне с мужчинами заботятся о качественном предохранении, казусы иногда случаются, что приводит к нежелательной беременности. В таком случае остро встает вопрос о выборе метода прерывания. До 5-6 недели незапланированную беременность можно прервать с помощью специальных таблеток, которые выдает врач в определенной дозировке (медикаментозный аборт). Если срок беременности более 6 недель, то выполняют инструментальный аборт (хирургический).

Инструментальный аборт – это процедура прерывания беременности, сроком более 6 недель гестации плодного яйца, во время которой эмбрион и его оболочки выскабливают из матки по частям специальным медицинским инструментарием – кюреткой (хирургическая ложка). Процедура не безопасна для женского здоровья и выполняется под общим наркозом со строгим соблюдением правил асептики и антисептики.

В этом описании будет изложено, как делают инструментальный аборт в медицинском учреждении без информации о подготовительных процессах (литература: доцент И.Б. Левит «Техника гинекологических операций»).

  1. Сначала обнажают влагалищную часть шейки матки зеркалами Симона: задним ложкообразным и передним плоским (подъемником).
  2. Захватывают влагалищную часть шейки матки четырьмя парами пулевых щипцов.
  3. Переднее зеркало удаляется, а заднее ложкообразное зеркало Симона заменяется зеркалом Фритча.
  4. Область наружного зева с целью механической очистки вытирается 1-2 марлевыми тупферами (стерильный зонд-тампон).
  5. Захватив пулевые щипцы, наложенные на заднюю губу, оператор протирает канал шейки матки одним сухим зондом Плейфера и двумя или несколькими плейферами, смоченными спиртом.
  6. Зондом измеряется длина полости матки.
  7. Цервикальный канал расширяется расширителями Гегара, разнящимися друг от друга на пол-номера.
  8. Кюретка вводится в полость матки по ходу цервикального канала и далее к переду матки при загибе матки вперед (anteflexio) или кзади при наклоне шейки вперед, а тела матки назад (retroflexio). Второй вариант возможен, только если положение матки заранее известно: бимануальное исследование и проверка зондом.
    Кюретку вводят медленно до дна. Далее производятся обратные движения в таком порядке: сначала проводят кюреткой по задней стенке матки, начиная последовательно слева или справа, потом соскабливают переднюю стенку, а потом боковые части.

Медицинский инструмент — кюретка

Искусственное удаление эмбриона из матки может проводиться женщине по ее желанию на сроке 6-12 недель и до 22 недели включительно при наличии показаний.

Показания для прерывания беременности инструментальным способом на сроке более 12 недель гестации разделяют на медицинские и социальные.

  • Тяжелая форма токсикоза у будущей матери, которая сопровождается сильным обезвоживанием организма и метаболическим ацидозом (изменением рН крови в кислую сторону).
  • Выявление у плода пороков развития, несовместимых с жизнью, а также диагностирование по результатам УЗИ генетических тяжелых заболеваний.
  • Обнаружение у женщины заболеваний, на течение которых может негативно повлиять развивающаяся беременность (онкология, сердечно-сосудистые патологии, тяжелые болезни крови).
  • Смерть супруга – в этом случае аборт проводится по желанию женщины.
  • Неблагоприятные условия проживания в семье – наличие 3 и более малолетних детей, отсутствие финансов на их содержание.
  • Изнасилование женщины.

Для того, чтобы подписать разрешение на прерывание беременности сроком более 12 недель женщине необходимо будет пройти множество комиссий и медицинских консилиумов. Без их заключения аборт считается криминальным и влечет за собой уголовную ответственность женщины и специалиста, который выполнил процедуру.

Инструментальный аборт может делать только опытный гинеколог, который в совершенстве знает строение женских половых органов. Все манипуляции врача проводятся кюреткой на ощупь, поэтому любое неверное движение может спровоцировать тяжелые осложнения. Последствия инструментального аборта могут быть ранними и поздними.

Они возникают непосредственно в ходе процедуры или в течение 1-3 суток после прерывания. К ранним осложнениям относятся:

  • прободение матки кюреткой – нарушение целостности стенки матки;
  • тяжелое внутреннее кровотечение;
  • соскабливание слишком глубокого слоя эндометрия, в результате чего затягивается процесс реабилитации и могут возникать трудности с зачатием в будущем.

Поздние осложнения после искусственного прерывания беременности на сроке 7-12 недель развиваются чаще всего из-за несоблюдения женщиной рекомендаций врача. К ним относятся:

  • эндометрит – острое воспаление слизистой оболочки матки в результате проникновения в полость болезнетворных бактерий (после аборта полость матки представляет собой сплошную раневую поверхность, поэтому крайне важно тщательно соблюдать правила интимной гигиены, не вступать в половую связь, часто менять гигиенические прокладки);
  • эндометриоз – патологическое разрастание внутренней слизистой оболочки матки на фоне гормонального дисбаланса;
  • бесплодие – самое тяжелое последствие аборта, от которого не застрахована ни одна женщина, может развиваться по разным причинам – от перенесенной инфекции и эндометриоза до тяжелых деструктивных изменений стенок матки, к которым не может прикрепиться плодное яйцо.

После прерывания беременности хирургическим путем женщина должна внимательно следить за своим самочувствием и характером выделений. В норме первые сутки после процедуры выделения будут носить кровянистый характер. На 2-3 день они сменяются сукровичными и далее до 7-10 дней станут прозрачными желтоватого оттенка. Такие изменения характера постабортных выделений указывают на то, что матка восстанавливается правильно.

В том случае, если выделения более 2 дней сохраняются кровянистыми, приобретают неприятный гнилостный запах, имеют примесь гноя женщине необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.

Подобные явления свидетельствуют о возможном неполном удалении оболочек плодного яйца из матки и присоединении воспалительного процесса. Срочной госпитализации пациентки требуют такие симптомы, как:

  • сильные схваткообразные боли внизу живота и пояснице;
  • повышение температуры выше 38ºС;
  • тахикардия и нарастающая слабость.

Независимо от срока и метода проведения аборта данная процедура всегда является опасной для здоровья женщины, поэтому лучше всеми способами предупреждать нежеланную беременность. Если все же по каким-то причинам нужно делать аборт, то следует обращаться в медицинское учреждение на ранних сроках, желательно до 20 дней задержки менструации.

источник

Аборт (лат. abortus – выкидыш) – всякое преждевре­менное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное (намеренно вызванное). Обычно же под абортом понимают последнее, что представляет не только медицинскую, юридичес­кую, но также и этическую (для многих людей – рели­гиозную) проблему.

Вопрос об искусственном аборте такой же древний, как и история всего человечества. Если говорить о веке минувшем, то можно отметить либерализацию законодательств многих стран по вопросу разрешения медицинских абортов («Abortion Act» от 17 октября 1967 г. в Великобритании, или «Roe versus Wade» Верховного суда США от 22 января 1973 г., провозгласивших, «плод не является юридической личностью» – т.е. не защищен Конституцией).

Отношение медиков к практике искусственного аборта нашло отражение, в частности, в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных медицинских манипуляций он специально выделяет и обещает: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Гиппократ считал искусственное прерывание беременности несовместимым с врачеб­ной профессией. В императорском Древнем Риме аборт широко практиковался и не считался по­зорным. С возникновением христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. В средние ве­ка наказание за искусственный аборт было особенно суровым. Согласно своду германских законов «Каролина» (XVI в.), производство аборта ка­ралось смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в России в 1649, но, столетие спустя, отменена.

Актуализация моральной проблематики искусственного аборта во многом связана с широким её обсуждением зарубежными и отечественными специалистами по биоэтике.

В нашей стране моральные проблемы аборта находятся в центре внимания ведущих ученых (Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Лопатин П.В., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Шамов И.А., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.).

Так, И.А. Шамов (2005) полагает, что запрет аборта нарушает множество этических положений. Во-первых, нарушаются фундаментальные права матери иметь столько детей, сколько она желает. Во-вторых, нарушается право матери на охрану своего здоровья – нежеланная беременность во много раз увеличивает риск потери здоровья или даже смерти матери. В-третьих, сказано ведь: «Права личности выше прав общества». Никакие соображения о необходимости увеличения численности нации не может быть реализовано за счет прав женщины.

И.В. Силуянова (2008) замечает, что на фоне социально-психологических факторов весьма условным выглядит психоэмоциональный мотив аборта – «стыд за грех», «страх позора», который скорее сохраняется в государствах с устойчивой религиозной культурой, хотя говорить о подлинно религиозных мотивах подобных поступков, естественно, неуместно. Мотивы психоэмоционального уровня наполняются новым содержанием: боязнь общественного мнения, приспособление к социально-бытовым стандартам.

Один из них – организационная структура здравоохранения, предусматривающая существование специальных направлений, обеспечивающих производство абортов, разработку медицинских методик искусственного аборта, анестезиологическое обеспечение операции, подготовку специальных медицинских кадров. Современная технологическая комфортность искусственного прерывания беременности, его общедоступность, бесплатность – не только благоприятные условия производства, но и гарантия устойчивого воспроизводства практики аборта.

В основе спора сторонников и противников абортов, ле­жит, по сути, проблема природы и стату­са человеческого эмбриона. Констатированием фак­тов возникновения сердцебиения у плода или появле­ния биоэлектрических импульсов его мозга подчерки­вается лишь наличие у него отдельных качеств чело­века. Как потенциальный человек эмбрион обладает осо­бым природным (онтологическим) статусом, связан­ным со становлением биологической уникальности, предпосылок неповторимого склада характера буду­щего человека.

П.Д. Тищенко (2001) подчеркивает, что намеченные дискуссиями «за» и «против» аборта, различия в моральном и медицинском значении стадий внутриутробного развития эмбриона и плода, были конкретизированы технологиями экстракорпорального (в пробирке) оплодотворения и вынашивания недоношенных новорожденных. При этом автор, рассматривая аспекты дара существования (акта дарения жизни), говорит, что метафизическое членение акта дарения существования повторяет до некоторой степени аристотелевскую схему. Вначале творится «растительная душа», затем «животная» и только в момент рождения – «разумная».

Одной из основных проблем является правовой и этический статус эмбриона. В каком возрасте нужно рассматривать эмбрион как личность, обладающую правами и защищаемую законодательством? При определении предельного возраста эмбрионов, допустимого для использования в эксперименте, ведущие эмбриологи называют, как правило, период от оплодотворения до 14 –го дня (начало формирования первичной полоски, элементов нервной системы) и 30-го дня развития (начала дифференцировки центральной нервной системы.

Данный вопрос детально проанализирован Э. Сгречча и В. Тамбоне (2002), которые отмечают, что период 14 дней был впервые пред­ложен в 1979 году Совещательной комиссией по этике – Ethics Advisory Board (DHEW) в Соединенных Штатах, которая обосновала это тем фак­том, что 14-й день соответствует как раз времени имплантации плода в матку. Правительство Великобритании учредило в 1982 году Комиссию по изучению репродуктивной функции человека и эмбри­ологии, состоящую из 12 экспертов и возглавляемую философом Мэри Уарнок. Из доклада Уарнок следует, что возможно использовать человеческий эмбрион для экспериментальных целей в течение 14 дней с момента зачатия, из чего однозначно вытекает, что до наступления этой стадии эмбрион не признается человеческим индивидом и что он еще це­ликом зависит от жизни взрослого.

Макларен, член Комитета Уарнок, утверждала в своей статье: «Момент, в который можно говорить о начале человеческого индивида во всей полноте, относится к стадии примитивной хорды в формировании эм­бриона». Согласно Макларен, первые 14 дней эмбрионального развития являются «периодом подготовки, во время которой формируются все защитные и питательные системы, необходимые для поддержания будущей жизни эмбриона», только «когда налажены системы поддержки, эмбрион может начать развиваться как индивидуальная сущность». С точкой зрения Макларен солидаризировался Гробстейн, который ут­верждает: «Человеческий преэмбрион обладает особой совокупностью ха­рактеристик, которые биологически отличают его от яйца, предшествующе­го ему, и от эмбриона, следующего за ним. Он является индивидом в генети­ческом, но не в морфологическом смысле».

Читайте также:  Таблетированный аборт как это происходит

То же говорит и Форд: «Появле­ние примитивной хорды – это знак того, что сформировался и начал суще­ствовать эмбрион в собственном смысле слова и человеческий индивид. До этой стадии нет смысла говорить о присутствии подлинного человеческого существа в онтологическом смысле». Что касается примитивной хорды, следует припомнить вместе с А. Серра, что «она представляет собой лишь конечный пункт определенного, последовательного, организованного, непрерывного процесса, который начался с момента формирования зиготы. В период формирования питательных и защитных систем всегда наличествует клетка или клетки, от коих берут начало те слои, которые образуют эмбриональную примитивную хорду. Она не возникает как бы извне и неожиданно и не отделена от всей совокупности процессов, которые берут свое начало от сингамии, она является продуктом этого процесса».

Что же касается употребления термина «преэмбрион», то вот что пишет Серра: «Несомненно, допустимо, а порой, с терминологической точки зре­ния, которая всегда имеет практическую ценность, даже удобно вводить новые символы, чтобы подчеркнуть новые аспекты. Поэтому термин «преэмбрион», предложенный Макларен и другими, может относиться лишь к раннему этапу развития эмбриона – от образования зиготы до образования эмбриональной примитивной хорды. Но было бы ошибоч­ным считать, что благодаря такому разделению единого процесса на два этапа каждый из них – и тот, на котором образуется зигота и примитивная хорда и последующий, продолжающийся уже после образования примитивной хорды, – представляет собой самостоятельный, никак не связанный с другим, про­цесс и что две структуры, – возникающая в ходе образования примитивной хорды и появляющаяся уже после образования ее – связаны с двумя различ­ными субъектами или что первая из них является структурой без субъекта».

Не менее противоречивы суждения ученых о глубоком замораживании эмбрионов. Излишние эмбрионы, могут быть законсервированы и при необходимости повторной имплантации избежать стимуляции ооцитов гормонами. С согласия доноров таких эмбрионов они могут быть имплантированы другой женщине. Высказывается мнение, что эмбрионы, полученные от од-ной супружеской пары, не следует использовать для других супругов, с целью ограничения отлучения детей от своих генетических родителей, более того есть мнение, что сроки консервации и использования эмбрионов определяются исключительно по решению их владельцев. Все действия с эмбрионами должны находиться под контролем местных этических комитетов и экспертной ассоциации.

Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. Эмбрион еще не яв­ляется нравственным субъектом, но все наши дейст­вия по отношению к нему подлежат моральным оцен­кам. С точки зрения морали, всякий аборт – в конечном счете зло и обязательно причиняет боль человеческой душе. «Декларация Осло о медицинском аборте», принятая ВМА (Осло, 1970), определила, что основополагающий моральный принцип врача – уважение к чело­веческой жизни с момента зачатия. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Очевидно, что наиболее остро проблема прерывания беременности воспринимается женщиной. Именно женщина оказывается вовлеченной в решение выбора жизни и смерти, именно от нее зависит жизнь человеческого существа. Может быть женщинам и предоставить право решать вопрос о прерывании беременности?

Право женщины распоряжаться своим телом завоевывало себе место в европейской культуре с трудом. Сначала появляются так называемые медицинские показания к аборту (узкий таз, гидроцефалия плода), затем эти показания расширялись, к ним присоединяются: болезни сердца, почек, туберкулез, душевные заболевания, наследственные болезни. В первой половине ХIХ века сформулировано понятие «социальные показания» искусственного прерывания беременности (изнасилование, инцест, чрезмерная нужда). Постепенно объем расширяется за счет – «желание мужа», «желаемое количество детей». В итоге многие страны вынуждены были признать автономию женщины принимать решение о прерывании беременности и не только в первой ее трети.

В ст. 56 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая – седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая – двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая – десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Необходимо отметить, что в настоящее время социальные показания для искусственного прерывания беременности определены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности», в п. 1 которого указано: «Установить, что социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации». Статья 131 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за изнасилование.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России №1661н от 27 декабря 2011 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности».

Как отмечалось выше, автономия женщины в данном вопросе тесно связана с решением вопроса о статусе плода.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., отмечено, что государства-участники Конвенции принимают во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». Согласно ст. 1 Конвенции ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста. Вместе с тем в Конвенции не установлен начальный момент, с которого следует признать человеческое существо ребенком. Из сказанного можно заключить, что ребенком является человеческое существо как до так и после рождения.

В ч. 1 ст. 4 Американской конвенции о правах человека определено, что каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Очевидно, что при таком подходе к решению вопроса о правовом статусе плода можно говорить о приоритете публичного интереса над частным интересом женщины в вопросах сохранения или прерывания беременности.

Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. В соответствии с этим конституционным решением вопроса о моменте возникновения общей правоспособности находятся нормы, закрепленные в ст. 56 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, анализ которых позволяет заключить, что право женщины на искусственное прерывание беременности рассматривается с позиции частно-публичного интереса. С одной стороны, в данной статье речь идет о том, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. С другой стороны, искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, а при сроке беременности до 22 недель лишь по социальным показаниям.

К.А. Чернега (2002) подчеркивает, что, к сожалению, при либеральном подходе к социальным и медицинским показаниям искусственного прерывания беременности в нормах действующего законодательства России практически отсутствуют гарантии государственной охраны материнства. Предпочтение отдается противоположным гарантиям. Автор замечает, что в контексте приведенной статьи материнство лишено общественной значимости и является не более, чем частным делом женщины.

И.А. Иванников (2005) подчеркивает, если признать, что ребенок является человеком еще до рождения, то искусственное прерывание беременности нарушает право на жизнь, на охрану, заботу и защиту ребенка до рождения. Теория «планирования семьи» ведет к падению морали, снижению рождаемости, разрушению семьи. Следствием разрушения семьи является разрушение общества и ослабление государства. В силу того, что женщина является хранительницей жизни, то аборт – это не право женщины, а право общества. Если плод человека по сути и есть человек, то он обладает правом на жизнь. Поэтому аборт это самовольное лишение права на жизнь и должно приравниваться к умышленному убийству.

Заслуживает внимание рассмотрение вопроса о праве врача на отказ от производства аборта.

Возможность отказа врача от производства аборта предусмотрена Декларацией ВМА «О медицинских абортах» (Осло, 1970 г.). Указанная Декларация не является нормативно-правовым актом, поэтому необходимо расмотреть право врача на отказ от производства аборта в юридическом смысле.

Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона РФ № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Важно остановиться на основных подходах к проблеме аборта в аспекте ценностно-мировоззренческих ориентаций. И.В. Силуянова (2001, 2008) в этой связи отмечает, что в России реально существуют различные ценностно-мировоззренческие ориентации, среди них – либеральная и консервативная.

Либеральный подход к аборту базируется на двух принципах:

1) право женщины распоряжаться своим телом;

2) отрицание личностного статуса плода.

Как подчеркивает И.В. Силуянова, исходным в этой аргументации является принцип «право женщины на аборт». Анализ этого суждения выявляет, что оно имело свой смысл скорее в условиях борьбы либерализма с консервативным законодательством, преследующим производство абортов.

Не разделяя идей традиционной морали, либеральное сознание создает свою аргументацию «моральности аборта». В качестве крайней точки такого подхода можно представить позицию М. Зангер. Ею была создана организация — Лига Контроля над Рождаемостью. В книге «Основной вопрос цивилизации» М. Зангер открыто пропагандирует идеи Мальтуса и евгеники, призывая «выдергивать плевелы человечества», бороться с милосердием, снижать численность «неполноценных, умственно отсталых и несоответствующих расовым стандартам», а также к принудительной стерилизации «генетически второсортных рас». С течением времени ее стратегия менялась.

В 1942 году она сменила название своей организации: вместо «Лиги контроля над рождаемостью» появилась «Американская Федерация Планирования Семьи», после Второй Мировой войны, была создана Международная Организация Планирования Семьи. В 1982 году, в мартовском выпуске журнала «Сайенс», медицинский директор Американской Федерации Планирования Семьи писал: «Дело в том, что ни одна нация на земле не может регулировать рождаемость, не прибегая к абортам. Не имеет значения, насколько хорош (или плох) метод сам по себе: раз с одной контрацепцией контроля над рождаемостью не добиться, вам придется иметь дело с абортами и стерилизацией».

В заявлении ВМА о планировании семьи (Мадрид, 1967) указано:

«1. Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА) одобряет концепцию планирования семьи и рекомендует всем национальным медицинским ассоциациям способствовать планированию семьи и популяризировать соответствующие методы.

2. Целью планирования семьи является не навязывание ограничений, а улучшение и обога­щение человеческой жизни. Планирование семьи открывает перед каждым человеком боль­шие возможности самореализации. Чтобы в полной мере воспользоваться одним из основ­ных прав человека, родители должны обладать знаниями и владеть способами планирования семьи, осознанно и самостоятельно принимать решение о количестве детей и возрастной разнице между ними.

3. ВМА предлагает всем заинтересованным организациям сотрудничество в области медицинских и гигиенических аспектов планирования семьи, помощь в подборе экспертов по семейному планированию, в организации обучения и проведении необходимых экспериментов и исследований.

4. ВМА обязуется поощрять инициативы любых организаций по проведению конференций, симпозиумов и исследований по всем аспектам планирования семьи.

5. ВМА рекомендует включить вопросы планирования семьи, являющиеся частью раздела о здоровье матери и ребенка, в программу подготовки врачей».

Консервативный подход к проблеме аборта принято связывать с моральными ценностями религиозной культуры.

Э. Сгречча (1992) подчеркивает, что медицинская мораль католической церкви использует нормы этики Гиппократа, обогатив их понятием священного характера жизни как дара Божьего и личности больного как сына Божьего и олицетворения самого Христа. Официальные документы римско-като-лической церкви запрещают аборты даже по здравоохранительным мотивам (Энциклика Павла VI «Ниmаnае vitae», 1968; Хартия работников здравоохранения, 1994). В Официальной декларации Священного синода Католической церкви (18 ноября 1974) утверждается, что человеческую жизнь нужно уважать с момента ее зарождения. Жизнь начинается с оплодотворения яйцеклетки и принадлежит не отцу и не матери, а новому человеческому существу, которое самостоятельно развивается. Он никогда не станет человеком, если его не считают человеком уже в этот момент.

Ж-Ф. Колланж (1992) отмечает, что пронизанная духом ответственности протестантская этика одновременно предполагает осмысление и толкование. Она не является раболепной исполнительницей любых указаний свыше, а выковывается в терпеливом и настойчивом поиске этической истины. В протестантских церквях осужда­ется аборт, как средство контроля за рождаемостью, но допускается в исключительных ситуациях, например при беременности после изнасилования «Заявление-кон­сенсус» по абортам Церкви адвентистов седьмого дня, 1990 г.).

Читайте также:  При аборте какой антибиотик можно принять

Иудаизм рассматривает искусственное прерывание беременности как противоестественное и утверждает, что аборт и нежелание иметь детей противоречат самой истории и мессианскому предназначению еврейского народа. Бесспорно, что если предстоящее рождение становится навязчивой идеей страха и может серьезно отразиться на физическом здоровье матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание (Gugenheim M., 1982).

В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981) современные тенденции разрешения абортов осуждаются. Согласно некоторым мусульманским ав­торам, зародыш обретает форму человека на 3-4-месяце беременности, в силу чего в исключительных случаях и с согласия обоих супругов искусственный аборт допустим при небольшом сроке беременности. Факхер Бен Хамида (1992), рассматривая понятие человеческой личности в исламе, отмечает, что в аяте 228 второй суры Корана сказано, что разведенная женщина не может снова выйти замуж раньше чем через 90 дней, что позволяет избежать сомнений относительно отцовства.

Овдовевшей женщине следует по той же причине ждать 130 дней, или 4 месяца и 10 дней, прежде чем выходить замуж. Следовательно, устанавливая сроки от 90 до 130 дней, то есть от трех месяцев до 4 месяцев и 10 дней, Коран косвенным образом определяет период, в течение которого зародыш приобретает форму человека. Исходя из этих положений Корана и основываясь на предании о пророке Мухаммеде, согласно которому Бог вдохнул «аль рух», то есть душу в зародыш в три месяца и одну неделю, можно сделать вывод, что о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить, начиная с первой недели четвертого месяца, то есть на сотый день беременности.

Со­гласно буддизму, искусственный аборт есть разновидность убийства, не­зависимо от стадии развития эмбриона. Жак Мартен (1992), рассматривая позиции буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биотехнологией, отмечает основной принцип – высшей святости человеческой жизни и любой формы существования вообще. Биологически зародыш возникает в результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой, но буддизм утверждает, что помимо этих двух элементов, для жизни необходим еще и третий – континуум сознания. При благоприятных генетических условиях зародыш поддерживает проникающая психоментальная сила, Будда говорит об этом следующими словами: «Монахи, когда соединяются три элемента, возникает зародыш жизни. Но в этом случае, если соединяются отец и мать, но время матери не настало и отсутствует существо для нового рождения (гадхабба), никакая жизнь не зародится. Монахи, если соединяются отец и мать и настало время матери, но отсутствует существо для нового рождения, жизнь не зародится и в этом случае.

Она возникает только при сочетании трех элементов: соединении отца и матери, благоприятном времени для матери и присутствии существа нового рождения» (Сутта-питака, Lahhgula-nikya, I, 265-266, Канон пали). Согласно буддийскому учению, человек – это больше, чем биологическое существо и результат соединения двух особей. Он существует в своей психофизической цельности и наследует предшествующие поступки. Этот континуум сознания, обладающего собственной «программой», проявляющейся в слиянии клетки. Человеческое существо, хотя и детерминировано своими прошлыми поступками, но тем не менее имеет возможность выбирать и изменять свое становление. Из сказанного выше следует, что зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа. Аборт соответствует уничтожению жизни независимо от стадии.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви установлено:

«XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намерен­ное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Кано­нические правила приравнивают аборт к убийству. В основе та­кой оценки лежит убежденность в том, что зарождение челове­ческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Не со­крыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кру­гом. Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой. Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь про­року Иеремии.

«Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Уче­нии двенадцати апостолов, одном из древнейших памятников христианской письменности». «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо зародыш во утро­бе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апо­логет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже чело­век», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Дающие врачевство для изверже­ния зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2-м и 8-м правилах святи­теля Василия Великого, включенных в Книгу правил Православ­ной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Со­бора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Зла­тоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Широкое распространение и оправдание абортов в современ­ном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему че­ловечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценно­сти человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угро­зу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоя­тельствах не может дать благословение на производство абор­та.

Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призы­вает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике реко­мендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая бере­менность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхари­стического общения с Церковью, но это общение обусловливает­ся исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследст­вие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите ма­теринства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согла­сия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. Х.З). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских ра­ботников на отказ от совершения аборта по соображениям со­вести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридиче­ская ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответствен­ность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления хри­стианской совести».

Приведенные источники религиозной морали с очевидностью свидетельствуют, что принципы консервативного подхода к абортам прямо противоположны принципам либерального подхода, их можно сформулировать следующим образом:

1) женщина не обладает правом распоряжаться своим телом во время беременности;

2) плод обладает личностным статусом.

Изложение умеренного подхода к абортам представляет определенные трудности. Во-первых, нужно определить по отношению к какому подходу (либеральному, консервативному или обоим сразу) должна проявляться умеренность? Во-вторых, если умеренность проявляется к обоим подходам, то предусматривает ли она достижение консенсуса между либералами и консерваторами по рассматриваемому вопросу? В-третьих, возможен ли подобный консенсус?

А.И. Бродский (2005) резонно подчеркивает: «можно представить себе, что осталось бы от христианства, если бы Христос во время Нагорной проповеди думал о консенсусе с фарисеями». Вместе с тем заслуживает внимания позиция Е.В. Беляевой (2005), которая анализируя моральный универсализм в эпоху глобализации, отмечает, что идея существования «инварианта» морали является почти обязательным элементом этической теории, ибо чисто релятивистская этика невозможна в принципе.

При разработке умеренного подхода к абортам следует принять во внимание точку зрения Р. Хейза (2005), изложенную в книге «Этика Нового Завета». Р. Хейз подчеркивает, что хотя Новый Завет специально ничего не говорит об аборте, его учение играет принципиаль­ную отрицательную роль, когда Церковь приходит к выводу о недопустимости тех или иных достаточно типичных формулиро­вок самой проблемы – как со стороны «защитников жизни», так и со стороны «защитников свободного выбора». Это отнюдь не означает, как подчеркивает автор, будто разум вообще исключается из дискуссии. Дело в другом: некоторые виды аргументации не со­четаются с символическим миром Нового Завета, с миром, в котором живет община верующих. Далее автор кратко объясняет, почему Новый Завет не принимает шесть наиболее распространенных «теорий» аборта:

— Неправильно подавать эту проблему как столкновение «прав»: права матери против прав нерожденного ребенка. В Писании ничего не сказано о «праве на жизнь». Жизнь – дар Божий, знак благодати. Никто не может притязать на нее, и никто из нас – ни мужчина, ни женщина – не имеет автономного «права» на свое тело. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм жи­вущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1 Кор 6:19-20). За все наши решения и поступки мы несем ответственность перед Богом.

— Еще менее уместно рассматривать эту проблему как «частное дело», как это было в приговоре по делу «Ро против Уэйда», или как личный выбор. (Напомним, мы говорим о решениях, принимаемых христианами, находящимися внутри Церкви). Все наши действия совершаются внутри общины веры и дол­жны оцениваться по двойному стандарту: идут ли они во благо общине и свидетельствуют ли миру о воле Божьей. Ново­заветная этика в первую очередь задает вопрос о том, как нормы жизни общины отражают истину ее отношений с Бо­гом. В Церкви, как в Израиле: если каждый начнет делать то, что хорошо в его глазах, это приведет к хаосу и непослуша­нию Богу (Втор 12:8; Суд 17:6, 21:25).

— «Святость жизни», эта священная корова, не имеет оснований в Новом Завете. Хауэрвас убедительно разоблачает данный предрассудок: «Христианский запрет отнимать жизнь основан не на предпосылке, будто человеческая жизнь обладает выс­шей ценностью, а на убеждении, что у нас нет права ее отни­мать. Христианский запрет на аборты вытекает не из предпо­сылки о высшей ценности жизни, но скорее из понимания, что мы, создания Божьи, не можем притязать на какую-либо власть над жизнью. Уважение христиан к жизни выражает их отношение не столько к самой жизни, сколько к Богу».

— Неправильно подменять проблему аборта вопросом: «С како­го момента начинается жизнь?» или «Является ли эмбрион личностью?» На эти вопросы ответа не даст ни наука, ни Биб­лия. Писание не дает оснований не только для ответа на эти вопросы, но даже для самих вопросов. К тому же подобные рассуждения становятся крайне опасными постольку, поскольку люди ищут способа оправдать аборты, исключая ту или иную «маргинальную категорию» из человечества. Совершен­но очевидно, как опасен такой прецедент. Иисус, напротив, направлял все усилия на то, чтобы включить любые марги­нальные категории в человечество.

— Еще хуже аргумент о «качестве жизни», отстаивающий право на аборт, ибо «не стоит рождаться на свет нежеланному ре­бенку». Нежеланному для кого? Для матери? Такими рассуж­дениями можно оправдать и детоубийство, особенно в бедняц­кой среде! Историческое свидетельство Иисуса и основанной Им общины — это свидетельство о принятии «нежеланных», о любви к ним, а не рекомендация «избавить их от страда­ний», попросту умертвив. Верующая община должна добивать­ся «качества жизни» для всех, приходящих в мир, независи­мо от того, «желанны» они для своих родителей или нет.

— Слаб гипотетический консеквенциалистский аргумент, иногда выдвигаемый в современных дебатах: «А что если бы Дева Мария сделала аборт?» На это можно возразить: «А что если бы мать Гитлера сделала аборт?» Ставя рядом эти глупые воп­росы, мы лишь убеждаемся в том, насколько безразличен Но­вый Завет — в отличие от многих современных авторов — к консеквенциалистскому этическому дискурсу. Новый Завет учит нас подходить к этическим проблемам не с вопросом: «Что произойдет, если я сделаю то-то?», а «Какова воля Божья?».

Показательно следующее высказывание Б. Тилберта, приводимое Р. Хейзом, в котором, в частности, имеются следующие слова: «Хватить твердить нашим неверующим ближним, что они живут неправильно, – лучше обнаружим власть Евангелия в нашей жизни… Позвольте задать вам вопрос: Какая сила перевесит? Десять тысяч человек, демонстрирующих на улице перед абортариями и осыпающих оскорблениями идущих туда женщин, или десять тысяч калифорнийцев, направивших в столицу штата официальное заявление: они готовы усыновить всех нежеланных детей любого возраста и цвета кожи, с любыми недугами и любить каждого ребенка во имя Иисуса Христа».

Представляется, что на смену праздному дискурсу на данную тему должен приходить ответственный дискурс, при котором любой, рассуждающий и «бросающий камень» в представителя противоположной позиции, призван осознать:

1) возможность личного вклада в решение проблемы;

2) готовность принять на себя ответственность за принятое решение. Представляется, что в этом случае крайние позиции двух принципиально несовместимых подходов (либерального и консервативного) будут излагаться их сторонниками более умеренно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник